В то время как Веды с их сонмами божеств связывают всех индуистов вместе,
Агамы с их Единым верховным Богом объединяют каждую школу в едином
мышлении, обучая ее последователей радостным искусствам поклонения
Божественному. Аум Намах Шивайя.
БХАШЬЯ
Бог есть любовь, и любить Бога - это тот чистый путь, который предписывается
в Агамах. Воистину, эти тексты суть голос самого Бога, увещевающий сансари,
реинкарнирующего бродягу, отказаться от любви к преходящему и поклоняться
Бессмертному. Как любить Божественное, когда и где, с какими мантрами и
визуализациями и в какое благоприятное время - все это описано в Агамах.
Нигде более полно не излагаются подробные учения и практики повседневного
индуизма, как в этих откровенных текстах, описывающих все - от распорядка
ежедневных занятий до астрологии и космологии. Агамическое влияние на жизнь
большинства индуистов столь сильно, особенно в сферах храмовой литургии и
культуры, что современную Санатана Дхарму невозможно и помыслить без этих
наставлений. Хотя многие Агамы опубликованы, большинство их остается
недоступным широкой массе достоянием отдельных кланов и семейств, которые
берегут сокровенное наследственное знание. <Тирумантирам> говорит: <Агам в
древности было девять, со временем стало двадцать восемь, затем они
разделились на три части, чтобы соответствовать одной истине веданты и
сиддханты. Это чистейший шиваизм, редкостный и бесценный>. Аум Намах
Шивайя.
Писания говорят о шрути
Усилия человека, как говорят, бывают двух родов - те, которые направлены за
пределы писаний, и те, которые осуществляются в соответствии с писаниями.
Те, которые направлены за пределы писаний, вредны, тогда как те, которые
осуществляются в соответствии с писаниями, ведут к Реальности.
Яджурведа
Подобно тому как возникают разные клубы дыма, когда поджигается сырой
хворост, дыхание великого Бытия порождает Ригведу, Яджурведу, Самаведу и
Атхарваведу.
Яджурведа
Там, где нет ни темноты, ни ночи, ни дня, ни бытия, ни небытия, существует
Благой, Единственный, Абсолютный и Вечный. Тот, от Кого возникла древняя
мудрость, испускает великолепный сияющий свет.
Яджурведа
Вооружась, словно луком, Упанишадами, нужно взять стрелу, заостренную
медитацией. Натягивая лук мыслью, направленной на сущность Того, проникни в
Того Бессмертного, как в цель, друг мой.
Атхарваведа
Силой внутренней гармонии и милостью Бога Шветашватара узрел Брахмана. Тогда
он заговорил с ближайшим из своих учеников-отшельников о высшем очищении, о
Брахмане, кого обожают те, кто видит Его.
Яджурведа
Аум. Нужно медитировать на этот слог в рецитации удгитхи, потому что каждая
рецитация начинается с Аум. Это объясняется следующим. Сущность всех вещей
- это земля; сущность земли - вода; сущность воды - растения; сущность
растений - человек; сущность человека - речь; сущность речи - Ригведа;
сущность Ригведы - Самаведа, и сущность Самаведы - рецитация удгитхи.
Самаведа
Шиваизм сиддханты - это шиваизм Агам, первая из которых - Камика.
Карана-агама
В прекрасной Веде, удачно названной Ригведой, Он стоял подобно меняющемуся
настроению. В трепетной рецитации ведических священнослужителей Он стоял,
как Само Око главного зрения.
Тирумантирам
Весь мир может достичь такого же блаженства, какого я достиг, - те, кто
упорно следуют тому божественному секрету, который сообщают книги, тот, кто
рецитирует гимны, которые вызывают вибрацию тела и расширяют сердце.
Пытайся, все время пытайся, и тогда это придет.
Тирумантирам
Смотри на Отца слоноликого Ганапати, на Котором надета гирлянда конрай и у
Которого спутаны волосы, автора вневременных Вед, Благого. Он - наш
благодаря духовным усилиям (тапасу). Он пребывает в благословенном храме
Рамешварам.
Тирумурай
Да будут Солнце и Луна моей защитой! Да будут все существа повсюду моей
защитой! Да будут мантры и тантры моей защитой! Да будут четыре Веды,
Шайва-агамы и весь мир моей защитой!
Натчинтанай
Тысячи писаний говорят о Его чертах и знаках, Его храмах, Его путях, Его
величии - о, безмозглые люди, сердца которых не были завоеваны!
Тирумурай
С неба звучит голос Хары, с рецитациями Вед и Агам и гимнами ученых
брахманов, - Всевышний Бог в Нотиттанмалае показал мне путь, Господь,
который дает все благословения, дал мне великолепного слона, чтобы ехать на
нем.
Тирумурай
СМРИТИ МАНДАЛА
Второстепенные писания
Севаль - это благородный красный петушок, который возвещает о каждом
рассвете, призывая всех проснуться и встать. Он является символом
неизбежности и близости духовного раскрытия и мудрости. Как боевой петух,
он кричит с боевого флага Господа Сканды. Аум.
Различаются ли смрити и священная литература?
