стабильного прогресса от одной стадии к другой. Агамы говорят: <Люди,
которые милостью Шивы приходят к желанию освободиться от мирских пут,
получают посвящение от компетентного наставника, чтобы идти по пути,
ведущему к Шивасаюджье>. Аум Намах Шивайя.
Писания говорят о познавших Бога
Он должен быть известен как освободившийся при жизни. Он благословен и
выполнил свои обязанности. После прекращения состояния освобожденности при
жизни, когда придет время, чтобы оставить тело, он вступает в состояние
освобождения вне тела, подобно воздуху, достигшему состояния неподвижности.
Яджурведа
Чистый, пустой, мирный, лишенный дыхания, самоотреченный, бесконечный,
неразрушаемый,устойчивый, вечный, нерожденный, свободный, он достиг своей
славы. Узрев Самость, что утверждена в Своей собственной славе, он смотрит
на колесо жизни как на колесо, которое вращается.
Яджурведа
Он должен выполнять в соответствии с предписанными правилами в течение 12
лет обеты брахмачарьи, такие, как служение своему гуру.
Атхарваведа
Самость пребывает внутри лотоса сердца. Зная это, посвятивший себя Самости
мудрец ежедневно входит в святилище. Поглощенный Самостью, мудрец
освобожден от сознания своего тела и живет в блаженном сознании.
Самаведа
Обратимся к нему подобающим образом, так, чтобы наши ум и чувства находились
в покое. Затем пусть этот учитель раскроет сущность знаний Брахмана,
посредством которых может быть познана неумирающая Реальность,
Сверхличность.
Атхарваведа
Без уважения к себе, без понуканий и усилий, поглощенные созерцанием и
утвердившиеся в высшей Самости, они стремятся устранить дурные поступки и
отречься от своего тела путем аскезы. Таков парамахамса, таков воистину
парамахамса!
Яджурведа
Серьезные ищущие, которые почитают просветленных при виде их, предлагая им
душистое масло, цветы, воду, фрукты, благовония, одежду и пищу или почитая
их словом, делом и мыслью, освобождаются от грехов немедленно.
Дэвикалоттара-агама
Один лишь гуру, который достиг Самореализации, может помочь ищущему достичь
ее.
Шива-сутра
Те, кто сами увидели Истину, могут стать твоими учителями мудрости.
Спрашивай у них, склоняйся перед ними, будь им слугой.
Бхагавад-гита
Следует почитать гуру, ежедневно простираясь перед ним. Посредством
поклонения достигается стойкость и поклоняющийся до конца постигает свою
собственную истинную природу.
Гуру-гита
У корня дхьяны - тело гуру. У корня пуджи - стопы гуру. У корня мантры -
слово гуру, а у корня полного освобождения - милость гуру.
Куларнава-тантра
Там, где есть святой человек божественной природы, ищущий Господа,
обнимающего все пространство, там нет врагов. Дожди идут в изобилии. Народ
всем доволен. Земля не знает никаких несчастий.
Тирумантирам
Сердце святого не дрожит в страхе. Все его страсти умиротворены, оно
наслаждается нерушимым спокойствием. Нет ни смерти, ни боли, ни дня, ни
ночи, ни плодов кармы. Это воистину состояние тех, кто отверг желания.
Тирумантирам
Тот, кто сам реализовал Самость своей души, будет почитаться всеми другими
душами.
Тирукурал
ШАСТРА УПАНИШАД
СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ
ШРУТИ МАНДАЛА
Богооткровенные писания
Трикона, треугольник, является одним из символов Бога Шивы и, как и
Шивалингам, указывает на Его Абсолютное Бытие. Трикона также представляет
элемент огня и изображает процесс духовного восхождения и освобождения, о
котором говорится в писаниях. Аум.
Какие богооткровенные священные писания имеются в индуизме?
ШЛОКА 126
Веды и Агамы, дарованные Богом, являются важнейшими писаниями индуизма и
называются шрути, <услышанное>. Их вневременные истины выражены самой
необычайно глубокой поэзией, известной человеку. Аум.
БХАШЬЯ
<Веда>, от вид, <знать>, означает <высшая мудрость или наука>. <Агама>,
название священных откровений отдельных школ индуизма, означает
<нисхождение знания>. Веды и Агамы - это вечные истины, переданные Богом
через великих яснослышащих и ясновидящих риши. Они являются первичными и
наиболее авторитетными писаниями индуизма, провозглашающими священность
жизни и объясняющими назначение человека на этой планете. Эти песни
мудрости были обретены в течение многих столетий, запомнены и устно
переданы из поколения в поколение в жреческих семьях, затем, наконец,
записаны на санскрите в последнем тысячелетии. Тонкий символический язык
шрути, драгоценного слова Бога, лиричен и возвышен. Преподавая религиозную
практику, правила и учение, Веды обобщают, а Агамы уточняют. Веды
восхваляют и призывают множество богов посредством сложных огненных
ритуалов, которые называются яджня. Агамы сосредоточены на единственном
Божестве и поклонении Ему с водой, цветами и светильниками в освященных
храмах и святилищах. В <Тирумантирам> сказано: <Два рода писаний открыл
Господь Шива - изначальные Веды и совершенные Агамы>. Аум Намах Шивайя.
