соответствии с традиционным этическим поведением и культурой, очищающими
внешнюю природу. Это стадия преодоления врожденных инстинктивных
стереотипов. Аум.
БХАШЬЯ
Чарья, что дословно означает <поведение>, есть первая стадия религиозности и
основание для следующих трех стадий. Она также называется даса-марга, что
означает <путь служения>; на этом пути душа связана с Богом как слуга с
господином. Дисциплина чарьи включает смиренное служение, посещение храма,
выполнение своих обязанностей перед общиной и семьей, почитание святых
людей, почтение к старшим, искупление грехов и выполнение десяти
классических ограничений, называемых яма. В сильном обществе чарьи
выполняются, хочет этого человек или нет. Юные и мятежные души часто
протестуют и сопротивляются, тогда как зрелые души выполняют эти
обязанности вполне естественно. Правильное поведение и самоотверженное
служение естественны в течение всей жизни человека. Ключевым моментом
чарьи, или карма-йоги, является сева - религиозное служение, осуществляемое
без малейшей мысли о вознаграждении, имеющее огромное значение для
смягчения эго и вызывающее внутреннее поклонение души. <Тирумантирам>
объясняет: <Простые обязанности в храме, зажигание светильников, собирание
цветов, старательное натирание полов, подметание, пение хвалы Господу,
звонки в колокольчик и церемониальное поднесение воды - все это составляет
даса-маргу>. Аум Намах Шивайя.
Какова природа крия-пады?
ШЛОКА 38
Крия есть радостное и регулярное поклонение, как внутреннее, так и внешнее,
как в доме, так и в храме. Оно включает пуджу, джапу, покаяние и изучение
писаний, благодаря чему наше понимание и любовь к Богу и богам углубляются.
Аум.
БХАШЬЯ
Индуизм требует глубокого поклонения путем бхакти-йоги в крия-паде,
смягчающего интеллект и проявляющего любовь. В крие, второй стадии
религиозности, наша садхана, которая была в основном внешней по отношению к
чарье, теперь становится и внутренней. Крия, что буквально значит
<ритуальное действие>, есть подталкивание души к осознанию божественного, к
преодолению упрямства инстинктивно-интеллектуального сознания. Теперь мы
смотрим на образ Божества не как на фигуру, изваянную из камня, а как на
живое воплощение Бога. Мы выполняем ритуал и пуджу не потому, что должны,
но потому, что мы этого хотим. Нас тянет в храм для удовлетворения нашего
естественного чувства, мы поем искренне. Мы впитываем в себя и осознаем
мудрость Вед и Агам. Мы совершаем паломничества и причащаемся. Мы послушно
практикуем десять классических правил поведения, называемых нияма. Наша
связь с Богом в крийе подобна связи сына с родителями, и эта стадия
называется сатпутра-марга. <Тирумантирам> разъясняет: <Пуджа, чтение
писаний, пение гимнов, выполнение джапы и органичный аскетизм, правдивость,
сдерживание зависти и предложение пищи - эти и другие очищающие действия
составляют безупречную сатпутра-маргу>. Аум Намах Шивайя.
Какова природа йога-пады?
ШЛОКА 39
Йога есть внутреннее поклонение, ведущее к союзу с Богом. Это регулярная
практика медитации, отрешенность и аскетизм под руководством садгуру,
милостью которого мы достигаем реализации Парашивы. Аум.
БХАШЬЯ
Йога, <союз>, - это процесс соединения с Богом внутри себя, стадия, которую
достигают через совершенствование чарьи и крии. Поскольку Бог теперь
подобен другу для нас, йогу называют сакха-маргой. Эта система внутреннего
раскрытия начинается с асан - спокойного сидения в йогической позе и с
пранаямы - контроля дыхания. Пратьяхара, или обуздание чувств, ведет
сознание к дхаране - концентрации, затем к дхьяне - медитации. В течение
ряда лет, при идеальных условиях, огонь Кундалини нашего сознания
поднимается к высоким чакрам, сжигая остатки невежества и прошлых карм.
Дхьяна в конце концов ведет к обращению вовнутрь: сначала к
савикальпа-самадхи - опыту созерцания Саччидананды и, наконец, к
нирвикальпа-самадхи - к Парашиве. Воистину требуется живой садгуру в
качестве стойкого руководителя для того, чтобы пройти этот путь. Когда йога
практикуется человеком, преуспевшим в крие, боги принимают йога в свою
среду благодаря его проснувшейся огненной Кундалини. Веды предписывают:
<Серьезным усилием сдерживай свои чувства. Контролируй дыхание, регулируй
жизнедеятельность. Подобно вознице, сдерживающему лошадей, упорный ученик
сдерживает свой ум>. Аум Намах Шивайя.
Какова природа джняна-пады?
ШЛОКА 40
Джняна - это божественная мудрость, изливающаяся из просветленного существа,
зрелой души, пребывающей в Шиве, благословенная реализация Бога у человека,
отрабатывающего земную карму. Джняна есть плод тапаса йоги. Аум Намах
Шивайя.
