<Жертвоприношение подобно ткацкому станку, от которого в разные стороны
отходят нити, состоящие из разных ритуалов. Смотри теперь, как отцы ткут
ткань, сидя у открытого станка. "Вдоль! Поперек!" - кричат они>. Аум Намах
Шивайя.
В чем заключается особый ритуал, называемый арчана?
ШЛОКА 107
Арчана - сокращенная форма храмовой пуджи, в которой имя, звезда, под
которой рожден человек, и духовная линия преданного произносятся Богу
священнослужителем для того, чтобы вызвать особые личные, семейные или
групповые благословения или помощь. Аум.
БХАШЬЯ
Если мы хотим получить благословение Божества по какому-то особому поводу,
случившемуся в нашей жизни, мы можем попросить об арчане, и она
организуется и оплачивается внутри самого храма. Мы вручаем
священнослужителю, или пуджари, корзину или поднос с различными предметами
для предложения Божеству. Обычно это гирлянды цветов, бананы и кокосовый
орех (они должны быть тщательно вымыты и на них нельзя даже дышать),
священный пепел, благовония, камфора, розовая вода и пожертвование для
пуджари. Пуджари спрашивает наше имя, которое он затем громко произносит, и
нашу накшатру, или звезду. Затем он спрашивает о нашей готре - об имени
риши, с которым связана наша семья. Потом он произносит эти сведения о нас
Божеству вместе со стихами на санскрите. В нашу честь производится короткая
пуджа, в которой повторяются 108 имен Бога, и мы получаем особое
благословение. В конце пуджари возвращает большую часть предложенного как
прасаду. Веды молят: <Своей милостью дай нам возможность, о Господь, снова
перепрыгнуть через ловушки, которые нас подстерегают. Будь высокой башней,
мощной и широкой как для нас самих, так и для наших детей. Принеси нам
благосостояние и мир>. Аум Намах Шивайя.
Какова природа почитания образа?
ШЛОКА 108
Мы почитаем Бога Шиву и богов, благодаря своим бесконечным силам духовно
парящим над нами и живущим в образах, или мурти, которые мы почитаем как их
временное тело. Мы общаемся с ними через ритуальный акт пуджи. Аум.
БХАШЬЯ
Каменные или металлические образы божества - не просто символы богов; это
форма, через которую их любовь, сила и благословение растекаются в мир. Мы
можем уподобить это таинство нашему общению с другими людьми по телефону.
Мы не говорим с телефоном, а используем телефон как средство коммуникации с
другим человеком, возможно удаленным от нас на тысячи километров. Без
телефона мы не могли бы беседовать на таких расстояниях, а без освященного
мурти в храме или на домашнем алтаре мы не можем с легкостью общаться с
Божеством. Его вибрация и присутствие могут быть почувствованы в образе, и
Он может использовать этот образ как временное тело или канал на физическом
плане. По мере нашего роста в почитании мы начинаем обожать образ
физического тела Божества, поскольку мы знаем, что он действительно
присутствует и осознается в нем во время пуджи, что Ему известны наши мысли
и чувства и Он даже чувствует мягкое прикосновение пуджари к металлу или
камню. Веды восклицают: <Спустись к нам, о Рудра, обитающий высоко в горах.
Спустись, и да воссияет нам свет Твоего лица, свободный от страха и зла.
Приди к нам со своей любовью>. Аум Намах Шивайя.
Кто является священнослужителями в храмах Шивы?
ШЛОКА 109
Священники-адишайвы - это потомственные пуджари, которые присматривают за
храмом и совершают разнообразные ритуалы и обряды как смиренные слуги Бога.
Их обучают сложному искусству почитания обычно с молодого возраста. Аум.
БХАШЬЯ
Каждый храм имеет свой штат священников. Некоторые храмы назначают только
одного, тогда как в других служит большая семья священников, заботясь о
многочисленных алтарях и сложных празднествах. Многие из них хорошо обучены
с раннего детства сложному искусству литургии. Пуджари храма Шивы - это
обычно брахманы из рода адишайвов, за исключением некоторых храмов. Эти
слуги Господа должны хорошо знать метафизические и онтологические догматы
религии и выучить сотни мантр и рецитации, требуемых для ритуального
почитания. Когда их обучение заканчивается, они назначаются шивачарьями для
выполнения парартха-пуджи в храме, посвященном Шиве. Обычно пуджари не
занимаются личными проблемами преданных. Они - слуги Бога, ухаживающие за
Его храмовым домом и выполняющие связанные с этим обязанности и никогда не
стоящие между преданным и Богом. Священнослужители, совершающие службу,
почти всегда женаты, тогда как их помощники могут быть брахмачари или
вдовцами. Агамы объясняют: <Только подготовленный священнослужитель может
выполнить как атмартха-пуджу, службу для себя, так и парартха-пуджу, службу
для других. Такой адишайва - это шиваитский брахман и учитель>. Аум Намах
Шивайя.
