вселенной. Все - в Нем. Он - во всем. Аум.
БХАШЬЯ
Господь Шива создал нас. Он создал землю и все сущее на ней, как живое так и
неживое. Он создал время и тяготение, огромные пространства и бесчисленные
звезды. Он создал день и ночь, радость и печаль, любовь и ненависть,
рождение и смерть. Он создал грубое и тонкое, этот мир и другие миры.
Существуют три мира: физический, тонкий и причинный, называемые бхурлока,
антарлока и Шивалока. Создатель всего, Сам Шива, является несозданным. Как
высшее Божество, Шива своей волей вызывает появление всех душ и всех форм,
извлекая их из Себя, подобно свету огня или волнам океана. Риши описывают
этот вечный процесс как раскрытие 36 таттв, стадий манифестации от
Шива-таттвы - Парашакти - и нады к пяти элементам. Создание не есть
сотворение отдельной сущности, но эманация Его Самого. Господь Шива
создает, постоянно поддерживает форму своих созданий и вбирает их опять в
себя. Веды учат: <Подобно пауку, который прядет и убирает свою паутину,
подобно траве, растущей на земле, подобно волосам, растущим на голове и
теле человека, так из Вечносущего возникает эта вселенная>. Аум Намах
Шивайя.
Какова природа физического плана?
ШЛОКА 42
Физический план, или бхурлока, есть мир грубой, или материальной субстанции,
в которой сущности воспринимаются пятью органами чувств. Это самый
ограниченный мир, наименее постоянный и наиболее подверженный изменениям.
Аум.
БХАШЬЯ
Материальный мир - там, где мы имеем наш опыт, творим карму и выполняем
жизненные желания и обязанности в физическом теле. Именно в бхурлоке
сознание ограничено и об осознании двух других миров не всегда помнят. Это
внешний план, созданный из грубой материи, который в действительности
является просто энергией. Мир замечателен в своем нескончаемом разнообразии
и восхитительной новизне. Мистики называют это раскрытием пракрити,
первичной природы, и уподобляют его пузырьку на поверхности океана, он
возникает, живет и лопается, возвращаясь к своему источнику. Этот
физический мир, хотя и необходимый для нашей эволюции, является воплощением
непостоянства и постоянных перемен. Поэтому мы стараемся не быть абсолютно
привязанными к нему. Он мистически субъективен, а не объективен. Он
плотный, но не твердый. Этот мир чувствующий, но не священный. Он состоит
из камней, радуги, жидкости, газа, пламени - и все это в едином
пространстве. Веды учат: <Знающий, творец времени, обладатель качеств и
всех знаний, это Он, кто обволакивает вселенную. Контролируемая Им,
раскрывается работа созидания и создается то, что считается землей, водой,
огнем, воздухом и эфиром>. Аум Намах Шивайя.
Какова природа тонкого плана?
ШЛОКА 43
Тонкий план, или антарлока, является ментально-эмоциональной сферой, в
которой мы существуем посредством мыслей и чувств и в которой мы полностью
находимся во время сна и после смерти. Это - астральный мир, который
существует и в физическом плане. Аум.
БХАШЬЯ
Астральный мир в основном точно дублируется на физическом плане, хотя он
характеризуется более интенсивной скоростью вибрации. Существа в более
высокой антарлоке обучаются технологии, искусствам и культуре для того,
чтобы поднять свои тела в бхурлоку для улучшения условий внутри нее. Именно
в этой наиболее продвинутой сфере осуществляются открытия, создаются новые
виды, раскрываются идеи, предвидится будущее, достигается равновесие в
окружающей среде, обучаются ученые и художники. Мы постоянно функционируем,
хотя, возможно, и бессознательно, в этом тонком плане посредством наших
мыслей и эмоций. Здесь, во время сна и после смерти мы встречаем тех, кто
спит или умер. Мы посещаем школы, находящиеся внутри этого плана, для
овладения новыми знаниями. Антарлока охватывает весь спектр сознания от
районов ада нараки, начинающихся в патала-чакре в стопах до небесной сферы
божественной любви в вишуддха-чакре в горле. Веды учат: <Существуют
поистине три мира: мир людей, мир отцов и мир богов. Мир богов, воистину,
самый лучший из миров>. Аум Намах Шивайя.
Какова природа причинного плана?
ШЛОКА 44
Причинный план, или Шивалока, пульсирует в центре сущего глубоко внутри
тонкого плана. Это - сверхсознательный мир, где живут боги и высоко
продвинутые души, которых можно достигнуть посредством йоги и храмового
поклонения. Аум.
