Ганеши, по одной в день: для создания гармонии в доме, согласия среди
родственников, соседей, друзей, хороших деловых отношений и отношений в
обществе, культурного роста и искренней благотворительности. Ежемесячно
празднуемый день Ганеши - это чатуртхи, четвертый титхи после новолуния.
Веды говорят: <О Господь проявлений, Ты - Господь, Ты - пророк пророков,
несравненный в своем богатстве, царь старейшин, Господь сущности сущностей.
Услышь нас и займи свое место, принося с собой все радости>. Аум Намах
Шивайя.
Каковы главные праздники Карттикейи?
ШЛОКА 99
Во время Вайкаси Вишакхам празднуется годовщина рождения Господа Карттикейи.
Сканда Шаштхи - это шестидневный праздник, почитающий победу света над
тьмой. Тай Пусам - это время садханы и публичного покаяния. Аум.
БХАШЬЯ
В день Вайкаси Вишакхам, день звезды, под которой родился Господь
Карттикейя, во время Вишакха-накшатры, в мае-июне проводится сложная
абхишека во всех Его храмах. Это время предложения даров пандитам и великим
душам, время свадеб, предложения пищи бедным, ухода за деревьями, духовного
посвящения, дикши, и собраний святых людей. Сканда Шаштхи празднуется в
течение шести дней после новолуния в октябре-ноябре, когда проходят
праздничные процессии и совершаются пуджи, когда просят его защиты и
милости. Это праздник в честь обретения Карттикейей веля, его копья
духовного просветления, джняна-шакти, а завершение праздника - это
драматическая победа духовного света над асурической тьмой. Тай Пусам
приходится на Пушья-накшатру в январе-феврале. Во время праздника мы
постимся и выполняем публичное покаяние, называемое кавади, ища
благословения Карттикейи и для того, чтобы развеять эгоизм, гордость и
тщеславие. Дни месяца, когда он празднуется, - это Криттика-накшатра и
шаштхи, шестой титхи после новолуния. Веды говорят: <Подобно крику птиц,
плывущих по воде, подобно громким раскатам грома, идущего из туч, подобно
радостным струям, бьющим из горы, пусть все наши гимны достигают Господа>.
Аум Намах Шивайя.
Какие существуют другие важные праздники?
ШЛОКА 100
Кроме храмовых праздников, существует много домашних праздников, праздников
общин и национальных праздников. В частности, Дипавали, индуистский Новый
Год, Тай Понгал, дни гуру-пуджи, Кумбха-Мела, Джаянти и Гуру-Пурнима. Аум
Намах Шивайя.
БХАШЬЯ
Дипавали, <праздник света>, в октябре-ноябре - это весьма популярный
праздник, почитаемый как день индуистской солидарности, когда все секты
собираются в любви и доверии. Он начинает финансовый год и отмечается
открытием новых счетов, вручением поздравительных открыток, одежды и других
подарков и зажиганием рядов масляных лампад. В этот праздник усиливаются
семейные узы, и люди просят друг у друга прощения. Важными событиями
являются несколько индуистских праздников Нового Года. Тай Понгал в
январе-феврале - это благодарность за урожай и моление ради благосостояния.
Почитается бог Сурья, Солнце, и дочерям преподносятся подарки. Мы почитаем
святых и мудрецов, проводя гуру-пуджу в годовщину их ухода, или
махасамадхи. Мы празднуем день рождения нашего садгуру, или джаянти,
проводя специальную пуджу для его шри-падуки, <сандалий>, или священных
стоп. Мы вновь почитаем его в день Гуру-Пурнима в июльское полнолуние.
Кумбха-Мела, самые большие собрания людей, проводятся в четырех центрах
паломничества в Индии каждые три года. Веды гласят: <Итак, мы вновь
приблизились к Всезнающему, к Тому, кто является лучшим источником добрых
вещей. Надели нас, о Великий, силой и славой>. Аум Намах Шивайя.
Писания говорят о праздниках
Чьей защитой поддерживаются земля и небо, сияющие ярко и вдохновленные своим
духом, проявляющие свою славу, чьим блеском сияет взошедшее солнце? Кому
еще, кроме дающего счастье, можем мы предложить нашу преданность?
Ригведа
Давайте теперь обратимся за помощью к Господу речи, устроителю всех
существующих вещей, вдохновителю мудрости! Пусть Он, неизменно благой,
благожелательно отнесется к нашим молитвам и пусть Он, чьи деяния - это
доброта, дарует нам свое благословение!
Ригведа
Дар богатства и победы, выраженный делами, нежнейшими гирляндами, почитанием
и славой, любовью и уважением, - это Его щедрые дары, так что даже дэвы
обожают Слоноликого в сладостной преданности с молитвенно сложенными
руками.
Тирумурай
Где бы я ни слышал звук барабанов, музыку гимнов, чтение Вед, всюду мое
сердце вспоминает Бога, нашего Владыку, Господина, что обитает в
Итаймаруту.
Тирумурай
Господь Читтиччарамского алтаря в Нарайюре, который несет реку в Своих
волосах, пятно яда на Своем горле и Веды на Своем языке, идет, блистая в
торжественном одеянии, в то время как преданные Ему и совершенные мудрецы
поют и танцуют, славя Его, и звук праздничных барабанов, в которые бьют на
улицах, где катят храмовую колесницу, распространяется повсюду.
