жизни. Это сумма собранных семян кармы, связанных с совместным действием на
нас риты, ашрама- и варна-дхармы. Аум Намах Шивайя.
БХАШЬЯ
Каждый человек имеет индивидуальную, личную дхарму. Эта дхарма определяется
двумя вещами: кармами, как хорошими, так и плохими, из прошлой жизни и
тремя дхармами нашей жизни - универсальной, человеческой и социальной.
Свадхарма, <собственный закон человека>, складывается из нашей истории,
опыта, склонностей и желаний, указанных астрологией, - все это определяет
нашу личность, профессию и связи. Ключ к раскрытию и пониманию личной
дхармы лежит в почитании Господа Ганеши, бога памяти, времени и мудрости,
который знает наши прошлые жизни и может прояснить наиболее совершенные
закономерности и указать правильный путь в жизни. Когда мы следуем этому
уникальному закону, руководимые гуру, мудрыми старейшинами и знающим
голосом нашей души, мы удовлетворены и находимся в мире с самими собой и с
окружающим. Дхарма для отдельного человека равнозначна нормальному развитию
семени, то есть правильному выполнению внутренней природы и судьбы.
Ведическая молитва просит: <То великолепие, которое обнаруживается у слона,
у царя, у людей, у вод, то великолепие, с которым боги достигли своего
божественного состояния, дай мне, о Господь, и сделай меня великолепным>.
Аум Намах Шивайя.
Писания говорят о четырех дхармах
У нас всех есть различные мысли и планы и разнообразные призвания. Плотник
ищет трещину, врач - болезнь, священник - сому.
Ригведа
Дочь неба проявила себя на востоке, одетая в свет. Она преданно следует пути
рита-дхармы. Она - всепонимающая, Она отмеряет стороны света.
Ригведа
Обе руки одинаковы, но они отличаются в работе. Так и две коровы, родившиеся
от одной матери, могут давать разные удои молока. Даже близнецы имеют
разную силу, а родственники обладают разной степенью щедрости.
Ригведа
Человек должен думать о богатстве и пытаться добиться его поклонением на
пути порядка, он должен руководствоваться своим собственным внутренним
видением и мобилизовать еще большую энергию благодаря своему духу.
Ригведа
Тот, кто, пройдя обучение у брахмана, полностью изучив Веды, освобождается
своим учителем, которому он всегда был послушен, такой человек называется
ашрамин. Выбрав себе жену, равную ему по происхождению, он должен возжечь
священные огни и приносить божествам жертвоприношения брахмана день и ночь
до тех пор, пока он не разделит среди детей свою собственность и не оставит
удовольствия супружества, уйдя в лесную жизнь, скитаясь по чистой земле.
Питаясь водой и воздухом и приемлемыми плодами, с огнем внутри тела, он
живет на земле без обязательств, без слез.
Атхарваведа
Сотня неинициированных равна одному брахмачари. Сотня брахмачари равна
одному грихастхе. Сотня грихастх равна одному ванапрастхе. Сотня ванапрастх
равна одному санньясину.
Атхарваведа
Во сколько частей был Он преображен, когда Пурушу расчленили на куски? Что
стало с Его ртом? Во что превратились Его руки, Его бедра, Его ступни? Его
рот стал брахманами, из Его рук возникли раджаньи, из Его ног - вайшьи, а
из ступней - шудры.
Ригведа
Дела брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр различны в соответствии с тремя
силами их рожденной природы. Дела брахмана - это мир, внутренняя гармония,
аскетизм и чистота, любящее прощение и праведность, видение, мудрость и
вера. А вот дела кшатриев: героический ум, внутренний огонь, постоянство,
находчивость, храбрость в бою, щедрость и благородное лидерство. Торговля,
сельское хозяйство и скотоводство - это работа вайшьев. Работа шудр - это
служение. Все они достигают совершенства, когда находят радость в своей
работе.
Бхагавад-гита
Человек достигает совершенства, когда его работа состоит в поклонении Богу,
от которого возникли все вещи и который есть все. Даже если он скромен, его
работа тогда более велика, чем работа другого человека, даже если он велик.
Когда человек выполняет работу, которую дал ему Бог, никакой грех не может
его коснуться.
Бхагавад-гита
Он саттвичен, его мысли сосредоточены на Парататтве, он ясно зрит сквозь
враждующие веры, его отвращают возвращающиеся циклы рождений, и он прямо и
с легкостью идет по пути дхармы. Такой человек - воистину хороший и
истинный ученик.
Тирумантирам
Тот, кто понимает свой долг перед обществом, живет истинно. Всех других
нужно считать пребывающими среди мертвых.
Тирукурал
Следуя законам дхармы, которые управляют телом и душой, вы должны бояться
греха и поступать праведно. Мудрые люди, думая и поступая таким образом,
заслуживают блаженство сейчас и потом.
