Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 49 из 119)

Блаженство. Каждой душе в конце концов уготована вишваграса, полное

растворение в Боге Шиве.

ШАКТИЗМ: Главной целью последователей шактизма является мокша, определяемая

как полное отождествление с Богом Шивой. Промежуточная цель для шактов -

хорошо и бескорыстно работать, чтобы после смерти можно было попасть в

небесные миры, а потом получить новое хорошее рождение на земле, так как

рай - всего лишь переходное состояние. Для шактов Бог - одновременно

бесформенный Абсолют (Шива) и проявленное Божественное (Шакти); Шакти

поклоняются в образах Парвати, Дурги, Кали, Амман, Раджараджешвари и т. д.

Особенное внимание уделяется женственному Проявлению Бога, посредством

которого в конечном итоге достигается мужское Непроявленное.

ВИШНУИЗМ: Главной целью последователей вишнуизма является видеха-мукти,

освобождение - достижимое только после смерти, - когда малое <я> реализует

союз с Богом Вишну в качестве Его частицы, сохраняя при этом свою чистую

индивидуальную личность. Господь Вишну - всепроникающее сознание - является

душой вселенной, отличной от мира и от джив, <воплощенных душ>, которые

составляют Его тело. Его трансцендентное Существо - это небесная форма,

пребывающая в Вайкунтхе, обители всех вечных ценностей и совершенств, где

душа присоединяется к Нему по достижении мукти, освобождения. Промежуточная

цель - переживание милости Бога - может быть достигнута еще в воплощении

посредством обретения прибежища в безграничной любви Вишну. Благодаря любви

к Вишну, служению Ему и медитации на Нем и Его инкарнациях, наш духовный

голод растет и мы ощущаем Его милость, затопляющую все наше существо.

СМАРТИЗМ: Главной целью смартов является мокша, осознание себя как Брахмана,

Абсолютной и единственной Реальности, и освобождение от сансары, циклов

рождения и смерти. Для этого необходимо преодолеть состояние авидьи, или

неведения, из-за которого мир кажется реальным. Все иллюзии исчезают для

реализовавшего существа, дживанмукты, даже живущего в физическом теле. При

смерти его внутренние и внешние тела гасятся. Остается только Брахман.

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ

ШИВАИЗМ: Путь шиваитов делится на четыре последовательные стадии веры и

практики, которые называются чарья, крия, йога и джняна. Душа

эволюционирует благодаря карме и реинкарнации от

инстинктивно-интеллектуальной сферы к добродетельной и нравственной жизни,

затем к храмовому богослужению и преданности Богу, после чего следует

внутреннее богослужение, или йога с ее медитативными дисциплинами. Союз с

Богом Шивой приходит благодаря милости садгуру, душа достигает зрелости в

состоянии джняны, или мудрости. В шиваизме ценится как преданность, так и

йога, как бхактистские, так и созерцательные садханы.

ШАКТИЗМ: Духовные практики шактизма подобны шиваитским, но шакты придают

большее значение, чем Бытию, - Энергии Бога, мантрам и янтрам, а также

стремятся охватывать кажущиеся противоположности: мужское- женское,

абсолютное- относительное, удовольствие- боль, причина- следствие, ум-

тело. Некоторые секты шактизма совершают тантрические ритуалы <левой руки>,

сознательно используя мир форм, чтобы трансмутировать и в конце концов

трансцендировать этот мир. Подход <левой руки> несколько оккультен по

природе; он считается путем немногих избранных. Путь <правой руки> по

природе более консервативен.

ВИШНУИЗМ: Большинство вишнуитов считают, что религия - это выполнение

бхактистских садхан и что человек может общаться и получать милость Бога

Вишну, который проявляется через храмовое божество, или мурти. Путь

карма-йоги и джняна-йоги ведет к бхакти-йоге. К высочайшим практикам все

вишнуиты относят воспевание святых имен аватаров, инкарнаций Вишну, таких,

как Рама и Кришна. Полностью вверив себя Господу Вишну (состояние

прапатти), можно достичь освобождения от сансары.

СМАРТИЗМ: Большинство смартов, или либеральных индуистов, считают, что мокша

достигается только посредством джняны и йоги (определяемой как путь

интеллектуальный и медитативный, но не связанный с Кундалини).

Последовательными стадиями джняна-йоги являются изучение писаний (шравана),

размышление (манана) и непрерывная медитация (дхьяна). Под руководством

реализовавшего истину гуру и признав нереальность мира, посвященный

медитирует на себе как Брахмане, чтобы прорваться сквозь иллюзию майи.

Приверженцы смартизма могут также выбирать из трех других, параллельных

путей и культивировать преданность, накапливать хорошую карму и очищать ум.

Это бхакти-йога, карма-йога и раджа-йога, которые, как учат некоторые

смарты, также могут принести просветление.

ВЕРОВАНИЯ ИНДУИЗМА

1. Я верю в божественность Вед, самого древнего писания в мире, и почитаю

Агамы как равно откровенные. Эти исконные гимны - слово Бога и основа

Санатана Дхармы, вечной Религии, которая не имеет ни начала, ни конца.