ШЛОКА 131
Индуистская священная литература - это сокровищница гимнов, легенд, мифов,
философии, науки и этики. Из этой огромной массы писаний каждая линия
передачи знания выделяет некоторую часть в качестве своего вторичного
писания, или смрити. Аум.
БХАШЬЯ
В то время как Веды и Агамы относятся к первичным писаниям, или шрути, всех
индуистов, каждая школа и линия передачи определяет еще и свой уникальный
набор смрити. Священная литература, пунья-шастра, из которой выбирают
смрити, состоит из писаний как древних, так и современных, на многих
языках. Особое место занимают древние санскритские тексты, такие, как
Итихасы, Пураны и Дхарма-шастры, которые обычно считаются классическими
смрити. На самом же деле, хотя многие почитают их как смрити, другие
относятся к ним только как к священной литературе. <Смрити> означает
<запомненное> и является синонимом <традиции>, поскольку происходит от
человеческого постижения и опыта и хранит общую направленность культуры. В
то время как шрути исходит от Бога и является вечным и универсальным,
постоянно растущий канон смрити пишется человеком. Священная литература
индуизма - это краеугольный камень театра и танца, музыки, песни и зрелищ,
йоги и садханы, метафизики и этики, изящных искусств и благоприятных наук.
Веды вопрошают: <В Ком прочно утверждены перворожденные провидцы, гимны,
песни и жертвенные заклинания, в Ком утверждается единственный провидец,
Кто поддерживает все это, - Кто Это может быть?> Аум Намах Шивайя.
Какие тексты дополняют Веды и Агамы?
ШЛОКА 132
Существует много текстов, вспомогательных по отношению к Ведам и Агамам.
Веданги подробно разъясняют поведение, астрологию, язык и этимологию.
Упаведы рассматривают политику, здоровье, военное дело и музыку. Упагамы и
Паддхати излагают агамическую мудрость. Аум.
БХАШЬЯ
Значительная часть практического знания индуизма сохраняется в авторитетных
текстах, являющихся дополнением к шрути. Веданги и Упаведы - это собрания
текстов, которые расширяют Веды и показывают, как применять их на практике
в качестве исчерпывающей системы сакральной жизни. Джйотиша-веданга
определяет благоприятное время для священных ритуалов. Кальпа-веданга
описывает публичные ритуалы в Шраута- и Шульба-шастрах, домашние ритуалы в
Грихья-сутрах и религиозный закон - в Дхарма-шастрах. Четыре другие Веданги
обеспечивают чистоту произнесения мантр благодаря знанию фонетики,
грамматики, поэзии и происхождения слов. Упаведы излагают глубокие науки:
Артхаведа посвящена управлению государством; Аюрведа - медицине и здоровью;
Дханурведа обсуждает военную науку; Гандхарваведа освещает музыку и
искусства; а Стхапатьяведа объясняет архитектуру. Кроме того, есть
<Кама-сутра>, в которой подробно описываются эротические удовольствия.
Агамы также имеют вспомогательные тексты, такие, как Упагамы и Паддхати, в
которых излагается древняя мудрость. В <Джнянешвари> говорится: <Веды в
своем совершенстве - это прекрасный образ Бога, а их безупречные слова
составляют Его сияющее тело. Смрити же - члены этого тела>. Аум Намах
Шивайя.
Есть ли в индуизме эпос и мифы?
ШЛОКА 133
<Махабхарата> и <Рамаяна> - самые известные индуистские эпические истории,
называемые Итихасами. Пураны - это популярные народные сказания, учащие
вере и этике через миф, аллегорию, легенду и символ. Аум.
БХАШЬЯ
Индуистские стихотворные рассказы о риши, богах, героях и демонах поются
одаренными пандитами и странствующими сказителями, пересказываются для
детей и отражаются в драматических произведениях и праздничных
представлениях. <Махабхарата>, самая длинная эпическая поэма в мире, - это
легенда о двух древних династиях, великая битва которых на поле Курукшетра
стала той сценой, на которой было разыграно действие <Бхагавад-гиты>,
возвышенного духовного диалога Арджуны и Кришны. <Рамаяна> рассказывает о
жизни Рамы, царя-героя, которого почитают как идеал человека. Пураны, как и
<Махабхарата>, энциклопедичны по содержанию и вмещают в себя наставления по
садхане, философии, дхарме, ритуалу, языку и искусствам, архитектуре,
сельскому хозяйству, магическим заклинаниям и многому другому. Из
восемнадцати основных Пуран шесть чтут Бога как Шиву, шесть - как Вишну и
шесть - как Брахму. Остроумная <Паньчатантра>, шедевр <повествовательной>
литературы, или жанра катхи, провозглашает мудрость посредством басен и
притч о животных. <Бхагавад-гита> провозглашает: <Того, кто читает этот наш
священный диалог, считаю Я поклоняющимся Мне через жертвоприношение знания.
А тот, кто слушает его с верой и без насмешки, освобожденный, достигнет
счастливой обители праведности>. Аум Намах Шивайя.
Какие еще есть типы священных текстов?
ШЛОКА 134
Возвышенные философские тексты Индии излагают различные воззрения, пользуясь