Что из себя представляют тексты Вед?
ШЛОКА 127
Святые Веды, древнейшее писание человечества, которому от шести до восьми
тысяч лет, являются собранием из четырех книг. Их названия: Ригведа,
Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Каждая из них имеет четыре раздела:
гимны, ритуалы, толкования и философские поучения. Аум.
БХАШЬЯ
Древнейшими и сердцевинными частями Вед являются четыре Самхиты, <собрания
гимнов>. Они состоят из воззваний к Единому Божественному и к божествам
природы, таким, как Солнце, Дождь, Ветер, Огонь и Заря, а также из молитв о
браке, потомстве, процветании, согласии, домашних ритуалов, магических
заклинаний и многого другого. Все они составлены в прекрасных стихах,
обычно из трех-четырех строк. Сердце всех Вед - это Ригсамхита из 10522-х
стихов. Сама- и Яджур-самхиты, каждая из 2000 стихов, в основном
представляют собой литургические подборки из Риг-самхиты; большая же часть
из примерно 6000 стихотворных молитв, заклинаний и ритуалов Атхарва-самхиты
- уникальна. Самаведа предназначена для мелодичного пения, Яджурведа - для
ритмичного чтения. Кроме своей Самхиты, каждая Веда включает в себя одну
или две Брахманы, руководства по обрядам, и Араньяки, толкования ритуалов,
а также множество бесценных Упанишад, метафизических диалогов. Всего в
Ведах более 100 тысяч стихов и десятки прозаических текстов. <Тирумантирам>
подтверждает: <Нет иной дхармы, чем та, о которой говорят Веды. Сердцевину
дхармы провозглашают Веды>. Аум Намах Шивайя.
В чем состоит значение Вед сегодня?
ШЛОКА 128
Веды, писания, обладающие высшим авторитетом, пронизывают мышление, ритуал и
медитацию индуизма. Они открывают окно в древнее общество Бхараты,
провозглашая священность жизни и путь к единству с Богом. Аум.
БХАШЬЯ
Подобно <Дао дэ цзину> в даосизме, <Дхаммападе> в буддизме, <Адигрантху> в
сикхизме, Торе в иудаизме, Библии в христианстве и Корану в исламе - в
индуизме священными книгами являются Веды. С незапамятных времен до
сегодняшнего дня они остаются поддерживающей силой и авторитетной
доктриной, которой руководствуются последователи в вопросах богослужения,
долга и просветления -упасаны, дхармы и джняны. Веды являются медитативной
и философской опорой для миллионов монахов и миллиарда ищущих. Стихи Вед
ежедневно поют наизусть священники и миряне на литургии в храмовом
богослужении и при домашних ритуалах. Все индуисты всем сердцем принимают
Веды, при этом каждого привлекает что-то свое, каждый толкует Веды свободно
и обильно применяет их в жизни. Эта верность и терпимость является красной
нитью в пестром узоре Бхарата Дхармы. Сегодня Веды опубликованы на
санскрите, английском, французском, немецком и других языках. Но особенно
широко и достоверно переведены популярные метафизические Упанишады. Веды
говорят: <Как спицы крепятся к ступице колеса, так все вещи в жизни
держатся на Риг-, Яджур- и Самаведе, на жертвоприношении, благородстве, а
также жречестве>. Аум НамахШивайя.
Что собой представляют священные Агамы?
ШЛОКА 129
Агамы, вторые по авторитетности писания Санатана Дхармы, - это откровения о
святой жизни, поклонении, йоге и философии. Шиваизм, шактизм и вишнуизм
чтут каждый свой собственный набор Агам, многим из которых больше 2000 лет.
Аум.
БХАШЬЯ
В обширной агамической литературе традиция насчитывает 92 главных
Шайва-агамы (10 Шива-, 18 Рудра- и 64 Бхайрава-агамы), 77 Шакта-агам и 108
Вайшнава-паньчаратра-агам. Большинство Агам состоит из четырех частей (пад)
и тысяч ритмических санскритских стихов, обычно двустиший. В чарья-паде
подробно объясняются ежедневные религиозные обязанности, правильное
поведение, отношения между гуру (учителем) и шишьей (учеником), общинная
жизнь, устройство дома и планирование городов. Крия-пада, обычно самая
длинная, разъясняет вопросы богослужения и храмов в мельчайших деталях - от
выбора места, архитектурного проекта и иконографии до правил для
священников и тонкостей ежедневной пуджи, ежегодных празднеств и поклонения
у домашнего алтаря. Йога-пада раскрывает внутренний путь медитации,
раджа-йоги, мантры и тантры, который стимулирует пробуждение дремлющей змеи
Кундалини. Джняна-пада рассказывает о природе Бога, о душе, о мире и о
средствах спасения. <Тирумантирам> провозглашает: <Веды и Агамы - это
писания от Бога. И те, и другие содержат истину: Веды - общую, Агамы -
частную. Хотя некоторые говорят, что эти слова Бога приходят к двум разным
выводам, мудрые не видят никакого различия>. Аум Намах Шивайя.
В чем важность Агам сегодня?
ШЛОКА 130