Что делает пуджари во время пуджи?
ШЛОКА110
Во время пуджи посредством мантр, мудр и мистического ритуала
священнослужитель призывает Божество. Все его действия детально описаны в
Агамах; каждое действие, каждый произносимый слог полны эзотерического
значения. Аум Намах Шивайя.
БХАШЬЯ
Пуджари всегда выполняет омовение и строго соблюдает предписания, готовясь к
исполнению своей священной обязанности. Перед пуджей он ритуально очищает
атмосферу. Когда начинается пуджа, он медитирует на Господа Ганешу, молясь
об устранении всех препятствий. Затем он умоляет Бога поселиться в образе,
принять молитвы преданных и излить благословение и любовь на всех. Называя
имя божества и рецитируя мантры и гимны из Вед и Агам, пуджари предлагает в
качестве подношения цельный рис, горящую камфору, благовония, священный
пепел, воду, красный порошок куркумы, цветы и пищу. Иногда предлагается
молоко, розовая вода, паста сандалового дерева и йогурт, которые
возливаются на мурти,это называется абхишека. Громко звонят колокольчики,
трубят в раковины, музыканты могут бить в храмовые барабаны и играть на
деревянных духовых инструментах. Пуджари обращается с божеством в высшей
степени осторожно, прислуживая ему как царю царей. Когда пуджа окончена,
пуджари передает освященные приношения присутствующим. Веды говорят:
<Каждый день приносятся жертвы. Каждый день завершается жертвоприношением.
Каждый день объединяет оно почитающего с небом. Каждый день через
жертвоприношение возносится он на небо>. Аум Намах Шивайя.
Писания говорят о храмовых обрядах
Преданные исполнители торжественных церемоний, устремляющиеся к колесницам,
подводятся к вратам покоев Господа. Ковши, направленные на восток, кормят
огонь растопленным маслом во время жертвоприношения огню подобно тому, как
корова-мать лижет своего теленка.
Ригведа
Подобно голодным детям, сидящим вокруг своей матери, все существа с
ожиданием сидят вокруг агнихотры.
Самаведа
Да защитят меня прадеды древних дней в этой моей молитве, в этом моем
действии, в этой моей священнической обязанности, в этой моей деятельности,
в этой моей мысли, в этой моей цели и желании, в этом моем призыве к богам!
Приветствие всем!
Атхарваведа
Лингам, возникший сам собой, и образ Бога, как говорят, предназначены для
почитания другими людьми. Заслуга почитания для других - такая же, как и
заслуга почитания для себя.
Карана-агама
Предложение душистых веществ, цветов, благовоний, лампад и свежих фруктов -
все это пять элементов традиционной пуджи, кульминация которой происходит
при предложении лампад.
Карана-огама
Ритуалы почитания с самого начала, почитание Лингама и его питхи должны
совершаться адишайвой способом, описанным в Агамах.
Карана-агама
Как огонь в сосуде горит благодаря наличию воздуха, так и Господь Шива
рожден и проявлен перед глазами преданных с помощью мантр в Лингаме.
Карана-агама
Дважды рожденный гурукал должен два раза нанести знаки секты с помощью
пепла, смешанного с водой. Отметя все грехи этой двойной защитой своего
тела, гурукал теперь может выполнить все священные ритуалы.
Карана-агама
В начале службы, при окончании ритуала, при предложении воды, при омовении
образа, при предложении света, при окроплении образа сандалом, при омовении
образа освященными жидкостями, при предложении благовоний, при акте
поклонения и при всех других действиях шивачарья должен ударять в большой
колокол.
Карана-агама
Он должен омыть Лингам, повторяя вйома-вьяпи-мантру, сезамовым маслом и
простоквашей, молоком и гхи, соком кокосового ореха и медом, повторяя
<Паньчабрахман>; он должен тщательно смазать Лингам тонкой пастой из
рисовой муки, повторяя хридайя-мантру,
Карана-агама
Сначала происходит обращение; затем установление образа Бога; затем должна
быть предложена вода для омовения стоп; потом вода для питья; затем
подносится вода-аргхья; затем - окропление водой в качестве омовения; затем
- одежда и сандалии; затем - поклонение с цветами; затем должны быть
предложены благовония и свет; затем предлагается пища; затем совершается
причащение; затем - священный огонь; затем - причащение топленым маслом;
затем - причащение; затем песни и музыка; затем - пение и акт ухода.
Карана-агама
Пророки должны достичь Его, потому что Он видим; почитающие также могут
видеть Его. Но если они обладают любовью к Нему, к Харе, который есть
первопричина древней вселенной, они проявят Его в своем сознании как свет.
Тирумурай
БХАКТИ МАНДАЛА
Любовь к Богу
Куттувилакку, масляная лампа на подставке, символизирует рассеяние
невежества и пробуждение божественного света внутри нас. Ее мягкий свет
освещает храм или алтарную комнату, сохраняя чистую и безмятежную