само слово <Бог> - мужского рода. Похоже, что в данном случае английский
язык не может предложить разумной альтернативы мужским местоимениям, и
поэтому нам поневоле пришлось ссылаться на Бога и богов, в основном
употребляя слова мужского рода. Наше утешение заключается в том, что эта
проблема существует также и в санскрите, а мы просто последовали прецеденту
Вед и Агам, чтобы иметь возможность как-то говорить о Всевышнем Господе.
Составляя этот современный катехизис, или прашноттарам (буквально <вопросы и
ответы>), мы преследовали вполне определенную цель: чтобы индуистские
организации и общины по всему земному шару могли иметь под рукой
аутентичное изложение Учения, на основе которого они могли бы на месте
разрабатывать курсы и различные учебные программы. Мы приглашаем ученых,
пандитов, свами и старейшин повсеместно сотрудничать с нами в переводе
<Танца с Шивой> на разные языки мира.
Как изучать <Танец с Шивой>
Мы считаем, что тщательное изучение этого катехизиса поможет понять
индуистскую религию, как она исповедуется сегодня. Мы преподавали материал
ранних изданий этой книги более сорока лет во многих странах, и мы знаем,
что она способна изменять жизни людей, приводить их ближе к их внутренней
Божественности, улучшать взаимоотношения между мужем и женой, крепить
единство семьи и устанавливать прочную, нерушимую связь с Богом и богами.
Ключом к этому является учеба. Существует семь способов систематического
изучения этой книги, как индивидуального, так и в группах, больших или
малых.
1. Двенадцать частей, называемых упанишадами, этого катехизиса могут служить
в качестве заметок для лекций или материала для самостоятельного изучения -
по одной части на каждый месяц года. Каждая из этих двенадцати частей
посвящена особой теме. Упанишада включает в себя одну, две или три мандалы.
2. Тридцать одну главу (мандалу), каждая из которых содержит по пять шлок,
можно изучать по одной в день в течение месяца, а затем начинать цикл
сначала.
3. В книге 155 шлок. Идеальный путь самостоятельного изучения катехизиса
состоит в избрании на каждый день одной шлоки и сопровождающей ее бхашьи.
Изучайте шлоку, медитируйте на ней. Применяйте ее к вашей собственной
жизни. Затем переходите к следующей. Это даст материал для ежедневных
занятий в течение более чем пяти месяцев.
4. Еще один способ работы с книгой - <тематическое изучение>, выбор
отдельных концепций, которые интересуют вас, и прослеживание их через всю
книгу. Например, вы можете выбрать слово <душа> и изучить сотворение души,
ее эволюцию, понятия зрелых и молодых душ. При этом полезным может
оказаться изучение всех словарных ссылок, связанных с <душой>.
5. Пятый способ заключается в том, чтобы читать и медитировать на имеющие
глубокий смысл ведические стихи, которые вы найдете в изобилии в этом
катехизисе. Они столь же живы сегодня, как и тысячи лет назад, когда были
произнесены. Является ли на самом деле то, что они говорят, тем, что
пробуждает высшее сознание, или же таковым является их воздействие на
внутренние потоки тела, в то время как они стимулируют духовность?
6. Еще один способ - просто читать книгу <от корки до корки>.
7. И последний способ. Поскольку эта книга магическим образом была
запечатлена в акаше, полезно даже просто держать ее в руках и впитывать
содержащиеся в ней знания или положить ее под подушку на ночь.
Как преподавать <Танец с Шивой>?
Для тех, кто серьезно решил проводить регулярные лекции или занятия по
материалам <Танца с Шивой>, современного катехизиса индуизма, мы составили
простой план. Эта система преследует несколько целей: 1) она дает вам
систематический путь представления материала, с тем чтобы избежать
повторений; 2) она помогает вам решить, о чем вы будете говорить, когда
подойдет время лекции или семинара; 3) она создает мощную гармонию духа по
всему земному шару среди всех, кто преподает и изучает материал в одно и то
же время. Основной принцип заключается в том, что имеется одна мандала
(содержащая пять шлок, бхашьи к ним и две страницы стихов писаний) для
каждого дня месяца. Таким образом, например, если вы читаете лекцию на
двенадцатый день месяца, вашей темой должна быть одна или более из пяти
шлок 12-ой мандалы, <Четыре дхармы>. Эти пять шлок и их бхашьи создают
целостную концепцию и более чем достаточны для полноценной лекции или
семинара. 12 января: 12-ая мандала (пять шлок и бхашьи); 13 января: 13-ая
мандала (пять шлок и бхашьи) и т. д.
Пробуждайтесь! Воспряньте!
Читая <Танец с Шивой, современный катехизис индуизма>, вы увидите, что эта
книга содержит новое представление очень древнего знания. Вы вскоре
осознаете, что где-то внутри себя вы уже знаете эти истины. Вы обнаружите,
что путешествуете в глубины своей памяти, возможно, на несколько жизней
назад, и вспомните, что вы уже изучали это знание раньше так же, как вы
изучаете его теперь. Эта книга даст вам систематизированный подход к тому,
что и как нужно говорить о нашей религии. Она также предлагает искателям
истины, которые уже встретились с определенными мистическими реалиями,
логически связанную и завершенную философскую среду, в которой они могут
понять и продолжать исследовать свои зачастую непроизвольные переживания.
