высот небесного мира, потому что Истина принадлежит святым. Поэтому они
возрадуются в Истине.
Яджурведа
Высшая тайна заключения Веды, провозглашенная в прежние времена, не должна
передаваться тому, кто не успокоен, и тому, кто не является сыном или
учеником. Для того, кто имеет высочайшую преданность Богу и своему
духовному учителю так же, как Богу, - для него эти тайны, которые были
провозглашены, становятся явными, если он - великая душа!
Яджурведа
Ученики получают, благодаря преданности гуру, знание, которым обладает гуру.
В трех мирах этот факт четко подтвержден божественными мудрецами, предками
и учеными мужами.
Гуру-гита
Господом установлено так, что не может быть мокши, освобождения, без дикши,
посвящения; и посвящение не может произойти без учителя. Поэтому оно
приходит по линии учителей, называемой парампара.
Куларнава-тантра
Будучи сам непривязанным, гуру, после некоторого испытания, по указанию
Господа, должен передать Истину своему ученику, чтобы наделить его
полномочиями. Наделенный таким образом полномочиями воистину находится в
союзе с Всевышним Шивой. По окончании телесной жизни его ждет вечное
освобождение - это объявлено Господом. Поэтому нужно постараться найти гуру
из непрерванной традиции, который сам рожден от Всевышнего Шивы.
Куларнава-тантра
Без учителя вся философия, традиционное знание и мантры - бесплодны. Только
того хвалят боги, кто является гуру и поддерживает активность знания,
переданного традицией.
Куларнава-тантра
Я склоняюсь к лотосным стопам учителей, показавших нам источник вечного
океана блаженства, рожденных от внутреннего <Я>, давших нам лекарство от
яда сансары.
Гуру-гита
Ночью и днем в окрестностях Наллура танцевал Челлаппан в экстазе. Даже
святые йоги, погруженные в безмолвие, не знают его. Он все время с сияющим
лицом повторяет: <Все есть истина>. Ночью и днем в окрестностях Наллура
танцевал Челлаппан в экстазе.
Натчинтанай
Ищите натхов, получивших милость Нандинатхи. Сначала четверо риши, святой
Шивайогин - следующий, затем Патанджали, который совершал поклонение в
святых местах Сабхи. Вьягхра и я завершаем восьмерку.
Тирумантирам
Нандинатха принял предложение моего тела, здоровья и жизни. Затем он
коснулся меня, и его взгляд рассеял мою горестную карму. Он поставил свои
стопы на мою голову и наделил меня высшим сознанием. Так он разорвал мой
гнетущий цикл рождений.
Тирумантирам
УПАГРАНТХА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ШАЙВА ШРАДДХА-ДХАРАНА
Шиваитский символ веры
Шивалингам - древний символ Бога. Этот овальный камень с его <бесформенной
формой> обозначает Парашиву, Того, Кто никогда не может быть описан или
изображен. Йони, пьедестал, представляет Парашакти, проявленную Силу Шивы.
Аум.
Каждая религия имеет, в той или иной форме, символ веры - авторитетное
краткое изложение основных верований этой религии. Обычно символы веры
формируются, когда религии распространяются за пределы своего <родного>
региона. До этого все верования религии полностью содержатся в культуре
страны; дети изучают их как естественную часть окружающего мира. Но когда
последователи данной религии обосновываются в других странах, где
преобладают другие религии, возникает необходимость в простом изложении
веры. Символ веры - это целые тома знания, отобранные и сжатые в серию
легкозапоминаемых верований (шраддх). Символ веры должен суммировать
специфические положения или догмы религии и сохранять их в неизменном виде
для передачи по цепи традиции. Символы веры придают силу людям, стремящимся
понять жизнь и религию. Символы веры также позволяют приверженцам одной
религии в простых и последовательных выражениях объяснить сущность своей
традиции последователям других религий. Хотя огромный массив учений
Санатана Дхармы еще не был весь изложен в форме краткого резюме, с древних
времен широко известны так называемые махавакьи, <великие изречения>, из
ведических Упанишад. Ныне же, в технологическую эру, когда на смену
деревенской замкнутости пришла всемирная подвижность, необходимость иметь
символ индуистской веры, если мы хотим сохранить свою религиозную
тождественность, становится очевидной. Нам нужны два вида силы - сила,
которая содержится в разнообразии и индивидуальной свободе задавать
вопросы, и сила, которая происходит из союза умов, поддерживающих
универсальные принципы нашей веры. В двенадцати верованиях на следующих
страницах воплощены многовековые центральные убеждения шиваизма в том виде,
в каком они постулируются в адвайта-ишваравадинской философии
Шайва-сиддханты. Воистину, эта Шайва-дхарма-шраддха-дхарана есть полное
обобщение <Танца с Шивой, современного катехизиса индуизма>. Аум Намах
Шивайя.
Верование первое
О НЕПРОЯВЛЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ БОГА
Все последователи Шивы верят, что Господь Шива есть Бог, чье Абсолютное
Бытие, Парашива, превосходит время, форму и пространство. Йог безмолвно
восклицает: <Не это! Не то!> Воистину, такой непостижимый Бог - Бог Шива.
Аум.
