собственной сущностью, когда далее, он ощущает это единство, как тогда горе
или заблуждение могут затронуть его?
Яджурведа
Я прославляю Его, который светится подобно солнцу, кто дает счастье, Его,
замечательного благого, Его, кого все приветствуют как гостя. Он одаряет
силой поклоняющихся; да даст Он божественный огонь, да устранит Он горе и
даст нам героическую силу и устойчивое богатство.
Ригведа
Я ищу прибежища у Бога, который Един в молчании вечности, в чистом излучении
красоты и совершенства, у которого мы находим наш мир. Он - высший мост,
который ведет нас к бессмертию, и дух огня, который сжигает шлак низшей
жизни.
Яджурведа
Когда видящий видит Творца золотого цвета, Господа, Сверхличность, источника
Брахмы, тогда, будучи знающим, стряхивая добро и зло и освобождаясь от
грязи, он достигает высшего равенства с Господом.
Атхарваведа
Лишь спокойный ум уничтожает всякое действие, хорошее или плохое. Когда
самость умиротворена, человек следует Самости и достигает вечного
блаженства. Если ум устанавливается твердо в Брахмане, так как он обычно
привязан к воспринимаемым объектам, кто тогда не будет освобожден от уз?
Яджурведа
Слова не могут описать радость души, нечистоты которой смываются в глубоком
созерцании, которое едино со своим атманом, со своим Духом. Только те, кто
чувствуют эту радость, знают, что это такое.
Яджурведа
Даже несмотря на то, что он причиняет боль своему пациенту, применяя
определенные лечебные средства, врач не является причиной страдания, потому
что в конечном счете он дал добро, к которому стремились.
Мригендра-агама
Следует избегать споров, мирских ассоциаций и ссор. Нельзя быть вовлеченным
даже в духовные споры, хорошие или плохие. Ревность, клевета, амбиции,
страсть, зависть, любовь, гнев, страх и страдания, - все это должно
исчезнуть постепенно и полностью.
Дэвикалоттара-агама
Даже если ты самый большой грешник, с помощью сосуда мудрости ты пересечешь
море зла. Подобно огню, сжигающему топливо, огонь вечной мудрости сжигает
все деяния.
Бхагавад-гита
Добродетельная жена, истинный верующий и великий джняни - те, кто нанес этим
существам чрезвычайный вред, - пусть их жизнь и богатство через год
исчезнут.
Тирумантирам
Врач берет различные коренья, смешивает их, получая лекарство, и с помощью
этого лекарства лечит болезнь. Подобно этому, великий всезнающий врач,
давая душе ее тело, способности, мир и все ее опыты, излечивает ее болезнь
и утверждает ее в блаженстве освобождения.
Натчинтанай
О Господь! Пять чувств завладели моим телом и увлекают меня от Твоих
священных стоп. Я в смятении и в волнении сердца как взбиваемое молоко.
Даруй мне просветление!
Тирумурай
Как жаркий огонь горнила очищает золото до блеска, так и жгучее страдание
аскетизма очищает душу до сияния.
Тирукурал
ДХАРМА УПАНИШАД
ПРАВЕДНАЯ ЖИЗНь
ЧАТУРДХАРМА МАНДАЛА
Четыре дхармы
Анкуша, стрекало, которое держит Господь Ганеша в правой руке, используется
для устранения препятствий с пути дхармы. Это - сила, посредством которой
все неправедное отметается от нас, это - острие, которое заставляет
нерадивых двигаться вперед. Аум.
Что такое дхарма? Каковы ее формы?
ШЛОКА 56
Дхарма - это закон существования, закон правильной реализации внутренней
природы и судьбы. Дхарма состоит из четырех основных разделов, которые
являются действующими законами Бога на четырех уровнях нашего
существования: универсальном, человеческом, социальном и личном. Аум.
БХАШЬЯ
Когда Бог создал вселенную, Он наделил ее порядком, дал законы, управляющие
мирозданием. Дхарма - это божественный закон Бога, действующий на каждом
уровне существования, от поддержания космического порядка до религиозных и
моральных законов, которые обеспечивают нам гармонию с этим порядком. Нас
поддерживает дхарма, обеспечивающая нашу наиболее совершенную связь со
сложной вселенной. Каждая форма жизни, каждая группа людей имеет дхарму -
закон существования. Когда мы следуем дхарме, мы находимся в гармонии с
Истиной, которая присуща вселенной и направляет ее, и естественным образом
пребываем в близости к Богу- Адхарма - это противоположность божественному
закону. Дхарма преобладает в законах природы и выражается в нашей культуре.
Она состоит в благочестии и этике, в долге и обязанностях. Это путь,
который ведет нас к освобождению. Универсальная дхарма известна как рита.
Социальная дхарма - это варна-дхарма. Человеческая дхарма известна как
ашрама-дхарма. Наша личная дхарма - свадхарма. Индуизм, чистейшее выражение
этих четырех вневременных дхарм, называется Санатана Дхарма. Веды учат:
<Нет ничего выше дхармы. Воистину, то, что есть дхарма, есть Истина>. Аум
Намах Шивайя.