Тирумурай
Пумпавай, о прекрасная дева! Неужели ты уйдешь, не увидев на улицах великого
Маилая, всегда полных праздничными толпами, праздника Уттарапхальгуни с его
шумными торжествами, на которых поют прекрасные женщины и раздают милостыню
в святилище Господа Капаличчарама, в центре многих празднеств?
Тирумурай
Ты взял для своего алтаря добрый храм в Итаймаруту,
где ради благословения мира ученые восхваляют Тебя веди-
ческими песнопениями и великие провидцы и боги соби-
раются вместе, чтобы совершить омовение в день праздни-
ка Пусам в месяце Тай.
Тирумурай
Люди издалека и из ближних мест, добрые люди и мо-
шенники, и те, которые молятся каждый день об исцелении
от болезней, - наш Господь Арура есть родственник всех
тех, кто взывает: <О моя драгоценность, золотой мой, доро-
гой муж! Сын мой!> Таков блеск дня Ардра в городе Арур!
Тирумурай
При трубных звуках лунно-белой раковины, при расп-
ространяющихся повсюду звуках барабана парай и звоне
цимбал танцующих преданных, павлины, думая, что при-
шла пора дождей, танцуют в восторге. Таков блеск дня Ард-
ры в городе Арур!
Тирумурай
Приветствую Тебя, о Шанкара, распространитель бла-
женства! Приветствую! Наистарейший в Шивалоке, при-
ветствую! Наш самый юный юноша, являющийся, чтобы
вызволить нас из несчастья, приветствую! О Несравнен-
ный! Приветствую! Господь дэвов! Приветствую!
Тирумурай
Испив воду после омовения священных стоп гуру и
окропив остатками воды голову, человек достигает резуль-
тата омовения во всех святых водах священных рек и во
всех паломничествах.
Гуру-гита
Я украшу Его гирляндами. Я обниму Его. Я пропою Ему
Его имя и буду танцевать с дарами цветов. Танцуя и воспе-
вая, призываю Господа, Того единого, кого я знаю.
Тирумантирам
Зачем думать и страдать дальше о малозначащем теле,
которое преходяще как капля росы на травинке? Будучи на
земле, восхваляй с любовью священные стопы Того, у Кого
шесть лиц.
Натчинтанай
УПАСАНА УПАНИШАД
СВЯЩЕННОЕ ПОЧИТАНИЕ
ШИВАЛАЙЯ МАНДАЛА
Храмы Шивы
Гопура - это ворота в виде каменной башни, через которые паломники входят в
южноиндийский храм. Богато украшенные мириадами скульптур божеств, их ярусы
символизируют различные планы или уровни бытия. Аум.
Какова природа храма Шивы?
ШЛОКА 101
Храм Шивы - это обитель Бога Шивы и богов и пространство, в котором три мира
сознательно общаются. Он считается особо священным, так как обладает лучом
духовной энергии, соединяющим его со звездными мирами. Аум.
БХАШЬЯ
Три столпа шиваизма - это храмы, писания и садгуру. Мы почитаем их, потому
что они поддерживают и сохраняют древнюю мудрость. Храмы Шивы, будь то
небольшие деревенские святилища или цитадели с башнями, почитаются как дома
Бога и Его священные жилища. В храме Шивы мы приближаемся к Богу Шиве и
находим убежище от мирских забот. Его всепроникающая милость наиболее легко
познается в пространстве храма Шивы. Именно в чистой среде храма три мира
соединяются наиболее совершенным образом, так что преданные могут
установить гармонию с духовными существами внутреннего плана. Когда
духовная энергия, шакти, привлеченная пуджей, проникает за пределы
святилища и растекается в мир, шиваиты знают, что они находятся в самом
святом месте, где Бог и боги общаются с ними. В большинстве храмов Шивы
есть отдельные помещения, святилища Господа Ганеши и Господа Карттикейи и
алтари многочисленных богов и святых. Веды объясняют: <Как свет солнца
освещает все области, что находятся выше, ниже и рядом, так и единственный
Бог, славный и достойный поклонения, правит всем тем, что Он создал>. Аум
Намах Шивайя.
Как основываются и строятся храмы?
ШЛОКА 102
Храмы основываются Самим Богом, часто проявляясь в видении или сне
преданного шиваита, и затем сооружаются храмовыми мастерами, обычно
следующими предписаниям Агам. В таком священном месте может пребывать сама
святость. Аум.
БХАШЬЯ
Будучи святым местом, храм Шивы чаще и правильнее всего основывается Богом
Шивой через Его преданных, а не самими людьми. Как только становится
известным место, наследственным храмовым архитекторам, называемым стхапати,
поручается спроектировать и построить храм. По традиции каждый камень
кладется на свое место в соответствии со священной архитектурой,
описываемой в Агамах. Когда он соответствующим образом освящен, храм
становится таким местом на земле, где три мира могут сообщаться для
возвышения человечества и выполнения дхармического закона Шивы. Шива
основал много храмов специально для того, чтобы передать Свою любовь Своим
детям, которые живут в каждой стране мира и стремятся к вечной любви