Тируппан и Тирумангай и др. Термин альвар не следует смешивать со словом
нальвар, обозначающим группу из четырех шиваитских святых того же времени.
См.: нальвар, наянар.
Амардака. Орден шиваитских санньясинов, основанный Амардакой Тиртханатхой в
Андхра-Прадеш (ок. 775 г.).
Амардака Тиртханатха. См.: Амардака.
Амбика. "Мать". Милостивая форма Богини, одно из центральных божеств религии
шактов наряду с Дургой, Кали и Парвати. См.: Шакти.
Амман. "Мать". Обычно так называют Мариямман, "богиню оспы", защитницу от
эпидемий и прочих волнений. Это очень популярная грамадэвата ("деревенское
божество", божество данной местности). Существует много храмов Мариямман в
Малайзии, на Маврикии и в сельских районах южной Индии. В тамильской
традиции "Амман" часто прибавляется к именам различных богинь, например
Кали Амман. Одним из отличительных признаков храмов грамадэват является то,
что они не обслуживаются священниками-брахманами. См.: Шакти, шактизм.
амрита. "Бессмертие". Нектар божественного блаженства, который стекает из
сахасрара-чакры, когда йог входит в очень глубокие состояния медитации. От
этого слова, по-видимому, происходит греческое amrotos, амброзия - пища или
напиток богов. Амброзия имеет точное ведическое соответствие - легендарный
эликсир, называемый сома, один из центральных элементов в ведических
ритуалах, в которых он почитается как божество.
амритатма(н). "Бессмертная душа". См.: атман, джива, пуруша, душа.
анава-мала. "Нечистота малости; ограничивающий принцип". Индивидуализирующая
завеса двойственности, которая обволакивает душу. Источник конечности и
невежества, главнейшие узы из трех (анава, кама, майя), которые временно
ограничивают душу. Анава-мала так же важна в агамической философии, как
майя-авидья - в ведантической. Именно наличие анава-малы вызывает
непонимание природы Бога, души и мира, чувство отделенности от Бога и от
вселенной. Анава заслоняет естественную мудрость, свет, единство и смирение
души и позволяет проявляться духовному невежеству, эгоизму и гордости. Она
присуща созревающей душе, как кожура - семени. Когда анава созревает,
приходит ануграха, "милость", и анава отпадает. Анава - коренная мала и
последние узы, которые требуется разорвать. См.: эволюция души, душа, мала.
анавопайя (анава-упайя). "Путь индивидуума". От слов ану (индивидуальное
живое существо) и упайя (метод). Важный термин философии кашмирского
шиваизма, обозначающий все формы ритуальной, йогической и медитативной
практики, в которых основную активную роль играют постоянно предпринимаемые
усилия самого индивидуума. В целом, анавопайя- это самый низший тип
садханы. См.: упайя.
ананда. "Блаженство". Чистая радость, духовный экстаз божественного сознания
или духовное переживание. В высшем смысле ананда представлена в знаменитом
ведическом описании Бога: Сат-чит-ананда (Саччидананда),
Бытие-Сознание-Блаженство - высший, божественный или сверхсознательный
разум всех душ. См.: Саччидананда.
анандамайя-коша. "Тело блаженства". Тело души, погруженное в Шиву. См.:
душа, коша.
ананда-тандава. "Неистовый танец блаженства". См.: Натараджа, тандава.
анахата-чакра. "Беззвучный центр". Сердечный центр. См.: чакра.
Анбе Сивамайям сатьяме Парасивам. В переводе с тамильского: "Бог Шива - это
имманентная Любовь и трансцендентная Реальность". Исповедание веры,
предельно обобщающее вероучение монистической шайва-сиддханты. См.:
исповедание веры, Премайва Шивамайя сатьям эва Парашивах.
анга. "Часть; орган тела". Один из терминов вира-шиваизма, обозначающий
индивидуальную душу, находящуюся в единстве с Шивой как часть с целым. См.:
вира-шиваизм.
Андаль. Известная вишнуитская святая из Тамилнада. Одна из альваров, жила в
начале IX в. и сегодня считается одной из величайших бхакти-поэтесс южной
Индии.
анджали-мудра. "Жест ладоней, сложенных в почтении". Также называется
пранама-анджали ("молитвенный жест"). Жест, выражающий почтение, мольбу или
просьбу, а также приветствие, при котором ладони сложены вместе и обращены
пальцами вверх. Часто выполнение анджали-мудры сопровождается произнесением
слова намаскара ("поклон, почтение"). Анджали-мудрой на уровне груди
принято приветствовать равных, на уровне "третьего глаза" - своего гуру, а
над макушкой - Бога. См.: мудра, намаскара.
Андхра-Прадеш. Современный индийский штат, расположенный к северу от
Тамилнада. Столица - Хайдарабад. Основной язык: телугу. Преобладающая форма
индуизма: вишнуизм. Площадь: 106 тыс. кв. миль. Население: 54 млн. чел.
Знаменит своим известным вишнуитским храмом Тирупати.
анекавада. "Учение о не-одном". Философский и мистический плюрализм. См.:
плюрализм.
