так, что сушумна всегда активна. Медитатор, который уравновешивает их у
себя посредством садханы и йоги, становится подобным Шиве. В единстве
Ардханаришвары все противоположности примиряются; двойственность исчезает в
едином источнике. Эта иконографическая форма представляет второе
совершенство Шивы, Чистое Сознание (известное как Саччидананда или
Парашакти). См.: Кундалини, нади, Шакти, Шива.
Аристотель. Древнегреческий философ, живший в 384-322 гг. до н. э. Оставил
ощутимый след в метафизике, философии, этике, логике и юриспруденции.
Ученик Платона.
артха. "Цель; выгода; смысл; польза". Одна из четырех ценностей (чатурартх),
определяющих смысл человеческого существования. См.: дхарма, пурушартха.
Артхаведа. "Наука управления государством". Класс древних текстов, также
называемых Нитишастрами, о политике, государстве и многом другом. Одна из
упавед Ригведы. Важнейшим текстом из этой группы является Артха-шастра
Каутилийи (ок. 300 г. до н. э.), в которой даются подробные наставления по
всем сферам управления страной. В нем отражены воззрения кшатриев на
общество и власть. См.: Упаведа.
арчана. 1) Особая, личная, пуджа, выполняемая храмовыми жрецами, которые
повторяют имя, созвездие рождения и семейную линию преданного, чтобы он
получил божественное руководство и благословение. 2) Пение имен Божества,
центральная часть каждой пуджи. См.: пуджа.
Арунагиринатхар (ок. 1500 г.). Южноиндийский шиваитский поэт-святой. См.:
Кандар-анубхути.
Арунейя-упанишад. Краткая Упанишада, рассматривающая вопросы санньясы. См.:
санньяса.
арья. "Благородный; представитель ведической культуры". Русифицированное -
ариец, арий. Приверженец Санатана Дхармы, "дваждырожденный", т. е.
прошедший соответствующее посвящение, дающее право на изучение Вед и допуск
к ведическим ритуалам и таинствам. В индуизме данный термин никогда не имел
того расистского содержания, которое ему впоследствии придали некоторые
европейские ученые, а также идеологи нацизма, подразумевавшие под
"арийцами" некий "нордический расовый тип". С точки же зрения ведического
мировоззрения германские и прочие нацисты являются млеччхами ("варварами"),
анарья ("не-арийцами") или дасью(термин, противоположный по своему значению
понятию арья), поскольку они привержены не высокодуховной ведической
культуре, а всевозможным неведическим (часто вовсе даже атеистическим и
антигуманным) учениям и идеологиям. Таким образом, само слово арья имеет
исключительно духовное, этическое значение и указывает не столько на
расово-этнические признаки, сколько на сам факт принадлежности к Санатана
Дхарме. Поэтому темнокожие тамилы, малаялам и др. южноазиатские народы,
исповедующие индуизм, - арья, а не приобщенные к индуизму "нордические"
североевропейцы - анарья. В исключительно духовном смысле слово арья
применяли также Будда и Махавира, основатель джайнизма. Синонимами понятия
арья являются слова санатани (последователь Санатана Дхармы), хинду
(индуист) и двиджа ("дваждырожденный"). См.: индуист, Санатана Дхарма,
хинду.
Арьяман. "Близкий друг; подбиратель пар; бог Солнца". Ведическое божество,
олицетворяющее гостеприимство, домашнее хозяйство и жизнь грихастхов. Он
руководит брачными союзами и защищает традицию, обычаи и религию. Он также
призывается в ходе шраддха-церемоний (связанных с похоронами и поминками).
асана. "Сидение; поза". В хатха-йоге асаны - это многочисленные позы,
предписанные для балансировки и настройки тонких энергий ума и тела для
подготовки к медитации и достижения здоровья и долголетия. Шивайя
Субрамуниясвами разработал систему из 27 асан, которая, кроме этого,
ослабляет гнетущие кармы, создающиеся при взаимодействии с другими людьми и
известные под современным названием "стресс". Его 27 асан выполняются
медитативно, напоминают плавный танец и сопровождаются определенными
визуализациями и пранаямами. См.: хатха-йога.
аскетизм (санскр. тапасья). Духовная практика подвижничества, предполагающая
половое воздержание, постничество, затворничество или отшельничество.
Практикуется обычно монахами различных религий, а также теми, кто стремится
обрести различные сиддхи - психофизические и духовные совершенства. Один из
самых радикальных и наиболее эффективных способов садханы. Иногда
аскетические обеты даются ради ублажения Божества или ради искупления
грехов. См.: тапас, садхана.
Ассам. Современный индийский штат на северо-востоке страны, к югу от Бутана,
почти отрезанный от остальной Индии территорией государства Бангладеш.
Площадь: 30 млн. кв. миль; население: 21 млн. чел. В штате Ассам много
приверженцев шактизма и тантрических школ.
астейя. "Нестяжание; отказ от воровства". Одна из добродетелей. См.:
яма-нияма.
