Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 73 из 119)

представляет собой олицетворение Его разрушительной, всепоглощающей силы.

Важное имя Шивы в агамической традиции.

Агхорашива. Южноиндийский шиваитский философ, который в XII веке основал

сиддхантистскую школу, уделявшую особое внимание дуалистическим фрагментам

Агам и других старых текстов. Более поздняя плюралистическая философия

Мейкандара частично основана на учениях Агхорашивы. См.: двайта-адвайта,

двайта-сиддханта, шайва-сиддханта.

агхори. Орден шиваитов-аскетов, произошедший, как считается, от ордена

каПАликов (ок. XIV в.). Следуют вамачаре, тантрическому "ритуалу левой

руки", и вызывают всеобщее порицание своими радикальными практиками (в

частности, живут на кладбищах и используют человеческие черепа как миски

для еды).

ад (санскр. нарака). Сфера несчастливого, ментально и эмоционально

стесненного сознания. Состояние ума, которое может переживаться на

физическом плане или субастральном плане (нарака) после смерти физического

тела. Характеризуется мучительными эмоциями: ненавистью, угрызениями

совести, переживанием обиды, ревности и т. п. По индуистским воззрениям,

адские переживания не являются вечными. Это временное состояние, виновником

которого является сам пребывающий в аду.

адвайта. "Не два". Недуальность, недвойственность или монизм. Философское

учение о том, что Абсолютная Реальность состоит из одной главной

субстанции, или Бога. Противоположность двайты, дуализма. Адвайта - это

первичная философская позиция ведических Упанишад и вообще индуизма,

интерпретируемая по-разному различными риши, гуру, пандитами и философами.

См.: двайта-адвайта, веданта.

адвайта-веданта. "Недвойственное завершение (или сущность) Вед".

Монистические школы, в первую очередь школа Шанкары, которые опираются на

Упанишады и связанные с ними тексты. См.: веданта.

адвайта-ишваравада. "Учение о недвойственности и

Личностном-Боге-как-Правителе". Санскритский эквивалент "монистического

теизма". Философия Вед и Шайва-агам, которая провозглашает одновременно

предельное единство всех вещей и реальность Личностного Божества. См.:

адвайта, адвайта-сиддханта.

адвайта-сиддханта. "Недвойственные совершенные заключения". Шиваитская

философия, зафиксированная в Агамах, ядром которой является недвойственное

(адвайта) тождество Бога, души и мира. Эта монистическая и теистическая

философия, в отличие от учения Шанкары (адвайта-веданты), утверждает, что

майя (принцип проявления) не есть препятствие к богоосознанию, но

собственная энергия и присутствие Бога, руководящее эволюцией души к

совершенству. В то время как адвайта-веданта опирается на философию

Упанишад, адвайта-сиддханта - также и на внутреннее и внешнее поклонение

Богу, йога-садханы и тапас. Адвайта-сиддхантой в южной Индии называют школу

Тирумулара, чтобы отличать ее от плюралистической сиддханты Мейкандара и

Агхорашивы. Эта единая ведическо-агамическая доктрина также известна как

шуддха-шайва-сиддханта. Это философия, которой придерживается и автор этой

книги. См.: шайва-сиддханта.

Ади-Грантх. "Первая книга". Центральное писание сикхизма, составленное в

1603-1604 гг. из писаний сикхских, мусульманских и индусских святых, в

частности из прекрасных хвалебных гимнов Джапджи Гуру Нанака, первого

сикхского гуру. В 1699 г. Гобинд Сингх, десятый патриарх, объявил, что

живая преемственность заканчивается на нем и отныне это писание будет

служить в качестве гуру сикхизма. Прекрасные учения этой книги находятся в

гармонии с индуизмом, если не считать того, что они отвергают Веды,

поклонение образу и касты. Ади-Грантх хранится как святыня во всех сикхских

храмах (гурудварах). См.: сикхизм.

адинам (тамил.). Принятое у последователей шайва-сиддханты обозначение

храмово-монастырских комплексов, в которых постоянно проживают гуру и их

монашествующие ученики. Синоним санскритского слова ашрам(а). См.:

ашрам(а).

Адинатха. "Первый Господь". Мудрец (годы жизни неизвестны), считающийся

основателем Адинатха-сампрадайи, традиции учителей, частью которой является

шиваитская секта сиддха-сиддханта. См.: шиваизм, натха.

Адинатха-сампрадайя. См.: Натха-сампрадайя.

адишайва. Потомственный священник и учитель южноиндийской традиции

шайва-сиддханты; также: шиваитские брахманы, происходящие из готр пяти

риши, которые уполномочены проводить ритуалы в агамических храмах Шивы. Эта

потомственная жреческая линия называется адишайва или шивачарья. См.:

готра, шивачарья.

Аджита-агама. Одна из 28-ми Шайва-сиддханта-агам, посвящена устройству

храмов, богослужению и правилам установки различных изображений (мурти)

Шивы.

аджня-чакра. Также известна как "третий глаз". Расположена в межбровье. См.:

чакра.