Мы надеемся, что <Танец с Шивой> подтвердит их внутреннее осознавание и
придаст им решимости упорно продолжать свои занятия. Новый род душ уже
сейчас приходит в этот мир. Они бесстрашны, потому что они сильны. Они не
боятся смерти, плохого здоровья или недостатка знания. Их единственное
особое качество заключается в том, что они любят Бога и богов и служат им.
У них нет магической формулы. Они ничего не продают. Они ни в чем не
нуждаются. Они есть те, кто они есть. Вы можете быть одним из них. Поэтому
смело идите вперед. Успех гарантирован. Вы не можете потерпеть неудачу,
если бхакти (любовь) объединена с джняной (знанием), сиддханта - с
ведантой, Агамы - с Ведами, а индуистская Дхарма - с повседневной жизнью.
Да, это надежный путь, безопасный путь, ведущий к познанию, переживанию и
признанию, а затем реализации вашего истинного, божественного, вечного <Я>.
Пробуждайтесь, вставайте, не останавливайтесь до тех пор, пока цель не
будет достигнута! Не случайно, что вы нашли эту книгу и то богатство,
которое она содержит.
С любовью и благословлением к вам из этого и внутренних миров
Садгуру Шивайя Субрамуниясвами,
Джагадачарья Кайласа-парампары
Нандинатха-сампрадайи,
Гуру Махасаннидханам,
Кауаи Адинам, Гавайи, США
18 февраля 1993 г.
(день Махашиваратри 5094 г. по индуистскому календарю)
О, Бесконечное Сияние, хвала Тебе! Хвала! Ты - вода, огонь, воздух и эфир!
Хвала Тебе, о Творящий души, но Сам остающийся несотворенным. Хвала Тебе, о
конечное достижение всех душ, хвала! Тому, Кто воплощает в Себе ведические
гимны и ведическое жертвоприношение, истину и ложь, свет и тьму, радость и
печаль, разделенное и нераздельное, привязанность и освобождение, начало и
высший конец, - Тому мы поем наши песни хвалы.
СВЯТОЙ МАНИККАВАСАГАР
САНАТАНА ДХАРМА УПАНИШАД
ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ
ПАРАМАТМА ДАРШАНА МАНДАЛА
Самореализация
Пранава, Аум, - основополагающая мантра и главный звук, из которого берет
свое начало все творение. Пранава связана с Господом Ганешей. Ее три слога
стоят в начале и конце каждого священного стиха, каждого человеческого
действия. Аум.
Кто я? Откуда я?
ШЛОКА 1
Риши провозглашают, что мы не есть наше тело, ум или эмоции. Мы -
божественные души, находящиеся в восхитительном путешествии. Мы пришли от
Бога, живем в Боге и развиваемся в единство с Богом. Мы, воистину, та
Истина, которую мы ищем. Аум.
БХАШЬЯ
Мы - бессмертные души, живущие и растущие в великой школе земного опыта, в
которой мы прожили много жизней. Ведические риши дали нам смелость,
провозглася простую истину: <Бог есть Жизнь нашей жизни>. Один великий
мудрец пошел еще дальше, сказав, что существует только одно, что Бог не
может сделать: Бог не может отделить Себя от нас. Это так, потому что Бог -
наша жизнь. Бог - жизнь в птицах. Бог - жизнь в рыбах. Бог - жизнь в
зверях. Осознание этой энергии Жизни во всем, что живет, есть осознание
любящего присутствия Бога внутри нас. Мы есть бессмертные сознание и
энергия, текущие во всем. Глубоко внутри мы совершенны в это самое
мгновение, и нам необходимо только обнаружить это и жить подобающим образом
так, чтобы это совершенство было полным. Наша энергия и энергия Бога одна и
та же, вечно приходящая из небытия. Мы все - прекрасные дети Бога. Каждый
день мы должны пытаться видеть жизненную энергию в деревьях, птицах,
животных и людях. И когда мы видим, мы видим Бога Шиву в действии. Веды
утверждают: <Тот, кто знает Бога как Жизнь жизни, Глаз глаза, Ухо уха, Ум
ума, - тот в действительности понимает полностью Причину всех причин>. Аум
Намах Шивайя.
Куда я иду? Каков мой путь?
ШЛОКА 2
Мы все развиваемся по направлению к Богу, и этот опыт есть наш путь. С
опытом мы перерастаем из страха в бесстрашие, из гнева - в любовь, из
вражды - в мир, из тьмы - в свет и единство в Боге. Аум.
БХАШЬЯ
Мы родились в физическом теле для того, чтобы расти и развиваться в нашу
божественную возможность. Внутренне мы уже едины с Богом. Наша религия
содержит знание о том, как осуществить это единство, не вызывая
нежелательных переживаний на пути. Несравненный путь - следование примеру
наших духовных предков, раскрытие мистического смысла писаний. Несравненный
путь - приверженность, учеба, дисциплина, практика и превращение йоги в