последней также верой в то, что человек может полагаться в своем спасении
на помощь других, реализованных существ. Ваджраяна, также называемая
тантрическим буддизмом или мантраяной, придает большое значение
тантрическим ритуалам и практикам йоги под руководством гуру. Признание
сверхъестественного и вовлеченность в него выделяет ваджраяну из других
буддийских школ.
ВЕРОВАНИЯ БУДДИЗМА
1. Я верю, что Абсолют совершенно трансцендентен и может быть описан как
шунья, состояние пустоты или небытия.
2. Я верю в Четыре Благородные Истины, гласящие о том, что: 1) страдание
есть суть бытия, 2) желание есть причина страдания, 3) страдание можно
прекратить, уничтожив желание, 4) чтобы прекратить желание, необходимо
следовать Восьмеричному Пути.
3. Я верю в Благородный Восьмеричный Путь, состоящий из правильного
понимания, правильного стремления, правильной мысли, правильной речи,
правильного действия, правильного образа жизни, правильных усилий и
правильной медитации.
4. Я верю, что цель жизни - это прекращение страдания путем уничтожения
индивидуального существования и погружения в нирвану, Реальность.
5. Я верю в Срединный Путь - умеренную жизнь без впадания в крайности
роскоши и аскетизма.
6. Я верю в величие самоотверженной любви и сострадания ко всем живым тварям
и в то, что такое сострадание есть заслуга, превосходящая подношения богам.
7. Я верю в святость Будды и в священные писания буддизма, <Трипитаку> (<Три
Корзины Мудрости>).
8. Я верю, что истинная природа человека есть божественность и вечность, а
его индивидуальность, как и все формы, подвержена переменам и,
следовательно, преходяща. При достижении освобождения она растворяется в
нирване.
Джайнизм
ОСНОВАН: Примерно 2500 лет назад в Индии.
ОСНОВАТЕЛЬ: Натапутта Вардхамана, он же Махавира (<Великий Герой>).
ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: Джайнские Агамы и Сиддханты.
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: Около 6 млн. чел., почти исключительно в центральной и южной
Индии, особенно в Бомбее.
ШКОЛЫ: Последователи школы дигамбара (<одетые небом>) считают, что святой не
должен иметь ничего, даже одежды, и поэтому носят только набедренную
повязку. Они верят, что спасение при этой жизни для женщин невозможно.
Школа шветамбара (<одетые в белое>) не соглашается с этими пунктами
вероучения.
СИНОПСИС
Джайнизм стремится к реализации высочайшего совершенства человека, который в
своей изначальной чистоте свободен от всякого страдания и от оков рождения
и смерти. Слово джайн происходит от санскритского джина, <победитель>, и
подразумевает победу над оковами, которые налагает на нас феноменальный
мир. Джайнизм не считает необходимым признавать существование Бога или
любых существ, более высоких, чем совершенный человек. Души не имеют начала
и конца, и они вечно индивидуальны. Души делятся на три большие категории:
еще не развитые, находящиеся в процессе развития и освобожденные, свободные
от перерождений. Джайнизму свойствен сильный монашеско-аскетический уклон,
даже для домохозяев. Его верховным идеалом является ахимса, равная любовь и
почтение ко всякой жизни. Джайнские Агамы учат почтению ко всем формам
жизни, строгому соблюдению правил вегетарианства, аскетизма, ненасилия даже
для самозащиты и неучастию в войнах. Джайнизм - это прежде всего религия
любви и сострадания.
ЦЕЛИ ДЖАЙНИЗМА
Главная цель джайна - это стать Параматманом, совершенной душой. Такое
состояние достигается, когда все слои кармы, которая понимается как
субстанция, удалены и душа может подняться к сводам вселенной, из тьмы к
свету, где, по ту сторону от богов и потоков трансмиграции, душа будет
пребывать вечно в уединенном блаженстве мокши. Мокша в джайнизме
определяется как освобождение, самоединство и интегрированность, чистое
одиночество и бесконечный покой, свобода от действий и желаний, свобода от
кармы и перерождений. Мокша достижима в этом мире во время смерти. Когда
она достигается, человек осуществляет свое предназначение как человекобог.
Для джайнов не существует Бога-Творца и, соответственно, соединения с Ним,
Природа души есть чистое сознание, энергия, блаженство и всеведение.
ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ
Душа проходит через различные стадии духовного развития, называемые
гунастханами. Суть этих стадий - в последовательном проявлении врожденных
способностей, связанных со знанием и силой, в сочетании со снижением
греховности и возрастанием чистоты. Души получают лучшие рождения в
соответствии с количеством личной кармы, которую они смогли удалить за
время предыдущей жизни. Между рождениями души пребывают в одном из семи
адов, шестнадцати небес или четырнадцати небесных миров. Освобожденные души
обитают у вершины вселенной. Все джайны принимают пять обетов, но только
монахи придерживаются целибата и бедности. Джайнизм придает огромное
значение ахимсе, аскетизму, йоге и монашеству как средствам достижения
высших целей религии. Храмовые пуджи выполняются в честь двадцати четырех
тиртханкаров, или духовных наставников, в буквальном переводе - <нашедших
брод>, тех, кто помогает другим перебраться через океан сансары.