2. Я верю в одно всепроникающее Верховное Существо, которое одновременно

имманентно и трансцендентно, одновременно является и Создателем, и

непроявленной Реальностью.

3. Я верю в то, что вселенная претерпевает бесконечные циклы сотворения,

сохранения и растворения.

4. Я верю в карму, закон причины и следствия, согласно которому каждый

индивидуум создает собственную судьбу своими мыслями, словами и поступками.

5. Я верю в то, что душа перевоплощается, развиваясь в ходе многих

перерождений до тех пор, пока все кармы не растворятся и не будет

достигнута мокша, духовное знание и освобождение от цикла перерождений.

6. Я верю в то, что в невидимых мирах живут божественные существа, и в то,

что храмовое поклонение, ритуалы, таинства, а также личная преданность

создают союз с этими дэвами и Богом.

7. Я верю в то, что духовно пробужденный учитель, или садгуру, необходим для

того, чтобы познать Трансцендентный Абсолют, так же как необходимы личная

дисциплина, праведное поведение, очищение, паломничества, стремление к

самопознанию и медитация.

8. Я верю в то, что всякая жизнь священна и должна быть любима и почитаема,

и поэтому практикую ахимсу, непричинение вреда.

9. Я верю в то, что никакая отдельно взятая религия не учит единственному

пути к спасению или лучше, чем все остальные, но все истинно религиозные

пути суть грани Чистой Любви и Света Бога, заслуживающие терпимости и

понимания.

Буддизм

ОСНОВАН: Примерно 2500 лет назад в Индии.

ОСНОВАТЕЛЬ: Гаутама Сиддхартха, он же Шакья Муни или Будда

(<Просветленный>).

ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: <Трипитака> (санскр.), или <Типитака> (пали), -

обширнейшее собрание самых различных по характеру и содержанию текстов, из

которых особенно знаменита <Дхаммапада>.

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: Более 300 млн. чел.

ШКОЛЫ: Сегодня буддизм подразделяется на три основные ветви: тхеравада, или

хинаяна (Шри-Ланка, Таиланд, Бирма, Камбоджа), махаяна (Китай, Япония,

Вьетнам, Корея) и ваджраяна (Тибет, Монголия и Япония).

СИНОПСИС

Целью жизни является нирвана. Учение Будды обобщается в Четырех Благородных

Истинах (чатвари арья сатьяни):

1. ИСТИНА О СТРАДАНИИ: Страдание, духкха, есть центральный факт жизни.

Рождение - это страдание, старение - это страдание, болезнь - это

страдание, смерть - это страдание. Общение с тем, чего мы не любим, - это

страдание, разлучение с тем, что мы любим, - это страдание, неполучение

того, чего мы желаем, - это страдание.

2. ИСТИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ СТРАДАНИЯ: Причиной страданий является желание или

стремление к чувственным удовольствиям, к существованию и опыту, к мирским

благам и силе. Это стремление привязывает вас к колесу перерождения

(сансаре).

3. ИСТИНА О ПРЕКРАЩЕНИИ СТРАДАНИЯ: Страдание можно прекратить, если

полностью отказаться от желаний.

4. ИСТИНА О ПУТИ К ПРЕКРАЩЕНИЮ СТРАДАНИЯ: Для прекращения страдания

необходим Благородный Восьмеричный Путь (арья аштанга марга): правильное

понимание, правильное стремление, правильная мысль, правильная речь,

правильное действие, правильный образ жизни, правильные усилия и правильная

медитация.

ЦЕЛИ БУДДИЗМА

Главной целью последователей буддизма является нирвана, определяемая как

конец изменений. Нирвана буквально означает <угасание>; ее обретение

подобно задуванию свечи. Традиция тхеравады описывает это неописуемое как

<мир и покой>. Традиции махаяны и ваджраяны понимают нирвану как <ни

существование, ни несуществование>, <пустоту и неизменную сущность Будды> и

<предельную реальность>. Нирвана - синоним освобождения от оков желания,

эго, страдания и перерождений. Будда никогда не давал определения нирваны,

за исключением слов <это - нерожденное, безначальное, несотворенное,

несоставное>, и она лежит за пределами чувственного опыта. Нирвана -

состояние не уничтожения, но мира и реальности. Как и в джайнизме, в

буддизме нет понятия Бога-Творца, а следовательно, и союза с Ним.

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ

Буддизм ведет своих последователей через последовательные стадии дхьяны,

самапатти и самадхи. Дхьяна - это медитация, которая ведет к нравственному

и интеллектуальному очищению и непривязанности и, наконец, к чистому

сознанию. Самапатти, или дальнейшие дхьяны, ведут через постепенное

отключение физической, ментальной и эмоциональной активности к состоянию

совершенного одиночества, где нет ни восприятия, ни невосприятия. Это, в

свою очередь, приводит к самадхи, сверхъестественному сознанию, и, наконец,

ко входу в неописуемую нирвану. Многие буддисты понимают конечную цель как

блаженный рай, где можно наслаждаться вечностью вместе с бодхисаттвами.

Махаяна придает меньшее значение монашеству, чем тхеравада, и отличается от