символам.
ВЕРОВАНИЯ СИКХИЗМА
1. Я верю в Бога как в Верховного Владыку, всемогущего, бессмертного и
обладающего личностью Творца, существо за пределами времени, которого
называют Сат Нам (<Тот, чье имя - Истина>).
2. Я верю в то, что человек духовно растет, если живет праведно, служит
беззаветно и повторяет Святое Имя и молитву Гуру Нанака, <Джапджи>.
3. Я верю в то, что спасение заключается в понимании божественной Истины, и
в то, что самый надежный путь для человека - это вера, любовь, чистота и
преданность.
4. Я верю в то, что <Ади-Грантх> есть писание, обладающее высшим этическим
авторитетом как Божье откровение.
5. Я верю в то, что гуру необходим для познания Бога как руководитель,
который, сам поглощенный любовью к Абсолюту, способен пробудить душу к ее
истинной, божественной природе.
6. Я верю в линию из десяти гуру, чьи имена: Гуру Нанак, Гуру Ангад, Гуру
Амардас, Гуру Рам Дас, Гуру Арджун, Гуру Хар Говинд, Гуру Хар Рай, Гуру Хар
Кришнан, Гуру Тегх Бахадур и Гобинд Сингх. Все они - мои учителя.
7. Я верю в то, что мир есть майя, тщетная и преходящая иллюзия; только Бог
истинен, поскольку все остальное проходит.
8. Я верю в силу принятия фамилии <Сингх>, что переводится как <лев> и
означает смелость, и в пять символов: 1) белая одежда (чистота), 2) меч
(храбрость), 3) железный браслет (нравственность), 4) неподстриженные
волосы и борода (отречение) и 5) гребень (чистоплотность).
9. Я верю в естественный путь и отвергаю пост, вегетарианство,
паломничества, касты, поклонение идолам, целибат и аскетизм.
Даосизм
ОСНОВАН: Около 2500 лет назад в Китае.
ОСНОВАТЕЛЬ: Лао-цзы.
ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: <Дао дэ цзин>, или <Книга о пути и добродетели> Лао-цзы
(относится к числу самых коротких священных писаний и содержит всего 5000
слов). Также высоко почитаются книги Чжуан-цзы.
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: около 50 млн. чел., главным образом в Китае и других странах
Азии.
ШКОЛЫ: Даосизм - мощная мистическая традиция, породившая много интерпретаций
и, соответственно, школ.
СИНОПСИС
Дао, или Путь, никогда не описывается словами; ищущему предоставляется
самому открыть для себя, что это такое. Сам Лао-цзы писал: <Дао, которое
может быть выражено словами, не есть постоянное Дао>. Даосизм интересуется
духовным уровнем человеческого бытия, и в <Дао дэ цзине> пробужденный
человек уподобляется бамбуку, прямому, простому и полезному снаружи - и
пустому внутри. Сияющая пустота есть дух Дао, но никакими словами
невозможно передать его спонтанности, его вечной новизны. Последователи
этой веры учатся видеть Дао повсюду, во всех существах и во всех вещах.
Даосские святилища - это обиталища божественных существ, которые руководят
религией, благословляют и защищают тех, кто им поклоняется. Уникальной
даосской концепцией является у-вэй, недеяние. Это означает не отсутствие
действий, а, скорее, невыхождение за пределы спонтанного действия, точно
соответствующего нуждам по мере их естественного проявления. Недеяние
означает не искать убежища в рассчитанных действиях и не превышать в
действиях того минимума, который нужен для получения результата. Если мы
будем пребывать в неподвижности и слушать внутренние подсказки Дао, то мы
начнем действовать без усилий, эффективно, практически не раздумывая о
задаче. Мы станем самими собой, как мы есть.
ЦЕЛИ ДАОСИЗМА
Главную цель последователей даосизма можно описать как мистическое
интуитивное прозрение Дао, Пути, Первичного Смысла, Нераздельного Единства,
Предельной Реальности. Одновременно имманентное и трансцендентное, Дао
является естественным путем всех существ, безымянным началом неба и земли и
матерью всех вещей. Все вещи зависят от Дао, все вещи возвращаются в него.
Но оно остается сокрытым, передавая свою силу и совершенство всем вещам.
Тот, кто осознал Дао, тем самым сквозь все слои сознания пришел к чистому
сознанию и может видеть внутреннюю истину всего. Только тот, кто свободен
от желания, может приблизиться к Дао и после этого жить жизнью
<бездеятельной деятельности>. В даосизме нет личностного Бога, а потому и
нет союза с Ним. Существуют три мира, населенные существами, и поклонение
является частью пути даосизма.
ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ
Тот, кто следует Дао, следует естественномупорядкувещей, не стремясь
улучшать природу или учить других добродетели. Даосы соблюдают принцип
у-вэй, недеяния, как вода, которая без усилия ищет и находит свой
правильный уровень. Этот путь включает очищение себя посредством усмирения
аппетитов и эмоций, медитацию, управление дыханием и другие внутренние
дисциплины, обычно под руководством учителя. Главной практикой является
доброта и естественность и непривязанность к Десяти Тысячам Вещей мира.