Натчинтанай
САДАЧАРА МАНДАЛА
Праведное поведение
Анджали, жест двух рук, соединенных у сердца, означает <почтение>. Это наше
индуистское приветствие - объединение, соединение вместе материи и духа,
<я>, встречающее <Я> во всем. Аум.
Б чем смысл праведного поведения?
ШЛОКА 61
Праведное поведение - это праведные мысли, праведная речь и праведные
действия. Это добродетельные поступки в гармонии с божественным законом,
отражающие внутреннюю чистоту души. Как путнику, взбирающемуся в гору,
нужен посох, так и добродетель нужна в жизни. Аум.
БХАШЬЯ
Праведное поведение, садачара, определяет нашу повседневную жизнь. Мы должны
поднимать настроение окружающих, а не критиковать и не оскорблять их. Мы
должны быть любящими и добрыми, а не ненавидящими и злобными. Мы должны
обладать прекрасными качествами души, выражающимися в самоконтроле,
скромности и честности. Мы должны представлять хороший пример для других, и
при виде нас люди должны радоваться, а не избегать нас. Праведное поведение
складывается из духовной жизни и возникает в результате общения с хорошими
людьми. Когда сердце и ум освобождены от низости, когда желания укрощены и
вы избегаете излишеств, когда вы познали дхарму и следуете ей, естественным
образом возникает праведное поведение. Индуист культивирует смирение и
избегает надменности, ищет возможности оказать помощь, никогда не мешает,
находит хорошие черты в других и забывает их недостатки. Нет другого
способа достичь того, чтобы тебя называли истинным преданным, кроме как в
результате праведного поведения, как внутреннего, так и по отношению к
другим людям. Веды говорят: <Не будем пренебрегать правдой. Не будем
пренебрегать дхармой. Не будем пренебрегать благосостоянием. Не будем
пренебрегать процветанием. Не будем пренебрегать учением. Не будем
пренебрегать нашими обязанностями перед богами и перед предками>. Аум Намах
Шивайя.
Каковы четыре ключа к праведному поведению?
ШЛОКА 62
Чистота, преданность, смирение и благотворительность суть четыре ключа к
праведному поведению. Из этих четырех чистота является главной
добродетелью. Мы культивируем чистоту, думая, говоря и делая лишь то, что
задумано в сострадании ко всему. Аум.
БХАШЬЯ
Чистота есть древнее и естественное состояние души. Мы культивируем чистоту,
стремясь общаться с праведными людьми и ведя дисциплинированную жизнь.
Преданность есть любовь к Богу, богам и гуру и посвящение себя семье и
друзьям. Мы культивируем преданность через верность и правдивость. Мы
культивируем преданность через поклонение и бескорыстную службу. Смирение -
это скромность, мягкость, почтительность и отсутствие претензий. Мы
культивируем смирение, осознавая опыт жизни, а не реагируя на него
непосредственно, и видя Бога везде. Мы культивируем смирение, проявляя
терпение к обстоятельствам и выдержку в общении с другими людьми.
Благотворительность - это бескорыстная забота о ближнем. Бескорыстный
человек щедро отдает, не думая о вознаграждении, всегда делясь и никогда не
делая запасов. Мы культивируем благотворительность, подавая голодным,
больным, бездомным, старым и несчастным. Веды учат: <Подобно тому как олени
и птицы не ищут убежища на обьятом пламенем холме, грехи не найдут
прибежища у того, кто познал Бога>. Аум Намах Шивайя.
Как познается праведное поведение?
ШЛОКА 63
Первый учитель в делах праведного поведения - это наша совесть. Для того
чтобы узнать, что праведно или неправедно, мы можем также обратиться к
Богу, к нашему садгуру и к свами, к писаниям и к нашим старейшинам, к семье
и к друзьям, которым мы доверяем. Аум.
БХАШЬЯ
Нельзя избежать божественных законов. Они не управляют нами свыше, но
находятся в основе нашей природы. Даже смерть не может стереть карму,
созданную неправедными поступками. Лишь праведное поведение может
освободить от дурной кармы. Следовательно, важно, чтобы мы научились
праведному поведению и практиковали его. Праведные люди - лучшие учителя
праведного поведения, и их надо искать и прислушиваться к ним, когда нам
нужны помощь или совет. Говорите с ними, мудрыми людьми, и, получив хороший
совет, действуйте соответственно. Необходимо регулярно читать и изучать
этические писания и следовать их мудрости. Громкий голос нашей души, всегда
слышимый нашим сознанием, - это достойный руководитель. Когда мы осознаем
тонкий механизм кармы, мы мудро следуем по праведному пути. Праведное
поведение, или садачара, для индуиста заключается в пяти обязанностях,
называемых паньча-нитья-карма: добродетельная жизнь (дхарма), почитание
(упасана), святые дни (утсава), паломничество (тиртхаятра) и таинство
(самскара). Веды направляют нас: <Если у вас есть сомнения относительно
поведения, следуйте примеру высоких душ, которые могут дать компетентное
суждение, и преданных, не увлекаемых другими людьми, не грубыми, но