Аппайя Дикшита (1554-1626) - одна из самых необычных личностей в истории
индуизма. Его комментарии к различным школам философии настолько глубоки,
что почитаются всеми этими школами, хотя он и не был приверженцем их
философий. Пылкий поклонник Господа Шивы, он составил руководства по
службам-пуджам, которыми и по сей день пользуются шиваитские священники.
Кроме того, он был превосходным мастером поэзии бхакти. В философии он всю
жизнь придерживался школы адвайта Ади Шанкары. В борьбе за восстановление
поклонения Шиве и против тогдашнего вишнуизма он не раз подвергал свою
голову смертельной опасности. Шиваизм был задвинут на задний план в южной
Индии шестнадцатого века - главным образом потому, что Рамараджа, царь
Виджаянагара, чья территория охватывала весь современный Тамилнад,
покровительствовал вишнуизму. Когда Рамараджа был убит при падении
Виджаянагара в 1565 г., его преемники, правившие в разных городах,
продолжали поддерживать вишнуизм. В это критическое время Аппайе удалось
заручиться покровительством царя Чинны Боммана из Веллура, который правил с
1559 по 1579 г. Бомман раньше был вассалом царя Виджаянагара, но после
падения этого города он объявил о своей независимости.
Аппайя Дикшита начал составлять комментарии к различным философиям того
времени, включая философию Шрикантхи. Кстати, комментарии Аппайи к писаниям
дуалиста Мадхвы и по сей день почитаются последователями Мадхвы. Своими 104
книгами Аппайя добился многого: сделал отношения шиваизма с другими
системами мысли более гармоничными, показал преимущества шиваизма сразу с
нескольких философских точек зрения и внес вклад в основы преданного
почитания Шивы. Покровительство царя Чинны Боммана обеспечило широкое
распространение идей Аппайи в ходе специальных конференций, в которых
принимало участие до 500 ученых, и многочисленных путешествий Аппайи и
ученых, которых готовили к роли миссионеров шиваизма. Аппайя писал в одной
из книг: <Иссушающий жар злонамеренной критики Господа Шивы и Его почитания
готов сжечь и уничтожить побеги бхакти, или преданности Шиве, которые
прорастают в сознании поклонников Шивы из семени заслуг, накопленных в
предыдущих жизнях. Эта книга, <Шива-карнамрита>, стихи которой сделаны как
бы из нектара, написана, чтобы помогать оживлять эти побеги>.
Аппайя Дикшита пришел к выводу, что философии Шрикантхи и других дуалистов и
ограниченных недуалистов были необходимыми ступенями к признанию истины
монизма, адвайты. Он доказывал, что упор Шрикантхи на Сагуна-Брахман (Бога
с качествами) больше, чем на Ниргуна-Брахман (Бога без качеств), имел в
виду способствовать выработке веры и преданности у тогдашних шиваитов, ибо
такая преданность есть необходимая предпосылка для дисциплины, без которой
нельзя познать трансцендентный Абсолют, Парашиву, Ниргуна Брахман. Аппайя
Дикшита сказал в <Шиваркамани-дипике>: <Хотя адвайта была религией,
принятой и запечатленной великими учителями древности, такими, как Шри
Шанкара [и различными писаниями], все же наклонность к адвайте даруется
милостью Господа Шивы, и только ею>.
Шива-адвайта сегодня не имеет видимого сообщества последователей или
формального членства, и эту школу можно понимать не как отдельное движение,
а как мудрое примирение веданты и сиддханты. Ее особая заслуга - в том, что
Аппайя Дикшита способствовал возрождению шиваизма в шестнадцатом веке.
Сиддха-сиддханта
Сиддха-сиддханта, или шиваизм Горакшанатхи, как принято считать, происходит
от линии ранних аскетических орденов Индии. Горакшанатха был учеником
Матсьендранатхи, святого-покровителя Непала, почитаемого не только
индусами, но и некоторыми эзотерическими буддийскими школами. Горакшанатха
жил, вероятнее всего, в десятом веке и писал на хинди. Историки связывают
линию Горакшанатхи с линией пашупатов и их позднейших преемников, а также с
сиддха-йогой и агамическими традициями. Сами сторонники Горакшанатхи
утверждают, что Матсьендранатха получил тайные шиваитские истины
непосредственно от Шивы, как и Адинатха, и, в свою очередь, передал их
Горакшанатхе. Эта школа систематизировала практику хатха-йоги и,
собственно, создала почти всю хатха-йогу, как она преподается сегодня.
Горакшанатха, выдающийся гуру и автор <Сиддха-сиддханта-паддхати>
(<Исследования учений адептов>), был человеком огромной духовной мощи и на
редкость практичным. О его жизни до отшельничества нам ничего не известно;
существует мнение, что он был родом из Пенджаба. За двенадцать лет
ученичества у своего прославленного гуру, Матсьендранатхи, он овладел
высокими оккультными науками йоги традиции натхов. Странствуя по северной
Индии от Ассама до Кашмира, он поклонялся Шиве в храмах, постигая Его в
глубочайших самадхи и пробуждая в себе многие из сиддхи (могуществ) адепта
шиваизма.