адришта-карма. "Незримая, скрытая карма". Невидимая сила кармы, судьба.

Последствия кармы прошлых жизней, влияющих на настоящую жизнь. См.: карма.

адхарма. Противоположность понятию дхарма. Неправедность,

противоестественность, безрелигиозность, нечестие и деградация (прежде

всего, духовная). Адхармой являются все мысли, слова и поступки,

противоречащие божественному закону, дхарме.

адхьятма. "Духовный; связанный с душой; душа". Внутреннее духовное "Я"

(Самость) или дух. См.: атма(н).

адхьятма-викаса. "Духовное развитие; духовное пробуждение". Расцвет

внутреннего высшего (адхи) "Я", души (атмана), как результат постоянно

предпринимаемого духовного усилия, садханы. Викаса означает "раскрытие,

становление видимым, осуществленная манифестация", подобно тому, как цветок

раскрывает свои лепестки или же как раскрываются чакры в результате

пробуждения и подъема Кундалини. См.: духовное пробуждение.

адхьятма-прасара. "Духовная эволюция". Постепенное "взращивание тела души",

анандамайя-коши, в течение многих жизней. Прасара означает

"распространение; эволюция; движение вперед; прогресс". См.: эволюция души.

айкья. "Единство". Одно из важных положений в учении вира-шиваизма, а также

некоторых других монистических школ. См.: вира-шиваизм.

Айтарея-брахмана. Священный текст, часть Ригведы, в основном рассматривающий

вопросы ведического культа и обряды помазания царя. См.: Ригведа, Веды.

Айтарея-упанишад. Три главы из Айтарея-араньяки Ригведы, посвященные

эзотерике ритуала и средствам подготовки себя к глубочайшим духовным

достижениям.

акаша. "Пространство". Небо. Свободное, открытое пространство. Эфир, пятый и

самый тонкий в ряду пяти элементов (земля, вода, огонь, воздух, эфир).

Эзотерически - разум, сверхсознательный слой, поддерживающий все

существующее, актуально и потенциально, в котором записываются все события

и могут читаться ясновидящими. Именно посредством психического входа в эту

трансцендентную акашу можно собирать космическое знание и познать весь цикл

времени - прошлое, настоящее и будущее. Пространство, акаша, в этой

концепции является позитивной субстанцией, наполненной невидимыми энергиями

и разумом (в противоположность западной концепции пространства как вакуума,

отсутствия чего бы то ни было). Адваятарака-упанишад (2.1.17) описывает

пять уровней акаши, которые можно йогически воспринять. Это

гуна-рахита-акаша (пространство без качеств), парама-акаша (высшее

пространство), маха-акаша (великое пространство), таттва-акаша

(пространство истинного бытия) и сурья-акаша (пространство солнца).

акосмический пантеизм. Учение, отрицающее реальность космоса и признающее

реальным лишь Бога, Абсолют, который есть все. Принятый в западной

философии термин для обозначения философии Шанкары. См.: Шанкара,

шад-даршана.

актинический. "Духовный; порождающий свет". От греч. aktis, "луч".

Относящийся к сознанию в его чистой, беспримесной форме. Этот термин

описывает крайне утонченную сверхсознательную сферу чистого бинду,

квантовых струн, субстрата сознания, шуддха-майи, из которой берет начало

свет. Актинический - это прилагательное от актинизма, который Оксфордский

словарь английского языка определяет как: "1) излучение тепла или света, а

также раздел философии, занимающийся этим; 2) свойство солнечных лучей,

благодаря которому производятся химические изменения, как, например, в

фотографии". См.: актинодический, калА, коша, одический, таттва.

актинодический. "Духовно-магнетический". Термин, обозначающий сознание в

шуддхашуддха-майе, являющейся смесью одической и актинической силы и

относящейся к диапазону анахата-чакры и, в некоторой степени,

вишуддха-чакры. См.: таттва.

акшата. "Цельный; нераздробленный". Цельные, несваренные зерна риса (или

других злаков), обычно смешанные с куркумой, используемые как подношение во

время пуджи или для благословления кого-либо (например, при бракосочетании

и других обрядах). Считается одним из самых лучших видов пищи и подношений

Богу и богам. См.: пуджа.

Аллама Прабху (ок. 1150 г.). Современник Басаванны и центральная фигура

вира-шиваизма, глава ордена, в который входили 300 просветленных существ, в

том числе 60 женщин. Начав храмовым барабанщиком, он стал выдающимся

сиддхой, мистиком и поэтом. Широко известен сборник его работ Мантра-гопья.

См.: Басаванна, вира-шиваизм.

альвар. "Тот, кто управляет Богом посредством бхакти". Группа известных

вишнуит ских святых (VII- IX вв.), которые способствовали возрождению

вишнуизма в Тамилнаде. Их преданные стихи собраны в книге

Налайирам-дивья-прабандхам, содержащей 4000 гимнов. Наиболее известны 12

альваров - Пойкай, Пудам, Тирумалисай, Наммальвар, Кулашекхара, Андаль,