даже единственным возможным списком его традиций. Реальный шиваизм гораздо
богаче и разнообразнее, чем предполагает эта схема. Есть, например,
разновидности шиваизма, которые практикуют тринадцать миллионов человек в
Непале, три миллиона в Индонезии или пятьдесят пять миллионов
индуизированных яванцев, которые поклоняются Шиве под именем Батара.
Подумайте также о миллионах смартов и других универсалистов, которые
приняли Ганешу, Муругана или Шиву в качестве своего избранного Божества,
или о многих и многих поклонниках Аяппана, которые совершают богослужения в
южноиндийских святилищах Господа Муругана. При этом нельзя упускать из виду
тот факт, что лишь горстка людей из миллионов кашмирских последователей
Шивы формально связывают себя со школой, которая называется <кашмирский
шиваизм>. Подобным образом, и в южноиндийском штате Тамилнад, где Шиве
поклоняются более пятидесяти миллионов человек, только хорошо
информированное меньшинство называет себя шайва-сиддхантинами. Наше
обсуждение этих шести школ и их традиций основывается на исторической
информации. В исторических записях имеются существенные пробелы, но в
каждый момент, когда прошлое приподнимает перед нами свою завесу, мы видим,
что поклонение Шиве присутствует. В долине Инда 8000 лет назад делали
печати, на которых Шива изображался как Господь Пашупати, сидящий в
йогической позе. В <Рамаяне>, которую датируют астрономическими методами
2000-ми гг. до н. э., Господь Рама поклоняется Шиве, как и его противник
Равана. В <Махабхарате>, датируемой примерно 1300-ми гг. до н. э., мы снова
встречаем поклонение Шиве. Будда родился в 624 г. до н. э. в шиваитской
семье, и исторические записи того времени говорят о шиваитских аскетах,
которые блуждали по холмам и выглядели во многом так же, как и сегодня.
Основу всех школ шиваизма составляют Шайва-агамы. Философия этих Агам -
теистическая, т.е. в них Шива предстает Всевышним Богом, имманентным и
трансцендентным одновременно, принимающим поклонение как личностный Господь
и достижимый посредством йоги. Эта теистическая концепция проходит красной
нитью через все школы.
С философской точки зрения агамическая традиция включает следующие основные
доктрины: 1) пять энергий, или милостей, Шивы: творение, сохранение,
разрушение, сокрытие и откровение; 2) три категории: Пати, пашу и паша -
Бог, души и узы; 3) три вида уз: анава, карма и майя; 4) тройственная
энергия Шивы - иччха-, крия- и джняна-шакти; 5) тридцать шесть таттв, или
категорий бытия, от пяти элементов материи до Бога; 6) необходимость
садгуру и инициации; 7) сила мантры; 8) четыре пады: чарья, крия, йога и
джняна.
Изучая отдельные школы и линии внутри шиваизма, имейте в виду, что все они
придерживаются этих учений. Наше обсуждение будет, что вполне естественно,
сосредоточено на различиях между школами, но различия не должны заслонять
внушительного сходства, существующего как в вере, так и в практике.
В Шайва-агамах содержатся и монизм, и дуализм, и промежуточные философии.
Поэтому различные школы могут стоять на разной философской платформе и при
этом все - опираться на Агамы. Традиция кашмирского шиваизма утверждает,
что Шива открыл различные философии людям различного склада ума, чтобы
каждый мог продвигаться по духовному пути к признанию внутреннего единства
человека и Бога.
При этом мало кто из последователей Шивы в наше время или в прошлом был
непосредственно знаком с Агамами. Чтение и писание было прерогативой
специально подготовленных книжников, и даже сегодня Агамы сохраняются в
основном на тех же листьях олай, на которых они передавались из поколения в
поколение.
Агамическая философия и практики передаются обычному человеку по другим
каналам, одним из которых являются Шайва-пураны. Эти собрания устных
преданий о жизни богов пропитаны агамической философией. Например,
<Шива-пурана> провозглашает: <Шива есть великий Атман, ибо Он есть Атман
всего, Он вечно наделен великими качествами. Преданный должен осознать, что
Шива тождествен ему самому: "Я - только Шива">.
Второй канал передачи агамической философии - это шиваитский храм, так как
устройство храмов и выполнение храмовых ритуалов устанавливаются именно в
Агамах; собственно, это одна из важнейших тем Агам. Священники пользуются
специальными руководствами (паддхати), в которых обобщаются все инструкции
по богослужению, содержащиеся в Шайва-агамах. Третий канал - это песни и
бхаджаны шиваитских святых, которые, при всей своей простоте, несут мощное
философское содержание. Четвертый канал - это непрерывные устные поучения
от гуру, свами, пандитов, шастри, священников и старейшин.
Итак, шиваизм не является единой иерархической системой. Скорее, это
совокупность тысячи традиций, больших и малых. Некоторые из них - традиции
ортодоксальные и благочестивые, другие - иконоборческие, третьи - например,
капалики и агхори - жестко аскетические, эксцентрические и оргиастические.