ВЕРОВАНИЯ ДЖАЙНИЗМА
1. Я верю в духовную линию 24 тиртханкаров (<нашедших брод>), из которых
мудрец-аскет Махавира был последним, и в то, что их следует почитать
превыше всего остального.
2. Я верю в святость всей жизни, в то, что надлежит прекратить причинять
вред всем одушевленным существам, малым и большим, и в то, что даже
непреднамеренное убийство создает карму.
3. Я верю в то, что Бог не является ни Творцом, ни Отцом, ни Другом. Все это
ограниченные человеческие понятия. О Нем можно сказать лишь одно: Он есть.
4. Я верю в то, что душа каждого человека вечна и индивидуальна и что
каждый должен победить сам себя своими собственными усилиями и подчинить
мирское небесному, чтобы достичь мокши, или освобождения.
5. Я верю в то, что победы над собой можно достичь только аскетической
дисциплиной и строгим религиозным послушанием и что неаскеты и женщины
получат свое спасение не в этой, а в другой жизни.
6. Я верю в закон, управляющий последовательностью событий в жизни, в закон
кармы, согласно которому наши деяния, как хорошие, так и плохие, связывают
нас, и в то, что карма может быть преодолена только очищением, покаянием и
аскетизмом.
7. Я верю в джайнские Агамы и Сиддханты как в священные писания, которые
руководят нравственной и духовной жизнью человека.
8. Я верю в Три Драгоценности: правильное знание, правильную веру и
правильное поведение.
9. Я верю в то, что конечной целью мокши является вечное освобождение из
сансары, <колеса рождений и смертей>, и сопутствующее достижение Высшего
Знания.
Сикхизм
ОСНОВАН: Около 500 лет назад в северной Индии (нынешний Пакистан).
ОСНОВАТЕЛЬ: Гуру Нанак.
ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: <Ади-Грантх>, почитаемый в качестве нынешнего гуру
(учителя) веры.
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: Около 9 млн. чел., в основном в индийском штате Пенджаб.
ШКОЛЫ: Хальса, рам-райяс (Уттар-Прадеш) и две группы, которые имеют живых
гуру, - мандхари и ниранкари.
СИНОПСИС
Мусульманские вторжения в Индию начались около 1200 лет назад. После долгой
борьбы ислама с религией и культурой индуизма некоторые лидеры начали
думать о примирении двух вер и искать путь, который бы охватывал их обе.
Сикхизм (от сикка, что означает <ученик>) объединил индуистское бхакти и
суфийский мистицизм наиболее успешным образом. Сикхизм начинался как мирная
религия и смиренно терпел преследования со стороны мусульман, но при
десятом гуру, Гобинде Сингхе, необходимость самосохранения и защиты веры от
гонений вынудила сикхов занять жесткую воинственную позицию. Сикхизм
придает особое значение преданности, крепкой вере в гуру, повторению имени
(нам) Бога как средствам спасения, противостоит поклонению идолам,
провозглашает братство всех людей и отвергает кастовые различия (хотя
некоторые кастовые отношения остались и по сей день). В главной традиции
сикхизма не было больше других гуру после Гуру Гобинда Сингха, который
завещал последователям чтить учения десяти гуру, воплощенные в священном
писании, <Ади-Грантхе>.
ЦЕЛИ СИКХИЗМА
Цель последователей сикхизма заключается в мокше, понимаемой как
освобождение и союз с Богом, который описывается как союз влюбленных и
приводит к самотрансцендированию, преодолению эгоизма и дарует блаженство,
или ананду. Сикх поглощен Богом, он растворяется, отождествляет себя с Ним.
Это - осуществление индивидуальности, в которой человек, свободный от
ограничений, становится сопространным, сопричастным и соприсущим Богу. В
сикхизме мокша означает вхождение в Божественную любовь. Человек не есть
Бог, но находит осуществление в едином с Ним мистическом сознании. Бог -
это личностный Господь и Творец.
ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ
В сикхизме к цели, мокше, ведет путь джапы и пения гимнов. Посредством
воспевания Святых Имен (сат-нама) душа очищается от всякой скверны,
побеждает эго и успокаивает блуждающий ум. Это приводит к
сверхсознательному покою. Из этого состояния сикх входит в божественный
свет и достигает божественного блаженства. После того как эта высшая цель
достигнута, преданный должен направить свое осознание на благо других.
Высшая реализация возможна только благодаря милости Бога, а она дается
только тому, кто следует за садгуру (а в наше время - за сантом, или
святым, поскольку живых гуру больше нет) и повторяет святые имена Господа,
руководствуясь <Ади-Грантхом>, священным писанием и единственным хранителем
духовной истины. У сикхов нет поклонения образам Божества или божественным