Господа. Они строят храмы во имя Его и устанавливают Его образ, воспевают
хвалу Ему и таким образом вызывают Его присутствие. Господь Шива принимает
все эти храмы как Свои собственные и посылает божественный луч, чтобы
оживить их и дать им жизненную силу. Веды Шивы заявляют: <Брахман - это
священнослужитель, Брахман - это жертва; Брахман сооружает жертвенные
столбы. От Брахмана рожден священнослужитель, совершающий богослужение; в
Брахмане сокрыта жертва>. Аум Намах Шивайя.
Когда нужно посещать храм?
ШЛОКА 103
Мы посещаем храм для того, чтобы общаться с Богом Шивой, Карттикейей или
Ганешей, по крайней мере, раз в неделю, а кроме того, в благоприятные дни
месяца, дни годовых праздников и в самый святой день года - Махашиваратри.
Аум.
БХАШЬЯ
Шиваиты считают очень важным жить около храма Шивы, и мы строим храм, как
только мы попадаем в этот мир. Это наиболее похвальный акт, приносящий
благословение в этой и в будущих жизнях. Религиозная жизнь
сосредоточивается вокруг храма. Именно здесь, в доме Бога, мы поддерживаем
наши отношения с Божественным. Не желая находиться вне его слишком долго,
мы посещаем храм каждую неделю, хотя женщины никогда не ходят в храм во
время своих ежемесячных периодов. Мы стремимся посетить каждый важный
праздник, когда шакти Божества наиболее сильна, и каждый год совершаем
паломничество в какой-либо отдаленный храм. Преданные бхакты Шивы посещают
ежедневную пуджу в храме. Все шиваиты приходят в храм в самый священный
день Шивы в году - Махашиваратри. Шиваитские храмы - самые древние в мире.
Так как это дома богов и Бога, к ним приближаются с большим почтением и
смирением. Остановись около храма, как бы волнуясь в ожидании аудиенции у
короля, губернатора, президента большой страны. Веды говорят: <Да найдет
Господь удовольствие в нашей хвалебной песне! Священнослужитель среди
людей, да предложит он свое преклонение перед небесными существами! Велика,
о Господь, Твоя слава>. Аум Намах Шивайя.
Как человек приходит в храм Шивы?
ШЛОКА 104
Подходя с глубоким почтением к храму, мы начинаем молиться Ганеше, затем
обходим храм и идем к главному святилищу для совершения пуджи. Получив
причащение, мы спокойно сидим перед тем, как покинуть храм. Аум.
БХАШЬЯ
Держа в руке приношение, оставив обувь снаружи, мы входим через гопуру, или
храмовую башню, омываем руки, стопы и рот и ищем благословения у алтаря
Господа Ганеши. Затем мы следуем во внешнюю пракару, или коридор,
продвигаясь по часовой стрелке вокруг махамандапы, центрального помещения.
Попадая внутрь, мы оставляем наши мирские мысли у балипитхи, или места
жертвований, затем простираемся перед дхваджастамбхой, храмовым флагштоком,
и оказываем почтение Нанди, священному быку. Затем мы огибаем центральное
святилище, гарбхагриху, обычно три раза, возвращаясь к его входу для
молитвы. Во время пуджи мы стоим с руками, сложенными молитвенно в
анджали-мудре, хотя иногда, в соответствии с храмовым обычаем, может быть
более уместным сидеть и петь гимны. После арати, или предложения камфорного
светильника Божеству, мы простираемся ниц (аштанга-пранама - для мужчин,
паньчангапранама - для женщин) и поднимаемся, чтобы получить прасаду,
принимая ее в правую руку. В последний раз мы обходим вокруг гарбхагрихи
перед тем, как уйти. Веды утверждают: <Если человек вначале утвердится в
вере, а затем предложит жертвоприношение, и боги и люди отнесутся к этому
жертвоприношению с доверием>. Аум Намах Шивайя.
Что происходит в храме Шивы?
ШЛОКА 105
В храме Шивы могут происходить как ежедневные пуджи, так и сложные
празднества в дни ежегодных праздников. Даже в больших толпах наша молитва
- личная и индивидуальная, но не групповая. Аум Намах Шивайя.
БХАШЬЯ
Помимо ежедневных пудж в храме могут происходить многие другие события:
паломники могут давать обеты, священнослужители - рецитировать Веды, могут
проходить процессии и слоны, дающие благословение, могут плестись гирлянды,
могут происходить свадьбы или философские диспуты в залах с колоннами,
бывают тут и песнопения преданных почитателей, раздача пищи бедным, танцы и
культурные представления, ритуальное омовение в каменном бассейне,
медитация, религиозные наставления и многие другие события, связанные с
праздниками. Обычно пуджа проводится семь раз в день: в пять, шесть, девять
часов утра, в полдень, в шесть, восемь и в десять часов вечера. На внешнем
плане почитание состоит в том, чтобы правильно подойти к Богу и правильно
представить себя. Это предложение нашей любви, нашего обожания, а затем мы
произносим нашу молитву и нашу просьбу. На внутреннем плане почитание
состоит в радости от присутствия Бога, а не в спешке, когда мы остаемся в
храме, сидим, спокойно медитируем и купаемся в шакти, стремясь реализовать
Самость внутри себя. Веды говорят: <Приди, приди! Эти сияющие приношения
приглашают почитающего, унося его на лучах солнца, обращаясь к нему с
приятными словами хвалы: "Этот мир Брахмана - твой во всей его чистоте,
обретенный в результате твоих добрых трудов!">. Аум Намах Шивайя.