БХАШЬЯ
Инстинктивное сознание в молодой душе твердо и завязано в тугой узел.
Интеллектуальное сознание в подрастающей душе сложно, и она видит
физический мир единственной реальностью. Сознание, близкое к сверхсознанию,
в мистически настроенной душе, хорошо усовершенствованной в крие, стремится
к реализации двух совершенств Шивы - Саччидананды и Парашивы. Через йогу
человек достигает сверхсознательного состояния, чувствуя блаженство,
всезнание и совершенную тишину. Когда интеллект йога отключен, он воспаряет
в Парашиву и приходит к джняне. Каждый раз когда он оказывается в этом
непередаваемом состоянии нирвикальпа-самадхи, он возвращается к сознанию,
обладая все большими знаниями. Он освобожден, он - дживанмукта, средоточие
кайвальи - совершенной свободы, далеко видящий, полный света, полный любви.
Человек не становится джняни лишь в результате чтения и понимания
философии. Состояние джняны находится в сфере интуиции, за пределами
интеллекта. Веды говорят: <Реализовав себя, риши, совершенные души,
удовлетворенные своим знанием, свободные от страстей, спокойные, те мудрые
создания, которые достигли всеприсутствия со всех сторон, соединяются с
Единым>. Аум Намах Шивайя.
Писания говорят об освобождении
Подобно огню домашнего очага, посвященные ищут славу Господа даже вдалеке и
запечатлевают ее в своем сердце ради просветления. Слава нашего Господа
великолепна, сияющая и достойная почитания в каждом сердце.
Ригведа
Для обладающих великой душой наиболее надежный путь к освобождению состоит в
убеждении, что <Я есмь Брахман>. То, что ведет к порабощению, с одной
стороны, и к освобождению, с другой, - это чувство самости, с одной
стороны, и отсутствие чувства самости, с другой.
Яджурведа
Когда сети склонностей (плохих или хороших) исчезают без остатка, когда
накопленные дела, как благие, так и дурные, совершенно разрушаются до
основания, как в прошлом, так и в будущем, благодаря снятию всех преград
возникает непосредственное и прямое представление о Брахмане как о плоде
амалака на ладони руки, и тогда тот, кто познал Брахман, становится
освобожденным при жизни.
Яджурведа
Он остается отстраненным, но не отстраненным, в теле, но не в теле; его
внутренняя сущность становится всепроникающей. Очистив свое сердце и
завершив свое совершенное размышление, йог видит: Я есмь Все, Высшее
Блаженство.
Яджурведа
Когда йог соединяет свое дыхание с АУМ или соединяется со Всем
многообразными способами, это называется йогой. Это единство дыхания, ума и
чувств, отречение от всего существующего и называется йогой.
Яджурведа
Когда исчезает знание пяти чувств вместе с умом и интеллект замирает, - это,
как говорят, есть высший путь.
Яджурведа
Следует знать, что усилия Логической реализации проходятся йогами в восемь
этапов: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи.
Супрабхеда-агама
Лишь тот учен, лишь тот счастлив и успешен, чей ум более не является
неустойчивым, подобно воздуху, но твердым. Это путь к освобождению, это
высшая добродетель, это мудрость, это сила и это достоинства тех, кто ищет.
Дэвикалоттара-агама
Никто не достигнет мокши своими средствами; такое достижение возможно лишь
благодаря милости Шивы, Того, кто разгоняет зло.
Паушкара-агама
Для того чтобы видеть Его, обожать Его, медитировать на него, дотрагиваться
до Него, петь о Нем, держать Его святые стопы на своей смиренной голове,
те, оказывают почтение гуру различными способами, они воистину идут по пути
сан-марги, который ведет к освобождению.
Тирумантирам
Самоконтроль ставит человека вровень с богами, а отсутствие его ввергает
человека в глубокий мрак.
Тирукурал
Единая Сущность - блаженная, целостная и всепронизывающая - существует одна
и ничего больше. Тот, кто постоянно осознает это, свободен от смерти и от
печали сансары.
Шива-самхита
Слушайте мой рассказ о пути к освобождению: истина, терпение, спокойствие и
самодисциплина, различение между вечным и преходящим, преданность смиренным
слугам Господа, вставание рано утром и омовение перед восходом солнца,
повторение предписанным способом великой Пятислоговой мантры, почитание
стоп гуру, нанесение священного пепла, принятие пищи только тогда, когда
голоден, с сердцем, полным благодарности.
Натчинтанай
ШИВАМАЙЯ УПАНИШАД
МИР
ТРИЛОКА МАНДАЛА
Три мира
Падма - это цветок лотоса, Nelumbo nucifera, совершенство красоты, связанное
с божествами и с чакрами, особенно с тысячелепестковой сахасрарой.
Укорененный в грязи цветок лотоса - это обещание чистоты и раскрытия. Аум.
Откуда появилась вселенная?
ШЛОКА 41
Всевышний Бог Шива создал мир и все сущее в нем. Он создает и поддерживает
каждый момент, каждый атом видимой физической и невидимой духовной