Для некоторых Шива есть мощный, грозный, ужасающий разрушитель, но для
большинства Он - воплощенная любовь, сострадательный и нежный Бог. И для
почти всех из миллионов преданных Шивы шиваизм - это не философская школа,
а сама жизнь. Они просто любят Шиву и следуют почитаемым традициям своей
семьи и общины. Эти люди посещают храмы и отмечают переломные моменты жизни
святыми таинствами. Они совершают паломничества, творят ежедневные молитвы,
практикуют медитации и йогические дисциплины. Они поют священные гимны,
слушают рассказы из Пуран и повторяют стихи из писаний. И все же весьма
полезно разобраться в формальных идейных потоках, которые питают и
поддерживают эту религию. И мы начинаем наше краткое описание шести школ
шиваизма с самой влиятельной школы, шайва-сиддханты.
Шайва-сиддханта
Шайва-сиддханта - самая древняя, самая энергичная и широко практикуемая
сегодня школа шиваитского индуизма, охватывающая миллионы приверженцев,
тысячи действующих храмов и десятки живых монашеских и аскетических
традиций. Несмотря на популярность сиддханты, ее славное прошлое как
всеиндийской религии относительно мало известно людям, а сегодняшняя
сиддханта отождествляется в основном с ее южноиндийской, тамильской формой.
Термин шайва-сиддханта означает <последние или признанные выводы шиваизма>.
Это формализованная теология божественных откровений, содержащаяся в
двадцати восьми Шайва-агамах. Первым известным нам гуру <чистой> (шуддха)
традиции шайва-сиддханты был Махарши Нандинатха из Кашмира (ок. 250 г. до
н. э.), упомянутый в книге по грамматике Панини как учитель риши
Патанджали, Вьягхрапады и Васиштхи. Из письменных работ Махарши Нандинатхи
до нас дошли только двадцать четыре санскритских стиха, озаглавленных
<Нандикешвара-кашика>, в которых он изложил древние учения. Из-за его
монистического подхода ученые часто причисляют Нандинатху к представителям
школы адвайта. Следующий выдающийся гуру, упоминающийся в письменных
источниках, - это Риши Тирумулар, сиддха из линии Нандинатхи, который
пришел из Кашмирской Долины в южную Индию, чтобы распространять священные
учения двадцати восьми Шайва-агам. В своем глубоком труде <Тирумантирам>
(<Святое воспевание>) Тирумулар впервые изложил обширные писания Агам и
философию шайва-сиддханты на сладкозвучном тамильском языке. Риши
Тирумулар, как и его садгуру Махарши Нандинатха, проповедует монистический
теизм, в котором Шива является одновременно материальной и действенной
причиной, имманентным и трансцендентным. Шива создает души и мир
посредством эманации из Себя и в конце концов вновь поглощает их в Свое
океаническое Бытие - так вода течет к воде, огонь стремится к огню, эфир -
к эфиру.
<Тирумантирам> показывает сиддханту как последовательный четверичный путь,
составляющими которого являются чарья, добродетельная и высокоморальная
жизнь; крия, храмовое богослужение; и йога - внутреннее поклонение и союз с
Парашивой благодаря милости живого садгуру - которые приводят к состоянию
джняны и освобождению. После освобождения духовное тело продолжает
развиваться, пока полностью не сольется с Богом - джива станет Шивой.
Шуддха-шайва-сиддханта Тирумулара имеет общие корни с сиддха-сиддхантой
Махасиддхайоги Горакшанатхи в том смысле, что обе являются линиями передачи
учения натхов. Линия Тирумулара известна как Нандинатха-сампрадайя, линия
Горакшанатхи - как Адинатха-сампрадайя.
Шайва-сиддханта расцвела в южной Индии как мощное движение бхакти с
элементами сиддха-йоги. В течение седьмого-девятого столетий святые
Самбандар, Аппар и Сундарар странствовали от храма к храму, воспевая
величие Шивы. Они успешно защищали шиваизм от опасности буддизма и
джайнизма. Вскоре царский главный министр Маниккавасагар отказался от мира
богатства и славы, чтобы искать Бога и служить Ему. Его проникновенные
стихи, названные <Тирувачагам>, полны визионерских переживаний,
божественной любви и пламенного стремления к Истине. Песни этих четырех
святых являются частью свода писаний, известного как <Тирумурай>, который
вместе с Ведами и Шайва-агамами образует письменную основу шайва-сиддханты
в Тамилнаде.
Кроме святых, философов и аскетов, в Индии всегда были многочисленные сиддхи
(<достигшие>), опьяненные Богом люди, которые появлялись из столетия в
столетие как святые, гуру, вдохновенные преданные или даже презираемые
всеми <не имеющие касты>. Шайва-сиддханта имеет особые основания считать их