Писания говорят о храмах Шивы
Ты, кто достоин молитв людей, наш вождь, наш Бог, богатый героями, да
установим мы Твой образ, сверкающий и блистающий! Сияй ночью и утром! Твоя
милость зажгла наши сердца! Твоей милостью мы будем велики!
Ригведа
Высшему Владыке владык, Царю царей, Богу богов, - Ему, трансцендентному,
Богу всех миров и достойному поклонения, да будем мы служить.
Яджурведа
Человек приходит к Тебе в удивлении и страхе, говоря: <Ты - Бог, который
никогда не был рожден. Да будет, о Рудра, сиять надо мной Твой лик, и да
будет Твоя любовь моей вечной защитой>.
Яджурведа
Для защиты всех жителей в деревнях разными способами устанавливается Лингам
- богами, провидцами и обычными людьми.
Карана-агама
Разрезание всех камней, которые нужно разрезать, дробление всех камней,
которые нужно раздробить, сверление всех камней, которые нужно просверлить,
- вот три аспекта искусства шильпи. Архитектор и сутраграхин строят храмы и
создают образы, но архитектор открывает глаза образов с помощью такшаки и
используя сходные ритуалы.
Супрабхеда-агама
Почтив Нанди на юго-востоке, почтив двуокого, двурукого, черного, имеющего
устрашающий трезубец Шиву, со спутанными волосами, на юго-западе он должен
особенно почтить Махакалу, черного, двуокого, двурукого, в белом одеянии,
двуногого, имеющего устрашающую форму, с арканом и с клыками и наделенного
всеми атрибутами и украшениями.
Карана-агама
Он должен повторять мантру Шивы в соответствии со своими возможностями и
обходить вокруг алтаря, проявляя почтение и самоотдачу.
Карана-агама
Я склоняюсь перед Лингамом Садашивы, который почитается множеством богов с
мыслями, исполненными веры и преданности, и чей блеск подобен блеску
миллионов солнц.
Лингаштакам
Пати - это благословенный Шивалингам. Пашу - это мощный бык, стоящий
впереди. Паша - это алтарь. Таким образом, в храме Господь стоит Сам ради
тех, кто, ища, видит.
Тирумантирам
Когда в храме Шивы прекращается почитание, беды сваливаются на правителя,
выпадает мало дождей, земля полнится воровством и грабежом. Так заявляет
мой святой Нандинатха.
Тирумантирам
Какова польза от тела, которое никогда не обошло вокруг храма Шивы,
предлагая Ему цветы в ритуале почитания? Какова польза от такого тела?
Тирумурай
Лишен святости город, где нет храма, город, где люди не наносят священный
пепел, город, в котором не раздаются священные песнопения, город, не
блистающий множеством алтарей, город, в котором не трубят почтительно в
белую раковину, город, в котором не видны праздничные балдахины и белые
флаги, город, где преданные не собирают цветы для ритуала почитания. Такой
город - это не город. Это просто глушь.
Тирумурай
Он приблизился и вошел в храм, где пребывает в радости Господь, опустивший
Свой лук на золотую гору. Он обошел вокруг нее, простерся ниц в священном
дворе, приблизился к трехокому Богу с густыми рыжими волосами, оседлавшему
быка.
Перийя-пуранам
ПУДЖАМАНДАЛА
Храмовые ритуалы
Калаша, очищенный кокосовый орех, обложенный пятью листьями манго, в горшке,
используется в пудже для того, чтобы представить Бога, особенно Господа
Ганешу. Разбивание ореха перед Его алтарем - это разбивание эго для того,
чтобы обнаружить внутри сладкий плод. Аум.
В чем внутренняя важность пуджи?
ШЛОКА 106
Традиционный ритуал почитания, называемый пуджа, - это освященный акт, самый
важный для индуиста. Это обращение к Богу Шиве и к богам и искреннее
выражение нашей любви, преданности и самоотречения. Аум.
БХАШЬЯ
Пуджа - это церемония, в которой звон колокольчиков, предложение огня и
другие предложения и рецитация призывают дэвов и махадэвов, которые
приходят, чтобы благословить и помочь нам. Пуджа - это наше святое общение,
полное удивления и нежной любви. Это та часть нашего дня, которую мы
проводим наиболее тесно и сознательно с нашим любимым Божеством; и, таким
образом, для шиваитов это основа религиозной жизни. Наше почитание через
пуджу, изложенное в Шайва-агамах, может быть выражением празднования важных
событий жизни, обожания и благодарения, покаяния и исповеди, молитвы и
просьбы или созерцания на глубинных уровнях подсознания. Пуджа может
проводиться в особо благоприятные дни в чрезвычайно сложной ортодоксальной
и строгой манере храмовыми пуджари, а может и предлагаться в самой простой
форме каждое утро и вечер у домашнего алтаря любым преданным. Веды говорят: