Тирумантирам
Ты и Он - не два отдельных; ты и Он - один единый; на том и стой, свободный
от всех сектантских оков; с Шивой становись Одним - так осуществляется
сиддханта.
Тирумантирам
Это Изначальное без прошлого или будущего. Его форма свободна от старости и
болезни. Оно проявляется как Отец и Мать. Оно расцветает как Самосущий. Его
нельзя описать как одного или двоих. Художник не может изобразить Его. Это
то, что лежит между добром и злом. Оно вечно пребывает в сердцах мудрых.
Оно не позволяет делать никакого различия между ведантой и сиддхантой. Это
То, что танцует в зените за пределами сферы звука.
Натчинтанай
Всегда мое действие - это твое действие. Я не <другой> по отношению к тебе,
поскольку сущность моя, которую я называю <Я>, не существует отдельно от
тебя. В этом заключается естественная гармония между ведантой и сиддхантой.
Таюманавар
Как просторная земля, как огонь и вода, как приносящий жертву и дующий
ветер, как вечные луна и солнце, как эфир, как Бог в восьми формах, как
космическое добро и зло, женщина и мужчина, все другие формы и Его
собственная форма, и все это как Он Сам, как вчера и сегодня и завтра - так
пребывает Бог с длинными красными волосами. О Чудо!
Тирумурай
САМПРАДАЙЯ УПАНИШАД
ПЕРЕДАЧА СИЛЫ
КАЙЛАСА ПАРАМПАРА МАНДАЛА
Гималайская линия передачи учения
Тришула, трезубец Шивы, носимый гималайскими йогами, - это царский скипетр
шайва-дхармы. Его зубцы символизируют желание, действие и мудрость; иду,
пингалу и сушумну; а также гуны - саттву, раджас и тамас. Аум.
Что такое Натха-сампрадайя?
ШЛОКА 151
Натха-сампрадайя, <путь мастеров>, - это мистический источник шиваизма. В
традиции натхов сохраняется божественное послание о вечных истинах и о том,
как достигать цели на пути просветления. Аум.
БХАШЬЯ
Натха означает <господин или адепт>, а сампрадайя - это живая богословская
традиция. Корни почтенной традиции натхов уходят в прошлое далеко за
пределы письменной истории - уже тогда мистики-натхи поклонялись Владыке
владык, Шиве, и в йогическом созерцании переживали свою тождественность с
Ним. Натха-сампрадайя показала миру, что такое поиск глубочайшего
божественного <Я>, уравновешенный храмовым богослужением, питаемый
кундалини-йогой, упорядоченный монистическим теизмом, просветленный мощной
системой гуру-шишья, руководимый волнующими душу писаниями и пробужденный
садханой и тапасом. Тем самым человечеству был дан механизм продвижения
вперед в эволюции. Сегодня хорошо известны два главных потока традиции
натхов: Нандинатха-сампрадайя, ставшая известной благодаря Махарши
Нандинатхе (ок. 250 г. до н. э.), и Адинатха-сампрадайя, выдающимся
представителем которой является сиддха-йог Горакшанатха (ок. 900 г.). Но,
воистину, рассказывать о таинственных натхах можно бесконечно. В
<Тирумантирам> говорится: <Мой не имеющий равных садгуру, Нандинатха,
высоко почитаемый среди шиваитов, указал нам святой путь освобождения души.
Это божественный путь Шивы, сан-марга, по которому весь мир может ступать и
быть свободным>. Аум Намах Шивайя.
Что такое Кайласа-парампара?
ШЛОКА 152
Кайласа-парампара - это тысячелетняя линия духовного наставничества,
входящая в Нандинатха-сампрадайю. В этом столетии ее представлял мудрец
Йогасвами, который поручил мне в 1949 г. в Шри-Ланке нести эту
благословенную традицию дальше. Аум.
БХАШЬЯ
Аутентичность индуистских учений увековечивается линиями-парампарами,
которые протягиваются от одного гуру к его преемнику и так далее.
Кайласа-парампара восходит (и уходит дальше вглубь веков) к Махарши
Нандинатхе и его восьми ученикам, которых звали Санаткумара, Санакар,
Санаданар, Санантханар, Шивайогамуни, Патанджали, Вьягхрапада и Тирумулар.
Последователей этих адептов сиддха-йоги можно найти сегодня во многих
течениях шиваизма, особенно в южноиндийской шайва-сиддханте. Нашей ветвью
этой парампары является линия Риши Тирумулара (ок. 200 г. до н.э.), а
первым известным садгуру в новой истории был Гималайский Риши (ок. 1770 -
1840 гг.). От него сила учения была передана сиддхе Кадайтсвами из
Бангалора (ок. 1810-1875 гг.), затем садгуру Челлаппасвами (ок. 1840-1915
гг.), затем мудрецу Йогасвами (1872-1964) из Шри-Ланки и, наконец, мне,
Шивайя Субрамуниясвами (род. в 1927 г.). <Тирумантирам> рассказывает:
<Разъяснив все таким образом, я передал Его слово дальше по не
подверженному изменениям пути Кайласы - слово Его, вечного, сияющего в
истине, бесконечно великого Нандинатхи, радостного, танцующего блаженный
танец, который рассеивает всю нечистоту>. Аум Намах Шивайя.
Что известно о ранних наставниках Кайласа-парампары?
ШЛОКА 153
В числе своих древних гуру Кайласа-парампара почитает прославленного Риши
Тирумулара и поколения его преемников. В новой истории мы особенно чтим
безмолвного сиддху, который известен под именем <Гималайский Риши>. Аум.
