постройки резного каменного храма Ирайван на территории Святилища Санмарга
этот Лингам был установлен там в особом святилище.
В апреле 1988 года Субрамуниясвами выбрали представлять индуизм на
престижном Глобальном Форуме духовных и парламентских лидеров за выживание
человечества, который проводился в Оксфорде, Англия. В течение пяти дней
двести мировых духовных и политических лидеров - представлявших почти все
религии и страны - встречались и обсуждали будущее человечества.
Конференция произвела такое впечатление на советских лидеров, что они
предложили спонсировать второй Глобальный Форум за выживание человечества в
Москве с 11 по 15 января 1990 г. И снова Субрамуниясвами был среди тех,
кого избрали поделиться индуистским видением природы и выживания с
ассамблеей 700 духовных и политических лидеров из 89 стран, которые на этот
раз больше сосредоточились на проблемах окружающей среды. Михаил Горбачев
посетил заключительное заседание в Кремле, когда 2500 мировых лидеров
слушали, как Свами Парамананда Бхарати пел ведическую молитву о мире, и
трижды пропели вместе с ним <Ом>.
На юбилейном Парламенте религий мира в Чикаго в сентябре 1993 г.
Субрамуниясвами был избран в престижную <Ассамблею Президентов> -
центральную группу из 25 человек, представляющих все религии мира.
Шивайя Субрамуниясвами живет сегодня в удаленном монастыре на священной реке
Ваилуа, на самом северном из Гавайских островов, вместе со своими монахами.
Он продолжает писать о мистических шиваитских учениях и поддерживать
возрождение индуизма. Его беседы, книги и выезды с тропического острова
подчиняются, как он говорит, <внутренним приказам>. Он по-прежнему следует
завету своего садгуру: <рычать, как лев, строить дворцы и кормить тысячи>
пищей духа. Так завершается краткое описание неоконченной жизни, отданной
тому, чтобы помочь другим <познать самих себя> и лично пережить космический
танец Шивы.
Заключение
Нирвахана
Ничто не приходит. Ничто не уходит. Вы и я - вечно одно. Оставайтесь в
безмолвии и знайте внутреннее "Я". Вы не найдете его в книгах. Вы найдете
его глубоко внутри себя - так говорил мой садгуру. Поэтому "Танец с Шивой"
- лишь дорожный указатель. Это карта, по которой можно сверить направление
пути. И это пять месяцев ежедневной садханы: читать по одной шлоке в день,
перед отходом ко сну, чтобы разрушить старые подсознательные шаблоны памяти
в базовом субъективном уме и стать совершенно новым "собой". Мудрость Вед
станет вашей, когда старые самскары перестанут бороться с новыми. Старые
впечатления о том, как вы были воспитаны, кого и что вас приучили любить
или не любить, будут стерты вечной мудростью Вед и Агам, представленной в
этих ежедневных уроках. Все это даст вам новую жизнь и новую надежду. Вы
получите утешение, удовлетворенность и глубокое, внутреннее, постоянно
растущее знание о сотворении этой вселенной, ее сохранении и растворении.
Вы увидите, что вы и в самом деле - центр вселенной, что ваше истинное "Я"
есть бесконечный Всевышний Парашива. Имея перед собой такую цель, вы будете
настойчиво отрабатывать структуры прошлого, живя в вечном настоящем и очень
разборчиво создавая новые структуры для будущего. Танцуя с Шивой от жизни к
жизни, живя с Шивой от жизни к жизни и медленно сливаясь с Шивой, вы сами
изнутри себя осуществите то, что провозглашали риши, пророки Вед,
древнейших писаний нашей планеты. Вам самим предстоит найти путь радостных
открытий и пройти по нему - по пути, который пройден всеми познавшими Бога.
Аум Намах Шивайя!
Словарь
Шабдакоша
А
аборт. Искусственное прерывание беременности. С древнейших времен
индуистская традиция и писания осуждают эту практику и считают аборт
допустимым лишь в случае необходимости спасти жизнь матери. Аборт
воспринимается как действие, противное законам риты и ахимсы. Индуистский
мистицизм учит, что зародыш - живое, сознательное существо, нуждающееся в
защите (Ригведа, 7.36.9). Каушитаки-упанишад (3.1) описывает аборт как
равный убийству собственных родителей. Атхарваведа (6.113.2) упоминает
брунагхни, убийцу зародыша, в числе величайших грешников.
Гаутама-дхармашастра (3.3.9) считает причастных к убийству зародыша
утратившими свою кастовую принадлежность. Сушрута-самхита, аюрведический
медицинский трактат, допускает аборт лишь в случае возникновения серьезных
осложнений в процессе беременности, предписывая сначала предпринять попытки
спасти жизнь и матери, и плода.
Абсолют (санскр. Брахман, Ануттара, Парашива и др). Наивысшая Реальность,
непроявленный, неизменный и трансцендентный Парашива. Это глубинная Самость
Бога, Душа человеческой души, подлинное Абсолютное Бытие. Важная
характеристика Бога Шивы в трех Его совершенствах: Парашива, Парашакти и
Парамешвара, как несотворенного, неизменного и невовлеченного в процесс
эволюции. См.: Брахман, Парамешвара, Парашива, Парашакти.
абхайя. "Бесстрашие". Одна из основных добродетелей. "Бесстрашие - плод
полной Самореализации, состоящей в восстановлении чувства недвойственности"
(Брихадараньяка-упанишад, 1.4.2). Также название соответствующей мудры
(положения рук), в которой пальцы правой руки подняты вверх, а ладонь
обращена вперед. В индуистской иконографии божества и учителя нередко
изображаются с абхайя-мудрой. См.: мудра, мурти.
абхаса. "Излучение; манифестация; эманация". Способ, которым Шива творит мир
и его обитателей из Самого Себя. Учение об эманации является центральной
концепцией монистических школ (особенно кашмирского шиваизма). См.:
эманация, таттва.
абхишека. "Окропление; помазание; возлияние". 1) Ритуальное омовение образа
или символа (например, Лингама) Божества водой, молоком, медом, гхи,
розовой водой и т. п. Специальная форма пуджи, предписанная Агамами. Также
совершается при инаугурации духовных и политических правителей и как
благословляющий обряд в целом. 2) В тантрических школах означает также
сакральный акт передачи благодатной энергии (шактипата) в процессе
посвящения. См.: пуджа, дикша, шактипат(а).
Абхинавагупта (ок. 950-1015). Кашмирский шиваитский гуру, ученый и
посвященный в линии Васугупты. Из его философских трудов два -
Пратьябхиджня-вимаршини и Тантралока - являются фундаментальными для
кашмирского шиваизма. Абхинавагупта, который был также авторитетным
теоретиком поэзии, танца, драмы и классической музыки, по преданию, исчез,
зайдя в пещеру близ Мангама вместе с 1200 учениками. См.: кашмирский
шиваизм.
Авантиварман. Кашмирский царь, живший в 855-883, во время правления которого
кашмирский шиваизм достиг расцвета. Современником Авантивармана был
философ-мистик Каллата, один из величайших представителей кашмирской
шиваитской традиции.
аварана. "Щит; покров". Одно из основных понятий философии вирашайвов
(приверженцев вира-шиваизма) и некоторых тантрических школ. См.:
вира-шиваизм, ашта-аварана.
аватара. Бог, родившийся в человеческом (или животном) теле. Одна из
центральных концепций шактизма, смартизма и вишнуизма.
Августин. Один из "отцов церкви". Христианский епископ и теолог, живший в
354-430 гг. Весьма почитаемый католической церковью святой.
авидья. "Неведение; заблуждение". Ложное понимание природы реальности.
Ошибочное восприятие временного и преходящего как вечносуществующего, а
вечносуществующего - как непостоянного.
Агама. "Пришедшее [знание]". Огромное собрание санскритских писаний,
которые, вместе с Ведами, почитаются как шрути (откровенное писание).
Датировать их сложно. Они были частью древнейшей устной традиции, которую
эксперты считают современной самым старым частям Вед (5-6 тыс. лет до н.
э.). Агамы - первоисточники и высший авторитет в вопросах ритуала, йоги и
устройства храмов. Каждая из основных деноминаций индуизма - шиваизм,
вишнуизм и шактизм - имеет свои собственные тексты Агам. Смарты признают
Агамы, но не обязательно следуют им и полагаются в основном на тексты
смрити. Веды и Агамы представляют собой два взаимодополняющих, сообщающихся
потока индуистской традиции, которые проявляются, в частности, как
философии соответственно веданты и сиддханты. Различие между ведантой и
сиддхантой традиционно описывается следующим образом. В то время как Веды
изображают человека, стремящегося к Богу, Агамы придерживаются перспективы
Бога, стремящегося помочь человеку. Если Веды произносятся мудрецами-риши,
то в текстах Агам истина излагается устами Бога или Богини. См.:
Шайва-агамы, шрути.
Агастья. Один из 18-ти прославленных шиваитских сиддхов (адептов),
признанный также первым грамматиком тамильского языка. По преданию,
переселился на юг из северной Индии. Его имя встречается в Махабхарате,
Рамаяне и Пуранах и было известно даже древним индонезийцам. См.: сиддха.
Агни. "Огонь". Ведическое божество огня, призываемое через ритуалы яджни,
агникараки, агнихотры, хомы и хаваны. Бог Агни - посланец богов и посредник
между ними и людьми, принимающий и доносящий молитвы и жертвенные
подношения до небесных сфер. См.: яджня, агнихотра, агникарака,
агни. "Огонь". Один из пяти грубых элементов (таттв), паньчабхута. См.:
таттва.
агникарака. "Разведение огня". Агамическое обозначение огненного
жертвоприношения, яджни или агнихотры. См.: яджня, агнихотра.
агнихотра. "Огненное жертвоприношение". Ежедневный традиционный домашний
ритуал, в котором жертвенное молоко брызгается в огонь. См.: яджня.
Агхора. "Неужасающий". Проявление Бога Шивы, которое, как и Рудра,