Что такое универсальная дхарма?
ШЛОКА 57
Универсальный закон, известный в Ведах как рита, - это космический порядок,
закон Бога, действующий на физическом плане. Это бесконечный разум, или
сознание в природе, основополагающий космический замысел и организующая
сила. Аум.
БХАШЬЯ
Рита - это основополагающий божественный принцип и универсальный закон,
регулирующий природу от движения звезд по галактическим орбитам до потока
энергии мельчайших субатомных частиц. Рита - это Дао. Это - судьба и путь к
судьбе. Когда мы находимся в гармонии с универсальной дхармой и осознаем,
что человек является неотъемлемой частью природы, а не доминирует над ней,
- мы находимся в гармонии с Богом. Все индуисты считают, что они гости на
земле, ответственные перед природой. Когда эта ответственность выполняется,
то сохраняется равновесие. Физическое тело берется у природы и возвращается
в нее. Природа чрезвычайно сложна и упорядочена. Из кокосового ореха всегда
вырастает кокосовая пальма, лотос дает лотос, роза - розу, а не какой-либо
другой вид растения. До чего же постоянна и в то же время до чего же
разнообразна природа - в массе ее созданий не найдется и пары абсолютно
идентичных экземпляров! Каждый индуист осознает, что он является частью
природы, и пытается гармонизировать свою жизнь с универсальным путем,
основополагающей космической силой. Веды учат: <Земля поддерживается
Истиной, небо поддерживается солнцем, солнечные системы поддерживаются
вечными законами, ритой. Эликсир божественной любви господствует на
небесах>. Аум Намах Шивайя.
Какова природа социальной дхармы?
ШЛОКА 58
Социальный закон, или варна-дхарма, включает занятия, обязанности и
ответственность, которые мы должны принимать, будучи членами нации,
сообщества или семьи. Важный аспект этой дхармы - это религиозные и
моральные законы. Аум.
БХАШЬЯ
Каждое человеческое общество вырабатывает сложную структуру социальных
взаимодействий. Ученые набожные души, обладающие исключительными знаниями,
- это мудрые брахманы. Законодатели и претворяющие законы в жизнь - это
наши защитники, кшатрии. Банкиры и бизнесмены - это купцы-вайшьи. Рабочие и
ремесленники - это шудры. Помимо этих четырех классов, или варн, есть сотни
каст, или джати. В индуистских сообществах класс и каста, определяющие
занятия и положение в сообществе, в основном передаются по наследству.
Однако честолюбивые люди, вступающие на новое поприще благодаря
образованию, мастерству и упорству, выходят за рамки этих наследуемых
категорий. Социальная дхарма выполняется в соответствии с законами нашей
страны, обязанностями внутри сообщества и в соответствии с нашим долгом по
отношению к семье и к друзьям. Всеобъемлющая система обязанностей,
моральных норм и религиозных правил составляет действующий божественный
закон нашей повседневной жизни. При правильном исполнении этого закона,
варна-дхармы, личный и семейный прогресс растет и обеспечивается
преемственность культуры. Веды говорят: <Когда человек рождается, кем бы он
ни был, одновременно рождается долг перед Богом, мудрецами, предками и
людьми>. Аум Намах Шивайя.
Какова природа человеческой дхармы?
ШЛОКА 59
Человеческий закон, или ашрама-дхарма, есть естественное выражение и
зрелость тела, души и эмоций, проходящих четыре прогрессивные стадии
мирской жизни: ученик, домохозяин, старейшина-советник и религиозный
отшельник. Аум.
БХАШЬЯ
Четыре ашрамы - это стадии усилий в поисках пурушартх: праведности,
богатства, удовольствий и освобождения. Первые 24 года нашей жизни - это
время интенсивного обучения. Примерно в 12 лет мы формально вступаем в
брахмачарья-ашраму и приобретаем знания и мастерство, которые послужат нам
в дальнейшей жизни. От 24 до 48 лет в грихастха-ашраме мы работаем
совместно как муж и жена, воспитывая детей и приумножая богатство и знания,
связанные с нашей профессией, служа обществу и поддерживая членов трех
других ашрам. В ванапрастха-ашраме в возрасте от 48 до 72 лет мы постепенно
отходим от общественной жизни, делимся опытом с молодежью, давая им советы
и руководя ими. После 72 лет, когда физические силы иссякают, мы всецело
обращаемся к писаниям, поклонению и йоге. Эта стадия называется
санньяса-ашрама, и она отличается от формальной жизни монахов, одетых в
одежды цвета охры. Таким образом, наша человеческая дхарма - это
естественное пробуждение, самовыражение, созревание и отход от мирской
жизни. Веды говорят: <Исполнение обязанностей того периода жизни, к
которому каждый из нас принадлежит, вот воистину главное правило! Остальные
правила - как ветви ствола. Соблюдая это правило, вы стремитесь вверх, в
противном случае - вниз>. Аум Намах Шивайя.
Какова природа личной дхармы?
ШЛОКА 60
Личный закон, или свадхарма, - это наш совершенный индивидуальный способ