анкуша. "Крюк; стрекало". Приспособление, с помощью которого погонщик
руководит движениями слона. Символ силы бога Ганеши, устраняющего
препятствия на пути преданных Богу и побуждающего их духовно развиваться.
аннамайя-коша. "Слой пищи; тело пищи". Физическое тело. См.: коша.
аннапрашана. "Кормление". Одно из ведических таинств (самскар).
Сакрализованное первое кормление ребенка отдельной пищей (кашей и т. п.), а
не молоком матери. Совершается в возрасте, когда у ребенка начинают
прорезываться зубы. См.: самскара.
антарлока. "Внутренний, промежуточный мир". Астральный план. См.: лока.
антахкарана. "Внутренняя способность". Ментальная способность астрального
тела (сукшма-шариры), охватывающая интеллект, инстинктивный ум и эго
(буддхи, манас и ахамкару), являющиеся троичным выражением читты, сознания.
В шайва-сиддханте читта иногда перечисляется среди таттв или считается
частью таттвы на уровне пракрити.
антьешти. Погребальный обряд. Ритуальная кремация. См.: самскара.
ану (с церебральным "н"). "Атом; элементарная частица; индивидуальная душа".
Индивидуальное живое существо. См.: джива, атман.
ану (с зубным "н"). Префикс, придающий значение "после, вблизи, под".
анубхава. "Восприятие; переживание; опыт". Личные переживания или
впечатления, не исходящие от памяти. Непосредственное переживание
чего-либо.
ануграха-шакти. "Милостивая энергия". Милость откровения. Присущая Шиве сила
просветления, благодаря которой душа освобождается от уз анавы, кармы и
майи и в конечном итоге достигает освобождения, мокши. В частности,
ануграха нисходит на душу при дикше (инициации) от садгуру. Ануграха
приходит, когда анава-мала, ограничивающая оболочка, окружающая душу,
достигает созревшего состояния. См.: анава, милость, Натараджа.
анупайя. "Не-метод". Термин кашмирского шиваизма, обозначающий спонтанную
Самореализацию без использования какой-либо техники, практики или
намеренного усилия. См.: упайя.
Апасмарапуруша (или Апасмара). "Забывчивая личность". В шиваитской
иконографии - человеческая фигурка, символизирующая невежественную и
неосторожную душу, попираемая стопой Шивы, символизирующей милость
сокрытия. См.: Натараджа.
АппайяДикшита (1554- 1626). Философский гений южной Индии, который старался
примирить вишнуизм и шиваизм, проповедуя в своих трудах шиваитскую школу
шива-адвайта и поддерживая другие школы своими блестящими резюме их
философий. Наиболее известны его комментарии к учениям Шрикантхи. Аппайя
Дикшита также создал руководство по шиваитскому храмовому ритуалу, которым
пользуются и сегодня. См.: шива-адвайта.
Аппар. "Отец". Уважительное имя Тирунавукарасу (ок. 700 г.), одного из
четырех тамильских святых-самаячарьев, который переобратил заблудных
шиваитов, принявших джайнизм. Называя себя слугой слуг Бога, он составил
величественные гимны во славу Шивы, которые поют с почтением по сей день.
См.: нальвар, наянар, шайва-сиддханта.
Араньяка. "Лесной трактат". Третий раздел каждой из четырех Вед. Тексты,
содержащие эзотерическое, мистическое знание, в основном о внутреннем
смысле и функциях ведической яджни, или огненных церемоний. См.: Веды.
арати. "Свет". Круговые движения лампады (обычно с гхи, камфарой или
маслом), выполняемые перед святой личностью или храмовым божеством как
кульминация пуджи. Затем пламя предлагается преданным, и каждый из них
проносит через пламя свою руку и подносит ее к глазам трижды, получая тем
самым благословение. Арати может выполняться как самая короткая форма
пуджи. См.: арчана, пуджа.
Арбута-тиру-антади. Поэма из 100 стихов в честь Господа Шивы, сочиненная на
тамильском языке святой Караиккал Аммаияр (V век). См.: наянар.
арджава. "Честность, прямодушие". Одна из добродетелей, которую необходимо
развивать. См.: яма-нияма.
Арджуна. Герой Махабхараты и центральная фигура Бхагавад-гиты. См.:
Бхагавад-гита.
Ардра-даршана. Десятидневный праздник, проводящийся близко к
декабрьско-январскому полнолунию, в честь Шивы Натараджи. В знаменитом
храме Чидамбарам в Тамилнаде Господа Натараджу, главное храмовое божество,
выносят на улицу и провозят во главе огромной процессии на колеснице,
которую тянут тысячи преданных. См.: даршана, Натараджа.
Ардханаринатешвара-стотрам. Краткий гимн на санскрите, воспевающий Шиву и
Шакти, слившихся воедино в андрогинном образе Ардханаришвары. См.: Ардха
нари швара.
Ардханаришвара. "Господь наполовину женского пола". Господь Шива в
андрогинной форме, мужского пола с правой стороны и женского - с левой, что
символизирует следующее: 1) Шива (как все махадэвы) не имеет пола; 2) Шива
есть все и неотделим от Своей энергии, Шакти; 3) в Шиве ида- и пингала-нади
(соответственно, женский и мужской психические нервные токи) уравновешены