Создав двенадцать духовных орденов с монастырско-храмовыми комплексами по
всей северной Индии, Горакшанатха популяризовал свою школу и обеспечил
защиту очагов шиваизма от мусульманской власти. Матсьендранатха еще раньше
совершил то же самое в Непале, где его и по сей день чтут как
святого-покровителя страны. Ученые считают, что йога Горакшанатхи является
развитием традиций ранних пашупатов и связанных с ними аскетических
орденов, поскольку их практика и философия во многом схожи. Для обычного
общества сиддха-йоги Горакшанатхи были личностями магнетическими и
незабываемыми - отшельники, одетые в шафранные робы, с черными как смоль
струящимися волосами, со лбами, белыми от священного пепла, большими
круглыми серьгами, бусами рудракша и необычными свистками из рога на
волосяном шнурке, которые носились на шее и символизировали изначальную
вибрацию, Аум. Мусульмане называли последователей Горакшанатхи <канпхати>,
что означает <те, у кого прорезаны уши> (имелся в виду ритуал прорезания
мочек ушей для ношения серег, иногда чудовищных размеров). Некоторые из
мусульман и сами присоединялись к канпхати, а настоятели нескольких
горакшанатховских монастырей известны под мусульманским титулом <пир>, то
есть <святой отец>. Эта необычная экуменическая симпатия была чрезвычайно
полезна во времена общих религиозных притеснений.
Натхи этой школы воспринимали внутреннюю и внешнюю вселенные как космическое
тело Шивы (махасакара-пинда), как непрерывное расцветание Его как Шакти
(энергии) в бесконечность душ, миров и сил. Земля и жизнь, человеческие
слабости и человеческая Божественность - все это проявленный Шива. Веря
так, эти люди являли человечеству образцы духовной возвышенности и
радостной преданности в храмовом служении и в паломничествах. В
повседневной жизни, впрочем, они были сосредоточены больше на внутреннем
служении и кундалини-йоге. Внутри себя они искали реализации Парасамвида,
высшего трансцендентного состояния Шивы.
В книге <Вивека-мартанда> Горакшанатха дает свое понимание самадхи: <Самадхи
- это название такого состояния феноменального сознания, в котором
присутствует совершенное осознание абсолютного единства индивидуальной души
и Универсальной Души и в котором наблюдается полное растворение всех
ментальных процессов. Как совершенный союз соли и воды достигается через
процесс смешения (йоги), так и ум или феноменальное сознание становится
абсолютно единым или тождественным с душой через процесс глубочайшей
концентрации (йоги) - это и называется состоянием самадхи. Когда
индивидуальность индивидуальной души полностью вливается в трансцендентное
единство Абсолютного Духа (Шивы) и феноменальное сознание тоже полностью
растворяется в Вечном, Бесконечном, Трансцендентном Сознании, тогда в
совершенстве осознается и реализуется самарасаттва (фундаментальное
единство всех существований) - и это называется самадхи>.
Достигнув самарасаттвы (или самарасы), йог с тех пор всегда сохраняет
осознание трансцендентного единства Бога, даже тогда, когда он воспринимает
обычный материальный мир. Таково в этой системе высшее достижение.
У школы сиддха-сиддханта есть весьма примечательная концепция кайя-сиддхи,
крайне продолжительной жизни и даже бессмертия для некоторых людей.
Считается, что сам Горакшанатха и многие из его последователей живы и
сегодня и выполняют свою работу в потаенных местах. Точные методы
достижения кайя-сиддхи не описываются в их текстах, но преподаются
непосредственно от гуру к ученику.
К центральным писаниям относятся <Хатха-йога-прадипика> Сватмарамы,
<Гхеранда-самхита>, <Шива-самхита>, <Джнянамрита> и другие - всего около
сорока трудов, приписываемых Горакшанатхе или его последователям. Большая
часть книг посвящена хатха-йоге.
Теология сиддха-сиддханты охватывает как трансцендентного Шиву (бытие), так
и имманентного Шиву (становление). Шива является действенной и материальной
причиной. Творение и конечное возвращение души и космоса к Шиве описываются
как <пузырьки, возникающие и лопающиеся в воде>. Сиддха-сиддханта принимает
адвайтистский опыт продвинутых йогов, не отрицая смешанного опыта единства
и двойственности в обычных сферах сознания.
За прошедшие столетия выросло также большое сообщество домохозяев, или
верующих-мирян, которые равняются на идеалы отшельников. Сегодня
существует, вероятно, 750 000 приверженцев шиваизма сиддха-сиддханты,
которых часто считают шактами или адвайта-тантриками. Среди них есть и
уличные маги-заклинатели змей, и почтенные граждане, и продвинутые садху.
Школа распространена по всей Индии, но наиболее заметна в северной Индии и