Яджурведа
Если он пожелает: <Пусть я рожусь здесь снова>, на какую бы семью он ни
обратил свое внимание, будь то семья брахмана или семья царя, пусть родится
он в той семье.
Самаведа
Почитая свою мать, он завоевывает этот мир, почитая своего отца - средние
сферы, подчиняясь своему учителю - мир Брахмана. Все обязанности
выполняются тем, кто почитает этих трех.
Ману-дхарма-шастра
Среди тех, кто жаждет освобождения, первые - те, кто живут благословенной
семейной жизнью, как и следует жить.
Тирукурал
<Сладки звуки флейты и лютни>, - говорят те, кто не слышал лепета своих
собственных детей.
Тирукурал
Обязанность отца по отношению к своему сыну состоит в том, чтобы сделать его
достойным, занять главенствующее положение в собрании мудрых. Обязанность
сына по отношению к своему отцу состоит в том, чтобы заставить мир
вопрошать: <Благодаря каким подвигам аскетизма заслужил он такого сына?>
Тирукурал
Из всех благословений человека не знаем мы большего, чем рождение детей,
наделенных мудростью. Какое удовольствие для людей повсюду, когда их дети
обладают знаниями, превосходящими их собственные знания!
Тирукурал
Учись хорошо. Будь послушным. Слушай и следуй совету своего отца, матери,
братьев и сестер и твоих теток и дядьев. Ты один всегда подавай хороший
пример послушания.
Натчинтанай
Не пренебрегай своим долгом, сын мой. Пусть не причинят тебе беспокойства
печаль и забота. Не отклоняйся от пути дхармы, сын мой. Проснись и познай
себя.
Натчинтанай
00000
МАНГАЛА КРИЯ УПАНИШАД
СВЯЩЕННАЯ КУЛЬТУРА
БОДХИ ТАНТРА МАНДАЛА
Пути мудрости
Цветы конрай (<золотой ливень>) - символ сладостной милости Шивы в нашей
жизни. Связанный с Его святынями и храмами по всей Индии, Cassia fistula
прославляется в бесчисленных гимнах <Тирумурая>. Аум.
Как мы преодолеваем жизненные препятствия?
ШЛОКА 86
Подобно маленькому листку, который может закрыть солнце, если его держать
перед глазами, прошлое может закрыть настоящее и заслонить нашу
божественность. При помощи ведических методов, или тантр, мы устраняем
препятствия и обнаруживаем вездесущий внутренний свет. Аум.
БХАШЬЯ
Древние Упанишады называют 20 препятствий, упасарг, для духовного развития.
Это голод, жажда, лень, страсть, похоть, страх, стыд, беспокойство,
возбуждение, враждебность, печаль, отчаяние, гнев, высокомерие,
заблуждение, жадность, язвительность, тщеславие, смерть и рождение. Еще
одно препятствие - образ жизни, при котором интеллект, лишенный руководства
со стороны интуиции, попросту жонглирует памятью и рассудком. Опыт всех
этих препятствий ведет к реакциям, которые сочетают в себе все прошлые
впечатления, самскары, как положительные, так и отрицательные. Находясь в
подсознании, самскары являются источником сублимированных свойств и
влечений, васан, которые формируют наши отношения и мотивации. Беспокойные
васаны, затемняющие ум, должны быть умиротворены и выпущены наружу.
Существуют благоприятные тантры, посредством которых может быть достигнуто
освобождение для свободной жизни, например аюрведа, джйотиша, ежедневная
садхана, храмовое поклонение, бескорыстное подаяние, творчество и некоторые
виды йоги. Веды объясняют: <Подобно зеркалу, покрытому пылью, которое
начинает сиять, будучи протертым, воплощенная душа, видящая истину атмана,
осознает единство, достигает целей жизни и освобождается от печали>. Аум
Намах Шивайя.
Каковы ежедневные йогические практики индуиста?
ШЛОКА 87
Ревностный индуист выполняет ежедневное поклонение, называемое
сандхя-упасана, обычно до рассвета. Это священное время пуджи, джапы,
рецитации, пения, хатха-йоги, медитации и изучения писаний является основой
личной жизни. Аум.
БХАШЬЯ
Каждый день сотни миллионов индуистов просыпаются в последнюю пятую часть
ночи, совершают омовение, надевают чистую одежду, наносят тилаку (знак
секты) и усаживаются в чистом спокойном месте для религиозного служения.
Благочестивые ритуалы пуджи, относящиеся к бхакти-йоге, совершаются с
лицом, обращенным на восток. Часто выполняются также хатха-йога, пение
гимнов, джапа и рецитация. За этим следует изучение писаний и медитация,
слушание потока звуков и созерцание луноподобного внутреннего света во
время брахма-мухурты, благоприятного полуторачасового периода перед
рассветом. Посвященные практикуют продвинутую йогу, такую, которая
раскрывается в <Слиянии с Шивой>, но только под руководством гуру,
знающего, что, если ею жестко не управлять, Кундалини способна проявлять
неконтролируемые страсти. В течение дня карма-йога, бескорыстное
религиозное служение, совершается при каждой возможности. Кроме этой йоги
делания, индуисты практикуют основную йогу бытия, которая заключается в
том, чтобы жить радостной, положительной и гармоничной жизнью. Веды
говорят: <Ум, воистину, есть преходящий мир. Поэтому он должен быть очищен
с большими усилиями. Человек становится таким, каково его сознание, - это
вечная тайна>. Аум Намах Шивайя.