БХАШЬЯ
Достигнув совершенного просветления и восьми сиддхи у стоп Махарши
Нандинатхи в Гималаях, Риши Тирумулар был послан своим садгуру возрождать
шайва-сиддханту на юге Индии. В конце концов он прибыл в Тирувавадутурай,
где и пересказал на тамильском языке истины Шайва-агам и драгоценных Вед в
<Тирумантирам>, книге, в которой больше 3000 эзотерических стихов. В
последующие столетия звание садгуру Кайласы переходило от одного
сиддха-йога к другому. Среди этих светил был безымянный <Гималайский Риши>,
который в 1700-х годах вошел в чайную лавку в одной деревне близ Бангалора,
уселся на пол и вошел в глубокое самадхи. Он не двигался и не говорил семь
лет. Преданные шли сплошным потоком, чтобы получить его даршану. На их
невысказанные молитвы и вопросы таинственным образом приходили ответы во
снах, а иногда и в виде записок, которые падали вниз, появившись прямо из
воздуха. Затем однажды Риши ушел из деревни и позже передал свою силу
Кадайтсвами. В <Тирумантирам> говорится: <По милости Нанди искал я
первопричину. По милости Нанди стал я Садашивой. По милости Нанди обрел я
божественную истину>. Аум Намах Шивайя.
Кто такие Кадайтсвами и Челлаппасвами?
ШЛОКА 154
Кадайтсвами был динамичным садгуру, который возродил шиваизм в районе Джафны
в Шри-Ланке, где преобладал католицизм. Челлаппасвами был пылким мудрецом,
охваченным огнем сознания Шивы, погруженным в божественное уединение. Аум.
БХАШЬЯ
Кадайтсвами был мощным сиддхой двухметрового роста, чьи зажигательные
рыночные проповеди обращали тысячи людей в религию их предков, шиваизм.
Говорят, что он, будучи судьей высокого ранга, отказался однажды вынести
смертный приговор и отрекся от карьеры в расцвете лет, чтобы стать
санньясином. Следуя указанию своего садгуру - быть чудотворцем, - он
проявлял сиЬдхи, о которых рассказывают и по сей день: превращал железо в
золото, пил расплавленный воск, внезапно исчезал и появлялся в другом
месте. Челлаппасвами (или Челлаппан), инициированный в девятнадцатилетнем
возрасте, жил в одиночестве в теради (сарае для храмовой колесницы) при
храме Наллур. Погруженный во внутреннее <Я>, не признававший никакой
двойственности, он обобщал адвайтические аксиомы, постоянно приговаривая:
<Нет существенного зла. Все свершилось уже давно. Все, что есть, есть
истина. Мы не знаем!> В <Натчинтанай> говорится: <Смеясь, Челлаппан бродит
по окрестностям Наллура. Похожий на одержимого, он презирает внешние
приличия. Темно его тело; одет в рубище. И вот все мои грехи исчезли, ибо
он сжег их! Всегда что-то тихо повторяющий себе, он даст благословение
истинной жизни каждому, кто отважится приблизиться к нему. И он сделал из
моего ума - храм>. Аум Намах Шивайя.
Как звали предпоследнего гуру Кайласа-парампары и кто нынешний гуру?
ШЛОКА 155
Мудрец Йогасвами, автор <Натчинтанай>, хранитель дхармы, был садгуру
Шри-Ланки в течение полувека. Он посвятил меня, хлопнув по спине и
приказав: <Иди по всему свету и рычи как лев!> Аум Намах Шивайя.
БХАШЬЯ
В гуще праздничной толпы возле храма Наллур растрепанный садху тряс прутья
изнутри клети для колесницы и кричал: <Эй! Кто ты такой?> Йогасвами
остановился, потрясенный. Он не мог двинуться с места. <Нет ничего
неправильного! Все есть так, как оно есть. Кто знает?> - говорил этот
мудрец, Челлаппан, и внезапно весь мир исчез... После того как Челлаппан
достиг махасамадхи в 1915 г., Йогасвами на пять лет ушел в интенсивную
садхану. Впоследствии люди всех сословий, всех народностей приходили на его
даршану. Он призывал всех и каждого <познать самого себя>. В его крытой
соломой отшельнической хижине с земляным полом мы впервые встретились в
1949 г. Я лишь за несколько недель до этого реализовал Парашиву с его
внутренней помощью, когда медитировал в пещерах Джалани. <Ты во мне>, -
сказал он. <Я в тебе>, - ответил я. Позже он нарек меня <Субрамуниясвами>,
мощно хлопнув ладонью по спине, и после этой дикши отправил меня в качестве
санньясина в Америку, сказав: <Ты будешь строить храмы. Ты накормишь
тысячи>. Мне было в то время 22 года, ему - 77. Во исполнение его приказа
составил я, Шивайя Субрамуниясвами, эти 155 шлок и комментариев к ним,
передающих лишь самую малую часть того, что он оставил во мне. Аум Намах
Шивайя.
Писания говорят о парампаре
В трех мирах нет никого более великого, чем гуру. Ему, дающему божественное
знание, надлежит поклоняться с высшей преданностью.
Атхарваведа
Пребывая в самом средоточии невежества, но считая себя мудрыми и учеными,
глупцы бесцельно блуждают то там, то здесь, как слепые, ведомые слепыми.
Атхарваведа
Истина есть Высшее, Высшее есть Истина. С Истиной люди никогда не падут с