БХАШЬЯ
Причинный план - это мир света и благословения, самая высокая из небесных
областей, превозносимая во всех писаниях всех вероисповеданий. Это основа
существования, источник видения, суть всего, вершина творения. Причинный
план - это прибежище Господа Шивы и окружающих Его махадэвов и других
высоко продвинутых душ, которые существуют в своей собственной
блистательной форме сверкающих тел, состоящих из бесчисленного множества
квантов частиц света. Даже для воплощенных душ эта тонкая сфера не является
отдаленной, но существует внутри человека. Он всегда присутствует, всегда
достижим как чистый белый свет, который освещает ум и который локализуется
в горле и в головных чакрах - вишуддхе, аджне и сахасраре во время
возвышенной практики йоги и храмового поклонения. Именно в причинном плане
зрелая душа, освобожденная от инстинктивных преград физического тела и
жесткого сдерживания астрального тела, пребывает в полном сознании в своей
блистательной форме. Шивалока - это естественное прибежище всех душ. Веды
учат: <Там, где люди передвигаются по своей воле, в трехмерной сфере, на
третьих небесах, там, где существуют области, полные света, в этом
сверкающем мире сделай меня бессмертным>. Аум Намах Шивайя.
Кончается ли когда-нибудь вселенная? Реальна ли она?
ШЛОКА 45
Вселенная заканчивается в махапралайе, когда время, форма и пространство
растворяются в Господе Шиве лишь для того, чтобы быть вновь сотворенными в
следующем космическом цикле. Мы называем ее относительно реальной, чтобы
отличить ее от неменяющейся Реальности. Аум Намах Шивайя.
БХАШЬЯ
Вселенная и все сущее являются майей, чудесной энергией Шивы. В то время как
Бог абсолютно реален, порождаемый им мир относительно реален. Относительная
реальность не означает иллюзорности или несуществования, но то, что мир не
является постоянным и может меняться. Неправильно говорить, что вселенная
есть простая иллюзия, так как она абсолютно реальна в обычном сознании и ее
существование нужно для того, чтобы вести нас к Богу. Вселенная рождается,
эволюционирует и растворяется циклически, подобно тому как времена года
сменяют друг друга в течение года. Эти циклы так велики, что их невозможно
себе представить, и они кончаются в махапралайе, когда вселенная переживает
распад. Все три мира, включая время и пространство, растворяются в Боге
Шиве. В этом Его последняя милость - эволюция всех душ совершенна и полна,
и они теряют свою индивидуальность и возвращаются к Нему. Затем Бог Шива
существует один в трех Его совершенствах до тех пор, пока Он не начнет
творение вновь. Веды говорят: <Воистину Бог един; второго не может быть. Он
один управляет этими мирами с помощью своих сил. Он наблюдает сущности. Он,
Пастырь, создавая все миры, поглощает их вновь в конце времен>. Аум Намах
Шивайя.
Писания говорят о трех мирах
Все нити выходят из паука, все искры выходят из огня, и подобно этому, все
чувства, все миры и воистину все существа исходят из Него.
Яджурведа
На небесах совсем нет страха. Тебя, о Смерть, там нет. Мысль о старости,
пришедшая там, не заставляет содрогаться. Там не испытывающие голода и
жажды, не знающие печали, все счастливы и радуются.
Яджурведа
Вселенная - это вечно существующее древо, его корни вверху, его ветви
простираются вниз. Чистый корень древа есть Брахман. Он бессмертен, и в Нем
существуют три мира. Его нельзя постичь, и Он воистину есть Самость.
Яджурведа
Дух человека имеет два прибежища: этот мир и запредельный мир. Есть также
третье прибежище: земля сна и сновидений. Находясь на этой границе, дух
человека может созерцать свое прибежище в этом и в потустороннем ми рах, и,
скользя по границе миров, он созерцает оставшиеся позади печали этого мира
и видит перед собой радости потустороннего мира.
Яджурведа
Да дарует нам милость чистого видения Господь, который в тайне своего
видения и могущества превращает свое белое сияние в свое многоцветное
творение, из которого выходят все вещи и в которое они возвращаются.
Яджурведа
Когда человек познает Бога, он освобождается: кончаются его печали, а
рождение и смерть больше не существуют. Когда во внутреннем единении Он
выходит за пределы мира тела, тогда проявляется третий мир, мир духа, где
находится Сила всего и где человек имеет все, так как он един с Ним.
Яджурведа
Ты - без начала, за пределами времени, за пределами пространства. Ты - Он,
из которого возникли три мира.
Яджурведа
Эти миры, помещающиеся один над другим, от более низкого к наиболее
высокому, составляют вселенную перевоплощений. Познавшие Реальность
описывают ее как место подлинного опыта.
Мригендра-агама
Все видимое и невидимое, движущееся и неподвижное пронизано Мной. Все миры,
существующие в таттвах, от Шакти до притхиви (земли) существуют во Мне.
Все, что можно слышать или видеть, внутренне или внешне, пронизано Мной.
Сарваджняноттара-агама
Грубое тело, присутствующее явно, тонкое тело, являющееся невидимым,
реализуются, и причинное тело, которое появляется в результате, исчезают,
когда они сливаются воедино у стоп Шивы.
Тирумантирам
Вселенная, одушевленная и неодушевленная, есть Его тело. Вселенная,