Верование второе
О ПРОЯВЛЕННОЙ ПРИРОДЕ БОГА - ВСЕПРОНИКАЮЩЕЙ ЛЮБВИ
Все последователи Шивы верят, что Господь Шива есть Бог, чья имманентная
природа любви, Парашакти, является субстратом, первосубстанцией чистого
сознания, протекающего сквозь все формы как энергия, существование, знание
и блаженство. Аум.
Верование третье
О БОГЕ КАК ЛИЧНОСТНОМ ГОСПОДЕ И СОЗДАТЕЛЕ ВСЕГО
Все последователи Шивы верят, что Господь Шива есть Бог, чья имманентная
природа есть Первичная Душа, Верховный Махадэва, Парамешвара, автор Вед и
Агам, Создатель, Хранитель и Разрушитель всего сущего. Аум.
Верование четвертое
О СЛОНОЛИКОМ БОЖЕСТВЕ
Все последователи Шивы верят в махадэву Господа Ганешу, сына Шивы и Шакти, к
которому они должны обращаться с молитвой, прежде чем начать любое
богослужение и любое дело. Его правление сострадательно. Его закон
справедлив. Справедливость - Его сознание. Аум.
Верование пятое
О БОЖЕСТВЕ КАРТТИКЕЙЕ
Все последователи Шивы верят в Махадэву Карттикейю, сына Шивы и Шакти, чей
вель милостиво разрывает узы невежества. Йог, замкнутый в лотосе,
благоговеет перед Муруганом. Сдерживаемый таким образом, его ум становится
спокойным. Аум.
Верование шестое
О СОТВОРЕНИИ ДУШИ И ЕЕ ТОЖДЕСТВЕННОСТИ С БОГОМ
Все последователи Шивы верят в то, что каждая душа сотворена Господом Шивой
и тождественна Ему и что эта тождественность будет полностью осознана всеми
душами, когда узы анавы, кармы и майи будут удалены Его милостью. Аум.
Верование седьмое
О ГРУБОМ, ТОНКОМ И ПРИЧИННОМ ПЛАНАХ БЫТИЯ
Все последователи Шивы верят в три мира бытия: бхурлоку, где души принимают
физические тела; антарлоку, где души принимают астральные тела; и Шивалоку,
где души существуют в своей светящейся форме. Аум.
Верование восьмое
О КАРМЕ, САНСАРЕ И ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ ПЕРЕРОЖДЕНИЙ
Все последователи Шивы верят в закон кармы - в то, что каждый должен
пожинать плоды всех действий, которым он был причиной, - ив то, что каждая
душа продолжает перерождаться до тех пор, пока все кармы не растворятся и
не достигнется мокша, освобождение. Аум.
Верование девятое
О ЧЕТЫРЕХ МАРГАХ, ИЛИ СТАДИЯХ ВНУТРЕННЕГО РАЗВИТИЯ
Все последователи Шивы верят в то, что чарья, добродетельная жизнь, крия,
храмовое богослужение, и йога, приводящая к Парашиве благодаря милости
живого садгуру, абсолютно необходимы для достижения джняны, мудрости. Аум.
Верование десятое
О ДОБРЕ И ЗЛЕ
Все последователи Шивы верят в то, что в мире нет исконного зла. Зло не
имеет реального источника, а источник кажущегося зла - в неведении. Шиваиты
воистину сострадательны, зная, что нет ничего хорошего или плохого. Все
есть воля Шивы. Аум.
Верование одиннадцатое
ОБ ЭЗОТЕРИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ ХРАМОВОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ
Все последователи Шивы верят в то, что религия - это гармоничное совместное
функционирование трех миров, и в то, что эту гармонию можно создавать
посредством храмового богослужения, при котором существа всех трех миров
могут сообщаться между собой. Аум.
Верование двенадцатое
О ПЯТИ СЛОГАХ
Все последователи Шивы верят в паньчакшара-мантру, пять священных слогов
<Намах Шивайя>, как в главную и важнейшую мантру шиваизма. Секрет мантры
<Намах Шивайя> - в том, что ее надлежит услышать из правильных уст в
правильное время. Аум.
ШАТШАЙВА САМПРАДАЙЯ
Шесть школ шиваизма
Нага, кобра, является символом энергии Кундалини, которая спит, свернувшись
кольцами, внутри человека. Этот символ вдохновляет ищущего победить свои
ошибки и страдания, подняв змеиную силу вверх, к Богореализации. Аум.
В поисках мира, просветления и освобождения невозможно найти более
терпимого, более мистического, более распространенного или более древнего
пути, чем шиваитский индуизм. За свою долгую историю шиваизм породил массу
духовных линий и традиций, каждая из которых обладает своими уникальными
философско-культурно-лингвистическими характеристиками, и до 1100 года
доминировал во всей Индии, от Гималаев до Шри-Ланки, от Бенгальского залива
до Аравийского моря. В этом разделе мы представим в основных чертах шесть
главных традиций, которые выделяются в контексте современного шиваизма. Это
шайва-сиддханта, пашупата-шиваизм, кашмирский шиваизм, вира-шиваизм,
сиддха-сиддханта и шива-адвайта. Следует иметь в виду, что это формальное и
несколько интеллектуальное подразделение, как бы полезно оно ни было,
никоим образом не может являться ни исчерпывающим описанием шиваизма, ни