всего. Она не говорит: <Либо верь, как остальные, либо страдай>. Напротив,
она говорит: <Познай свое "Я", будь пытлив и свободен>. В индуизме нет
еретиков, поскольку Бог везде и во всем. В такой открытой лаборатории
индуистская духовность выросла за тысячелетия настолько разнообразной и
богатой, что уже просто не поддается определениям. Даже многознающие
индуисты, изучавшие предмет в течение всей своей жизни, редко могут с
уверенностью сказать, что индуизм - это то-то и то-то, а не что-либо
другое. Вообще говоря, сама идея индуистского катехизиса для многих
покажется немыслимым, опасным и дерзким прожектом. До сих пор никто не
предпринимал попыток написания полного обзора индуизма. Вот почему эта
книга, которую вы держите в руках, - книга редкая и, в своем роде,
примечательная. Можно даже сказать, неизбежная, поскольку рано или поздно
подобная работа должна была появиться. Поэтому, если в нашей первой попытке
осуществить невозможное мы пропустили какую-либо линию передачи знаний,
пренебрегли какой-либо традицией или важным вопросом, пожалуйста, помните,
что человеку свойственно ошибаться и только Бог совершенен, и
снисходительно простите нам эту оплошность.
Необходимо простое предостережение. Это собрание обычаев и верований не
является беспристрастным академическим анализом индуизма, но взглядом
изнутри, взглядом на религию, отражающим то, каким образом самим индуистам
хотелось бы, чтобы их традиция чтилась и объяснялась другим. Не является
оно и еще одной догмой, добавленной к горам доктрин и предписаний, которые
подавляли человеческую духовность на протяжении всей истории. Индуизм
инстинктивно восстает против любой доктрины, которая угнетает или
демонстрирует узость воззрений. Индуизм по природе веротерпим и признает
множество путей, даже тех, которые, как кажется, противоречат его
собственному. Когда вы верите, что Бог находится везде, во всем сущем, то
становится невозможным ненавидеть или стремиться агрессивно обратить в свою
веру других. Таков дух этой книги: она ничего не навязывает, а просто
рассказывает о той жизни, которой живут сотни миллионов людей, одна шестая
часть человечества. Как и сам индуизм, этот <современный катехизис>
является развертывающимся откровением. Это скорее танец, чем доктрина.
Танец с Шивой! Что за необычное выражение нашей близости к Богу, нашего
созидательного взаимодействия с Богом. Космический Танец - это символ,
суммирующий индуистский взгляд на существование, от первого удара барабана
в правой руке Шивы, провозглашающего Начало, до конечного всепоглощающего
пламени в Его левой руке, провозглашающего Завершение, которое предвещает
новое Начало. Таким образом, Танец с Шивой есть все, что мы делаем, все,
что мы думаем, говорим и чувствуем, от нашего кажущегося рождения до нашей
так называемой смерти. Это человек и Бог, навечно вовлеченные в священное
движение.
Древние мудрецы имели вескую причину, чтобы избрать танец как образ Бога.
Эзотерически движение является самым первичным действием существования, без
этой простой вещи не было бы ни Вселенной, ни нас, ни опыта, ничего. Свет -
движение. Мысль - движение. Атомы - движение. Жизнь - движение. И, как
считают индуисты, Бог - это движение. Кроме того, танец является
единственным созидательным действием, в котором имеет место совершенное
единство творца и его творения. В отличие от картины, поэмы, изобретения
или любого другого творческого порыва, когда танец закончен, не остается
результата труда, ничего, что можно было бы сохранить и чем наслаждаться.
Как и в случае с самой жизнью, мы можем созерцать танец, но никогда мы не
можем владеть им. Никто не может отделить танцора от танца, точно так же,
как никто не может отделить Бога от мира или от нас. Особое значение имеет
место танца Шивы: чит-сабха, <зал сознания>. Другими словами, танец
происходит внутри каждого из нас. Невероятно сложный Космический Танец Шивы
традиционно изображается в 108 позах. Более чем двадцать веков назад Риши
Тирумулар из Кайласа-парампары Нандинатха-сампрадайи с любовью и
красноречием прославил никогда не прекращающийся танец Бога Шивы: <Во всех
мирах присутствует Он, Святой Господь. Он - в темноте, Он - свет, Он - в
солнце, Он - в луне, Он - везде. Господь находится во всем творении.
Неисповедимы Его пути. Он далеко. Он близко. Он - множествен. Он - един.
Вода, земля, небо, огонь и ветер, искра духа внутри тела - все это Он. Он -
странствующая джива здесь внизу. Бессмертен Он>. Совершенно необходимо в
настоящий исторический момент - когда мир, наша Земля, находится на пороге
века раскрытия внутреннего и внешнего пространства, - чтобы мы продолжали
ценить и учиться древней индуистской мудрости. В очень далеком прошлом
великие мудрецы Индии раскрыли эти вечные истины внутри себя и сохранили их
в виде писаний, чтобы они могли воспеваться голосами их представителей
сегодня. Настолько велико было их понимание. Воистину, эта вечная мудрость
живет теперь и будет продолжать жить в последующих поколениях. Послушайте
прославленную молитву, которую предложили риши древности: <Веди меня от
нереальности к Реальности, веди меня от темноты к свету, веди меня от
смерти к бессмертию>.
