деяния и слова не дают нам познать близость Бога.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Религия должна основываться на этичном и нравственном
поведении, ибо его противоположность уводит нас от Бога.
О предназначении души
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Цель жизни есть эволюция (через накопление опыта) к
нашему духовному предназначению. Назначение мира - не в вещах мира.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Предначертанное человеку лежит вне этого мира, который
есть всего лишь возможность заслужить вечную радость или страдание.
О природе реальности
ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Реальность гораздо больше того, что мы переживаем
посредством пяти органов чувств. Душа бессмертна и вечна и в конечном итоге
вливается в Бога.
ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Реальность гораздо больше вещей этого мира. Душа
бессмертна и вечна и будет жить всегда - в присутствии Бога или отделенная
от Него.
Сравнение иудаизма, христианства и ислама
У этих трех авраамических религий больше сходства, чем различий, хотя
исторически сложилось так, что именно различиям придавалось решающее
значение. Все они верят в одну-единственую жизнь, за которой следует рай
или ад. Они соглашаются в том, что Богу противостоит зло в лице Сатаны,
который искушает и губит грешников, заставляя их не повиноваться закону
Бога. Все эти религии ориентированы на пророков, причем только в
христианстве пророк становится божественным. Каждая из этих религий считает
себя единственно истинной религией и утверждает, что неверующих ждет
осуждение. Все три библейские религии основаны на монотеизме и дуализме и
на вере в то, что человек вечно отделен от Бога и его высочайшее
предназначение - достичь рая. Все они полагаются не столько на внутренний
опыт или мистический контакт и руководство, сколько на священные ритуалы,
веру и труд, которые ведут человека к Богу. Каждая из этих религий верит,
что Бог имеет особый договор (завет) со своими приверженцами, хотя условия
договора различны. Верующие всех авраамических религий хоронят своих
мертвых в земле в предвидении того, что физическое тело будет однажды
воскрешено на земле, встав из могилы в Судный День.
Об истинной религии
ИУДАИЗМ: Есть только одна истинная религия, иудаизм, и одно откровенное
писание, Танах (ветхозаветная часть Библии). Священным писанием считается
также Талмуд, обширный сборник комментариев к Торе (первым пяти книгам
Ветхого Завета).
ХРИСТИАНСТВО: Есть только одна истинная религия, христианство, и одно
писание - Библия (Ветхий и Новый Заветы).
ИСЛАМ: Единственная истинная вера - это ислам, а высочайшее откровенное
писание - Коран, но как откровенные почитаются и другие книги, в том числе
Библия и ряд индуистских писаний.
Об изначальном грехе
ИУДАИЗМ: Вера в Адама, его искушение и лишение милости Божьей и в
изначальный грех.
ХРИСТИАНСТВО: То же.
ИСЛАМ: То же, с той разницей, что Аллах (Бог) простил Адама. Поэтому нет
изначального греха.
О доказательстве силы Бога
ИУДАИЗМ: Такое доказательство можно увидеть в историческом <Исходе>.
ХРИСТИАНСТВО: Доказательство силы Божьей - в воскресении Христа.
ИСЛАМ: Доказательство силы Божьей - в самом Коране.
Об обязательствах человека перед Богом
ИУДАИЗМ: Евреи имеют обязательства перед Яхве, поскольку Он освободил их из
Египта.
ХРИСТИАНСТВО: Человек обязан Богу, поскольку Он пожертвовал Своим Сыном во
искупление человеческих грехов.
ИСЛАМ: Нет никакого особого обязательства; человек мотивируется тем, чтобы
не попасть в ад.
О средствах спасения
ИУДАИЗМ: Спасение достигается неукоснительным следованием Закону, данному в
Торе.
ХРИСТИАНСТВО: Спасение достигается принятием Христа как Господа и Спасителя.
ИСЛАМ: Спасение достигается полным подчинением Аллаху.
Сравнение четырех школ индуизма
Широкий спектр индуистской религиозности вмещает в себя четыре основные
школы, или деноминации: шиваизм, шактизм, вишнуизм и смартизм. У этих
четырех направлений есть определенно больше общего, чем различий. Все они
верят в карму и перерождение (реинкарнацию) и в Верховное Существо, которое
одновременно и является формой, и пронизывает форму, находясь за ее
пределами, которое создает, поддерживает и разрушает вселенную, чтобы
создавать ее снова в бесконечных циклах. Они провозглашают ценность и
важность храмового богослужения. Они согласны в том, что не существует
изначального, сущностного зла, что космос создан из Бога и пропитан только
Им. Все школы верят в майю (хотя ее определения несколько отличаются) и в
освобождение души от перерождений (мокшу) как цель человеческого
существования. Они верят в дхарму и в ахимсу, ненасилие, и в необходимость
садгуру, который поведет душу к Самореализации. Члены всех школ носят на
лбу священные знаки-символы (тилаки), хотя в разных школах они отличаются.
Наконец, все индуисты предпочитают кремацию после смерти, веря, что их душа
обретет другое тело в следующей жизни. В индуизме есть много священных
писаний, но все секты считают высочайшим авторитетом Веды и Агамы, хотя их
Агамы все же несколько отличаются. Ниже приводится краткое сравнение этих
четырех основных деноминаций.