ВЕРОВАНИЯ ДАОСИЗМА
1. Я верю в то, что Вечное можно понять как Дао, или <Путь>, что означает
нравственный и физический порядок во вселенной, путь добродетели, которому
следует само Небо, и Абсолют - и все же это понятие так огромно, что <Дао,
которое можно описать, не может быть Вечным Дао>.
2. Я верю в величие не имеющих себе равных мудрецов: Лао-цзы и его ученика
Чжуан-цзы.
3. Я верю во вдохновенность и авторитетность <Дао дэ цзина> и в святость
писаний Чжуан-цзы.
4. Я верю в то, что человек приближается к Вечному, когда соблюдает
смирение, простоту, уступчивость, безмятежность и действует без усилия.
5. Я верю в то, что цель и путь жизни - это, в сущности, одно и то же, и в
то, что Дао могут познать только возвышенные существа, реализовавшие его в
самих себе; размышления о Запредельном бесполезны.
6. Я верю в то, что всеведущее и безличное Верховное Начало неумолимо и выше
забот о людских горестях, но существуют божества - от высоких богов,
продолжительность жизни которых исчисляется эонами, до духов природы и
демонов.
7. Я верю в то, что все действия порождают противодействия, поэтому мудрый
должен искать недеяния в деянии.
8. Я верю в то, что человек есть одна из десяти тысяч вещей проявленного
мира; он конечен и преходящ; лишь Дао существует вечно.
9. Я верю в единство всего мироздания, в духовность материального и в
братство всех людей.
Конфуцианство
ОСНОВАНО: Около 2500 лет назад в Китае.
ОСНОВАТЕЛЬ: Верховный Мудрец Кун-цзы (Конфуций). Вторым Мудрецом считается
его ученик Мэн-цзы.
ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: <Суждения и беседы>, <Учение о середине>, <Великое Учение>
и <Мэн-цзы>.
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: Около 350 млн. чел., в основном в Китае, Японии, Корее и
Вьетнаме.
ШКОЛЫ: В конфуцианстве нет формальных школ. Его последователи свободны
исповедовать другие религии и при этом оставаться конфуцианцами.
СИНОПСИС
Конфуцианство вот уже 25 столетий является доминирующей философской системой
в Китае и движущей силой почти каждого аспекта китайской жизни. Конфуций и
его последователи странствовали по феодальным княжествам Китая и убеждали
правителей осуществить их социальные реформы. Они не предлагали подробно
разработанной программы, но говорили о <Пути>, или <Единой Нити>, о жэнь
(<человечности>), которые проходят через все учения Конфуция. Они побуждали
людей стремиться к совершенной добродетели, праведности (и) и улучшению
своего характера. Они проповедовали о важности гармонии в семье, порядка в
государстве и мира в Поднебесной, и считали эти условия взаимозависимыми.
Особое значение придавалось кодексу поведения, самовоспитания и
пристойности - в целях достижения порядка в обществе и государстве. Упор
делался больше на человеческий долг и идеал <истинного человека>, чем на
божественную или надмирскую Реальность. Тем не менее Конфуций постился,
поклонялся предкам, посещал жертвоприношения и старался жить в гармонии с
Небом. Конфуцианство в Китае переживает в настоящее время возрождение.
ЦЕЛИ КОНФУЦИАНСТВА
Главная цель последователей конфуцианства - создавать истинное благородство
в людях посредством правильного образования и воспитания всех добродетелей.
Эта цель описывается также как возвращение на путь предков. Классические
книги изучают, чтобы открыть древний путь добродетели. Духовное
благородство доступно всем людям; это чисто нравственное достижение.
Конфуций принимал идею Дао, но большее значение придавал возвращению к
идеализированной древней эпохе и культивированию <истинного> или
<превосходного> человека, был скорее прагматиком, чем мистиком. Величайшей
добродетелью истинного человека была благожелательность и любовь. Другие
великие добродетели - это чувство долга, мудрость, правдивость и
благопристойность. Спасение в конфуцианстве видится как осознание и
реализация естественной доброты человека, и оно даруется небом через
образование. Истинный человек всегда знает правду и следует своему знанию.
ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ
Кроме добродетели, есть пять обязанностей, которые предлагают последователю
конфуцианства средства для прогрессирования. Это обязанности по отношению к
его правителю, к отцу, к жене, к старшему брату и к другу. В конфуцианстве
почитают предков, и считается, что их дух переживает смерть. Что касается
Божества, то Конфуций сам был агностиком, предпочитал говорить об этике
этой жизни, чем о духовной жизни за пределами земного опыта, и стремился
вести умы не к будущему, а к настоящему и прошлому.
ВЕРОВАНИЯ КОНФУЦИАНСТВА
1. Я верю в присутствие Верховного Правителя во всех вещах и в Небо как
Этический Принцип, чей закон есть порядок, безличное, но все же
интересующееся человечеством.
2. Я верю, что назначение жизни - в том, чтобы вести упорядоченное и