Верования индуизма
Индуизм включает в себя целый спектр различных философских позиций - более
широкий, чем у любой другой религии, - и по сей день почитает
представителей каждой из этих позиций. Один учитель восхваляет преданность
в качестве высшего пути, тогда как другой, пренебрегая преданностью,
говорит, что освобождение приходит только после того, как разрушена
иллюзорная видимость вселенной. Как же, в таком случае, понять индуизм? С
гималайских вершин ниспадают десятки тысяч потоков мысли, и их холодные
воды дают жизнь всему внизу. Они текут вместе, их пересечения образуют
широкие потоки. Из них рождаются две могучие реки, которые на протяжении
всей истории орошали и озеленяли поросль индийской духовности. Одна из них
- веданта, а другая - сиддханта. Этот современный катехизис представляет
собой слияние этих двух мощных традиций в один поток, полноводный поток
Санатана Дхармы, неудержимый и мощный.
Во что верит большинство индуистов?
Существует девять основных положений веры, или шраддх, которые, хотя и не
являются исчерпывающими, представляют собой краткое изложение индуистской
духовности.
1. Индуисты верят в божественность Вед, самого древнего писания в мире, и
почитают Агамы как равно откровенные. Эти исконные гимны - слово Бога и
основа Санатана Дхармы, вечной религии, которая не имеет ни начала, ни
конца.
2. Индуисты верят в одно всепроникающее Верховное Существо, которое
одновременно имманентно и транцендентно, одновременно является и
Создателем, и Непроявленной Реальностью.
3. Индуисты верят, что Вселенная претерпевает бесконечные циклы создания,
сохранения и растворения.
4. Индуисты верят в карму, закон причины и следствия, по которому каждый
индивидуум создает собственную судьбу своими мыслями, словами и поступками.
5. Индуисты верят, что душа перевоплощается, развиваясь во многих рождениях
до тех пор, пока все кармы не будут исчерпаны и достигнута мокша, духовное
знание и освобождение от цикла перерождений.
6. Индуисты верят, что в невидимых мирах живут божественные существа и что
храмовые богослужения, ритуалы, таинства, так же как и личное совершение
обрядов, создают общение с этими дэвами и богами (махадэвами).
7. Индуисты верят, что духовно пробужденный учитель, или садгуру, важен для
того, чтобы познать Трансцендентный Абсолют, и что так же важны личная
дисциплина, праведное поведение, очищение, паломничество, стремление к
самопознанию и медитация.
8. Индуисты верят, что вся жизнь священна и должна быть любима и почитаема,
и потому практикуют ахимсу, непричинение вреда.
9. Индуисты верят, что никакая отдельно взятая религия не учит единственному
пути к спасению прежде всех остальных, но что все истинно религиозные пути
являются гранями Чистой Любви и Света Бога, заслуживающими терпимости и
понимания.
Где проживают индуисты?
Ниже мы приводим данные об общей численности индуистов в сравнении с другими
религиями и о распространении индуизма в мире. Основные статистические
источники - <Всемирная христианская энциклопедия> и данные <Уорлд Уотч
Инститьют>.
В 1993 население мира составило 5,2 миллиарда чел. Индуисты 1 миллиард;
Мусульмане 1 миллиард; Католики 1,5 миллиарда; Протестанты 600 миллионов;
Неверующие 600 миллионов; Конфуцианцы 400 миллионов; Буддисты 350 миллионов;
Последователи племенных верований 100 миллионов; Даосы 50 миллионов;
Последователи малых религий 50 миллионов; Синтоисты 30 миллионов; Иудаисты
1 2 миллионов; Сикхи 9 миллионов; Джайны 6 миллионов; Зороастрийцы 125000;
Всего 5,2 миллиарда.
Индуизм - восточная религия
Чтобы поместить индуизм в контекст мировой мысли, вначале важно отметить,
что он является религией Востока. Это очень важный факт, так как существует
огромное различие между тем, как ищущие на Востоке и на Западе традиционно
рассматривали вопросы: <Кто я есть? Откуда я? Куда я иду?>. Восток имел
тенденцию к объединению, идеализму и интроспекции. Запад тяготел к
дуализму, материализму и экстравертности. Коротко говоря, основными
восточными религиями являются индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм. К
западным религиям относятся иудаизм, христианство и ислам. Это сравнение не
включает такие восточные верования, как конфуцианство, синтоизм и даосизм.
Восточный ум имеет склонность видеть Бога везде, во всех вещах и,