Личностный Бог или Богиня
ШИВАИЗМ: Личностный Бог и храмовое божество - Шива, не имеющий ни мужского,
ни женского пола. Также почитаются божества Ганеша и Карттикейя.
ШАКТИЗМ: Личностный Бог (точнее, Богиня) и храмовое божество - Шри Дэви или
Шакти, женского пола. Она почитается как Великая Мать - Раджараджешвари,
Парвати, Лакшми, Сарасвати, Кали, Амман и т. д.
ВИШНУИЗМ: Личностный Бог и храмовое божество - Вишну, мужского пола. Кроме
того, почитаются Его инкарнации, например Рама и Кришна, а также Его
божественная спутница, Радхарани.
СМАРТИЗМ: Личностный Бог и храмовое божество - Ишвара, мужского или женского
пола, почитаемый (-ая) как Вишну, Шива, Шакти, Ганеша и Сурья или любое
божество по выбору верующего, например, Кумара или Кришна.
Природа Шакти
ШИВАИЗМ: Шакти - это неотъемлемая энергия и проявленная воля, энергия или
разум Бога Шивы.
ШАКТИЗМ: Шакти - это активное, имманентное Бытие, отдельное от безмолвного и
отдаленного Шивы.
ВИШНУИЗМ: Шакти не придается особой важности. Однако некоторые параллели
прослеживаются, когда божественные спутницы понимаются как неотъемлемые
энергии Вишну и Его инкарнаций, например Радхарани - у Кришны и Сита - у
Рамы.
СМАРТИЗМ: Шакти есть божественная форма Ишвары. Это проявляющаяся энергия
Бога.
Природа Личностного Бога
ШИВАИЗМ: Бог Шива есть чистая любовь и сострадание. Он имманентен и
трансцендентен, радуется нашей чистоте и садхане.
ШАКТИЗМ: Богиня Шакти одновременно сострадательна и ужасающа, милостива и
гневна. Ее можно умилостивить жертвоприношением и покорностью.
ВИШНУИЗМ: Бог Вишну полон любви и прекрасен, Он - объект преданности
человека, радуется нашему служению и смирению.
СМАРТИЗМ: Ишвара выглядит как антропоморфное Божество в соответствии с тем
выбором, который верующий делает для любовного поклонения, считающегося
иногда вспомогательной, самоочистительной практикой.
Аватары
ШИВАИЗМ: Божественных земных воплощений нет.
ШАКТИЗМ: Божественная Мать воплощается в этом мире.
ВИШНУИЗМ: Вишну имеет десять или больше воплощений.
СМАРТИЗМ: Все божества могут принимать земные воплощения.
Душа и Бог
ШИВАИЗМ: Бог Шива и душа - одно. Душа должна осознать эту адвайтистскую
Истину благодаря милости Бога Шивы.
ШАКТИЗМ: Божественная Мать, Шакти, - посредница, дарующая адвайтистскую
мокшу тем, кто служит Ей.
ВИШНУИЗМ: Бог и душа вечно раздельны. По милости Бога Вишну душе суждено
поклоняться и радоваться Богу.
СМАРТИЗМ: Ишвара и человек в реальности суть Абсолютный Брахман. В майе душа
и Ишвара кажутся двумя. Джняна рассеивает эту иллюзию.
Духовная практика
ШИВАИЗМ: Аскетичная. Бхакти является фундаментом, а основное значение
придается садхане, тапасу и йоге.
ШАКТИЗМ: Аскетично-оккультная. Основное значение придается бхакти и
практикам тантры, иногда оккультным.
ВИШНУИЗМ: В основном бхактистская и неаскетичная. Основное значение
придается высочайшей бхакти или преданию себя Богу (прапатти).
СМАРТИЗМ: Подготовительными садханами являются бхакти-, карма-, раджа-йога.
Высочайший путь пролегает через знание и ведет к джняне.
Основные писания
ШИВАИЗМ: Веды, Шайва-агамы и Шайва-пураны
ШАКТИЗМ: Веды, Шакта-агамы (Тантры) и Шакта-пураны.
ВИШНУИЗМ: Веды, Вайшнава-агамы, Вайшнава-пураны (особенно
<Шримад-Бхагаватам>) и Итихасы (<Рамаяна> и <Махабхарата>, особенно
<Бхагавад-гита>).
СМАРТИЗМ: Веды, Агамы и классические смрити - Пураны, Итихасы, особенно
<Бхагавад-гита> и др.
Регионы влияния
ШИВАИЗМ: Географически широко распространен, особенно силен в южной и
северной Индии, Непале и Шри-Ланке.
ШАКТИЗМ: Географически широко распространен, наиболее заметен в северной
Индии и особенно в Бенгалии и Ассаме.
ВИШНУИЗМ: Географически широко распространен и силен по всей Индии, на юге и
на севере.
СМАРТИЗМ: Географически широко распространен, особенно выделяется в северной
и южной Индии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы завершаем наше краткое сравнение четырех основных деноминаций индуизма и
других религий, вер и философий. Есть много малых народов и племен, которые
следуют своими духовными путями и дают этим путям свои названия. Многие
пути нам еще только предстоит открыть в будущем. Эта глава может дать тем,
кто внимательно прочел ее, простой обзор тех человеческих верований,
которые, во всем своем разнообразии, являются корнями наших мировоззрений и