Как применяются аюрведа и джйотиша?
ШЛОКА 88
Аюрведа - это индуистская наука жизни, совершенная, холистическая
медицинская система. Джйотиша, или ведическая астрология, - это умение
выбора благоприятного времени и знание потенций будущего. Обе науки
являются инструментами для создания счастливой жизни. Аум.
БХАШЬЯ
Аюрведа, истоки которой восходят к Атхарва-упаведе, служит как для
предотвращения, так и для лечения болезней. Ее восемь медицинских искусств,
с их мантрами, тантрами и йогами, основаны на духовном благосостоянии,
охватывая любую человеческую потребность, физическую, ментальную и
эмоциональную. Аюрведа учит, что истинные возможности излечения находятся в
сознании на квантовом уровне. Здоровье зависит от правильного баланса трех
телесных субстанций, дош, поддерживаемого питательной вегетарианской
диетой, дхармичной жизнью и натуральными лекарственными средствами.
Родственная наука ведической астрологии, описываемая в Джйотиша-веданге,
также жизненно важна для каждого индуиста. В ней используется представление
о динамическом космосе, интегральной частью которого мы являемся, и
составляются таблицы комплексного влияния на нас важных звезд и планет в
соответствии с картой нашего рождения. Зная, что звезды оживляют
положительные и отрицательные кармы, которые мы принесли в эту жизнь, мы
мудро выбираем благоприятное время, шубха-мухурта, для каждого важного
события. Ортодоксальная индуистская семья не полна без своего
джйотиша-шастри или аюрведа-вайдьи. Веды говорят: <Пусть мирными будут для
нас планеты и Луна, мирными будут Солнце и Раху>. Аум Намах Шивайя.
Как индуисты относятся к искусству и культуре?
ШЛОКА 89
Индуисты любой секты почитают искусство и культуру священными. Музыка,
искусство, драма и танец - это выражения духовного опыта, зафиксированные в
шастрах вдохновленными Богом риши как интегральный расцвет храмового
поклонения. Аум.
БХАШЬЯ
Культура и искусство с точки зрения индуиста - это возвышенные плоды
глубокой цивилизации. Каждый индуист стремится совершенствоваться в
каком-либо искусстве или ремесле, чтобы проявить творческую пользу для
своей семьи или общины. Дом - это духовное продолжение храма. Наполненный
звучанием индийской священной музыки, он украшен религиозными картинами,
символами и иконами. Алтарь - самая роскошная комната. Детей учат ценить
индуистское искусство, музыку и культуру, их тщательно обучают 64 калам, и
оберегают от инородных влияний. Поддерживаются гармоничные отношения между
людьми, которые совершенствуются через взгляды, обычаи и тонкости азиатских
правил жизни, описанных нами в <Жизни с Шивой>. Индуистский костюм изящно
скроен. Знаки секты, тилаки, люди носят на лбу, чтобы видно было, к какой
секте они принадлежат. Мантра и молитва освящают даже простые ежедневные
действия - пробуждение, омовение, приветствие, прием пищи, встречи, выход
из дома, ежедневные обязанности и сон. Ежегодные праздники и паломничества
дают возможность полностью освободиться от мирских забот. Веды говорят:
<Пусть раздадутся звуки барабана и будет слышна флейта, пусть вибрируют
струны в возвышенной молитве Богу>. Аум Намах Шивайя.
Каков взгляд индуистов на жертвование?
ШЛОКА 90
Щедрое бескорыстное жертвование - это одна из главных реализаций дхармы.
Гостеприимство, благотворительность и поддержка работы Бога на земле
возникают из веры в то, что главная цель жизни - духовная, а не
материальная. Аум Намах Шивайя.
БХАШЬЯ
Нигде смысл жертвования не раскрыт лучше, чем в древнем <Тирукурале>,
который говорит: <Из всех обязанностей благотворительность не имеет равных
в этом мире и даже в звездных сферах. Именно для того, чтобы удовлетворить
нужды тех, кто этого заслуживает, достойные упорно трудятся, приобретая
богатство>. Даже беднейший индуист практикует благотворительность по своим
средствам. В соответствии с этой традицией бескорыстия, гостя почитают как
Бога. Друзей, знакомых и даже незнакомцев встречают с радушным
гостеприимством. Мы делимся с теми, кому меньше повезло. Мы заботимся о
пожилых. Мы почитаем свами, жертвуя им пищу, деньги и одежду. Мы поощряем
дух помощи и жертвования, даны, внутри семьи, между семьями и между семьями
и монашескими и священническими общинами. Многие ревностные индуисты
добровольно принимают обет дашама-бхага-врата, обет жертвовать десять
процентов дохода каждый месяц духовному учреждению, оберегающему устои