астикья. "Вера в то, что Бог существует" (от санскритского асти, "есть;
существует"). Признание существования Бога, богов и демонов, вечной жизни
освобожденных душ и авторитета Вед и Агам. Приверженность Санатана Дхарме
или какой-либо другой подлинно духовной религии. См.: шраддха, яма-нияма.
астральное тело. Тонкое, нефизическое тело (сукшма-шарира), в котором душа
функционирует в астральном плане, внутреннем мире, называемом антарлока.
Астральное тело включает в себя праническую оболочку (пранамайя-кошу),
инстинктивно-интеллектуальную оболочку (маномайя-кошу) и познающую оболочку
(виджнянамайя-кошу). См.: тонкое тело, коша, душа.
астральный план. Тонкий мир, или антарлока, охватывающий диапазон сознания
от вишуддха-чакры в горле до патала-чакры в подошвах ног. Включает в себя:
1) высший астральный план (махарлоку, "план равновесия"); 2) средний
астральный план (сварлоку, "небесный план"); 3) низший астральный план
(бхуварлоку, "план атмосферы") - противовес или тонкий двойник физического
плана, состоящий из питрилоки и преталоки; 4) субастральный план (нарака,
семь адских сфер, соответствующих семи чакрам ниже основания позвоночника).
См.: лока, астральное тело.
асура. "Злой дух, демон". Противоположность суры, "бога", дэвы. Существо
низшего астрального плана, нараки. Асуры могут взаимодействовать с
физическим планом, вызывая большие и малые проблемы в жизни людей. Асуры
развиваются и не находятся в этом состоянии вечно. См.: нарака.
атала. Чакра, расположенная ниже муладхары. Центр страха и вожделения.
Соотносится с первым низшим астральным миром, известным как пут, или атала.
Это вход в один из семи адских миров. См.: чакра, лока, нарака.
ататтва. "Не-таттва; вне существования; непознаваемое и неописуемое". Одно
из обозначений трансцендентного Абсолюта, или Парашивы. Указывает на
непостижимую внутреннюю природу Бога, превосходящую собой все 36 таттв
космического проявления. Это то, что лежит за пределами времени, звука,
формы и пространства. Все таттвы исходят из ататтвы, или Парашивы. Для
обыденного, мирского видения реальности Парашива как бы "не существует", но
без Парашивы сам мир и его обитатели не могли бы существовать. Поэтому
можно сказать, что сам мир нереален как нечто отдельное и самодостаточное в
глазах Высшей Реальности, Парашивы. См.: формы не имеющий, таттва, пустота.
атеизм. "Безбожие". Отрицание всех религий и верований или вера в то, что
Бог или боги не существуют. См.: чарвака, настика, материализм.
атман. "Душа; дыхание; принцип жизни и чувствования". Душа в целом - как
духовное тело (анандамайя-коша) и его сущность (Парашакти и Парашива). Один
из фундаментальных принципов индуизма: мы есть атман, а не физическое тело,
эмоции, внешний ум или личность. В писаниях, однако, слово атман иногда
относится к личности-эго, так что точное значение зависит от контекста.
Атмаупанишад (1- 3) описывает атман, или пурушу, как троичный: бахьятман
(внешняя, или физическая, личность), антаратман (внутренняя личность, без
физической формы, воспринимающая, мыслящая и познающая) и Параматман
(трансцендентный внутренний "Я"-Бог). См.: Параматман, коша, душа.
атмартха-пуджа. "Поклонение ради блага собственной души". Индивидуальное
поклонение у домашнего алтаря. См.: пуджа.
атма-сварупа. "Природа души; сущностная форма души". См.: атман, душа.
Атхарваведа. Атхарван - имя риши, который, по преданию, составил эту
четвертую Веду. Атхарваведа состоит из 20 книг и 720 гимнов. Считается
последней записанной Ведой и содержит в основном оригинальные гимны (а не
репликации из Ригведы). Известна как Веда молитвы и обладает магическими
чарами и притягательностью. Также содержит много напоминающих Агамы
космологических пассажей, которые служат своего рода мостом между ранними
ведическими гимнами и формулами и метафизикой Упанишад. См.: Веды.
Атхарвашикха-упанишад. Одна из малых Упанишад, описывающая священный звук
Аум. См.: Аум, Веды, Упанишады.
Аувайяр (ок. 200 г. до н. э.). Святая из Тамилнада, современница Святого
Тируваллувара, преданная Господа Ганеши и Карттикейи, или Муругана, и одна
из крупнейших фигур в древнеиндийской литературе. Будучи девочкой, она
молилась о том, чтобы ее красота исчезла и она могла не выходить замуж и
посвятить всю свою жизнь Богу. Стала великой бхактой и написала ряд трудов
по этике в форме афоризмов и четверостиший, в том числе такие известные,
как Атти-чуди, Конрай-вентан, Улака-нити, Мутурай и Нальвали. По ее
тамильскому букварю дети учатся и сегодня. Другая св. Аувайяр, возможно,
жила приблизительно в седьмом веке.
Аум. Часто произносится и пишется как Ом. Мистический индуистский слог,