Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 76 из 119)

помещаемый в начале большинства священных писаний. В качестве мантры он

произносится Ааумм. Аум символизирует Божественное и связан с Господом

Ганешей, так как его начальный звук аа вибрирует внутри муладхары, чакры в

основании позвоночника, на которой сидит этот бог. Второй звук этой мантры,

долгое у, вибрирует в горловой и грудной чакрах, в области Господа

Муругана, или Кумары. Третий звук, мм, вибрирует внутри черепных чакр,

аджни и сахасрары, где царит Всевышний Бог. В Упанишадах объясняется, что

Аум представляет весь мир в целом и его части в прошлом, настоящем и

будущем. Его три буквы представляют три мира и энергии творения, сохранения

и разрушения. Точка в санскритской записи слога Аум, называемая анусварой,

представляет Беззвучный Звук, Паранаду. Именно из этой первичной вибрации

исходит все проявленное. Аум - это первичная мантра (мула-мантра), поэтому

она часто предшествует другим мантрам (например, "Аум Намах Шивайя"). Его

можно безбоязненно использовать для пения и джапы каждому, независимо от

религии. В обиходном употреблении в нескольких индийских языках аум

означает "да" или "привет!" См.: нада, пранава, Ом.

аура. Светящееся цветное поле тонкой энергии внутри и вокруг человеческого

тела, распространяющееся на три-семь футов. Цвета ауры постоянно изменяются

в соответствии с состоянием сознания, мыслями, настроениями и эмоциями

человека. Возвышенные, доброжелательные чувства дают яркие пастельные тона;

низкие, негативные чувства - более темных цветов. Так "читают" ауру

ясновидящие. Общее состояние ауры зависит от уровня развития человека. У

великих мистиков она очень яркая, а у инстинктивных людей - тусклая. На

санскрите аура называется прабхамандала, "светящийся круг", или диптачакра,

"колесо света".

Ауробиндо Гхош (1872- 1950). Выдающийся бенгальский писатель и поэт,

философ-пантеист и мистик-йог, широко известный как Шри Ауробиндо.

Воспринимал современный глобальный кризис как отмечающий начало переходного

периода от темной эпохи к более просветленной, когда индуизм будет играть

преобладающую роль. Основал коммуну Ауровилль в Пондишерри, которая

строится на принципах пурна-йоги (интегральной йоги) и много сделала для

возрождения индуизма в нашем столетии.

ахамкара. "Чувство <я>, личное эго". Ментальная способность

индивидуализации; чувство двойственности и отдельности от других. Понятие о

"я", "мне", "мое". Для ахамкары характерны отождествление себя с телом,

стремление к своему личному счастью, собственничество. См.: антахкарана, ум

(индивидуальный).

ахимса. "Ненасилие". Непричинение вреда ничему живому ментально,

эмоционально или физически. Ахимса - первое и самое важное из этических

предписаний (яма). Основная добродетель, от которой зависят все остальные.

См.: яма-нияма.

ачара. "Путь; образ жизни; тип деятельности". 1) Обычай, традиция, правила

поведения. 2) Определенная школа или традиция Санатана Дхармы. Например,

шайвачара, "путь шиваизма".

ачарья. Высоко уважаемый учитель. Мудрец, который сам практикует то, что

проповедует. Этот титул обычно присваивается в ходе соответствующей

церемонии.

Ашвагхоша (ок. 800 г. до н. э. - 150 г. н. э.). Буддистский ученый,

философ-пантеист и один из величайших поэтов в истории Индии. Один из

основоположников школы махаяна. См.: пантеизм.

Ашвины. Ведические герои, молодые красивые ловкие близнецы, олицетворяющие

зарю, переход от тьмы к свету и от болезни к здоровью, а также

двойственность, действующую в единении. Врачи богов, символ которых - мёд.

См.: Веды, Ригведа.

ашрам(а). "Место стараний". От шрам, "напрягать силы". Отшельнический скит;

резиденция и учебный центр какого-либо гуру, аскета или святой личности,

часто с помещениями для учеников.

ашрама. Уклад жизни; название четырех стадий жизни. См.: ашрама-дхарма,

садхана.

ашрама-дхарма. "Законы укладов жизни". Способ жизни, при котором человек

проходит через четыре жизненных стадии или уклада (ашрамы), что позволяет

ему жить гармонично, развивать тело, эмоции и ум и вступать подготовленным

в каждый из естественных циклов человеческой жизни. В индуизме приняты

следующие четыре стадии: 1) Брахмачарья: ученичество, от 12 до 24 лет. 2)

Грихастха: стадия домохозяина, от 24 до 48 лет. 3) Ванапрастха: стадия

старейшины, от 48 до 72 лет. 4) Санньяса: религиозное отречение от мира, с

72 лет. Первые две ашрамы составляют путь в миру (правритти-марга),

отмечаемый силой желания и честолюбием. Последние две ашрамы

(нивритти-марга) - это удаление от мира, отмечаемое интроспекцией и

отречением. См.: дхарма.

ашта-аварана(м). "Восемь защит; восемь покровов". Восемь главных объектов

веры и преданности для последователей вира-шиваизма и близких ему школ:

гуру (учитель), Лингам (священный символ Шивы), джангама (монах-священник),

вибхути (священный пепел),рудракша (четки из зерен растения Eleocarpus

ganitrus), падодака (вода, которой омыты стопы гуру), прасада (предложенная

Богу или учителю пища) и паньчакшара-махамантра ("Намах Шивайя"). Восемь

аваран являются священными для всех шиваитов агамической традиции как

главные проводники спасительной милости Шивы, Его ануграха-шакти. См.:

вира-шиваизм.

аштанга-пранама. Поклонение, при совершении которого молящийся касается

земли (или пола) восемью членами тела. См.: пранама.

аюрведа. "Наука о жизни". Холистическая система медицины и здорового образа

жизни, родившаяся в древней Индии. Эта священная ведическая наука является

Упаведой Атхарваведы. Трех главных древних корифеев в этой области,

оставивших многочисленные тексты, звали Чарака, Сушрута и Вагбхата. К

аюрведе относятся многие сферы знания, в том числе: 1) чикитса, общая

медицина, 2) шалья, хирургия, 3) дехавритти, физиология, 4) нидана,

диагностика, 5) дравьявидья, фармакология, 6) агада-тантра, метод

противоядий, 7) стри-тантра, гинекология, 8) пашу-видья, ветеринария, 9)

каумара-бхритья, педиатрия, 10) урдхванга, болезни органов головы, 11)

бхута-видья, демонология, 12) расаяна, наука о тонизации и омоложении, 13)

ваджикарана, половое омоложение. Сушрута (ок. 600 г. до н. э.) был одним из

первых известных истории хирургов, но его "Сушрута-самхиту" изучают по сей

день. (Гиппократ, греческий отец медицины, жил двумя столетиями позже.)

Целью аюрведы являются аюс, "долгая жизнь", и арогья, "отсутствие

болезней", которое способствует продвижению к высшим духовным целям.

Здоровье достигается сбалансированием энергий (особенно дош, телесных сред)

на всех уровнях бытия, тонких и грубых, посредством бесчисленных методов,

подбираемых в соответствии с конституцией, образом жизни и природными

качествами индивидуума. Сходные холистические медицинские системы

распространены во многих культурах, особенно у китайцев, американских

индейцев и коренных африканцев. См.: доша.

Аяппан. Бог недавно образовавшейся секты, члены которой совершают

паломничества на вершину Сабарималай, священного холма в Керале, где он,

как говорят, является по ночам как божественный свет. Аяппан почитается как

сын Вишну и Шивы (Хари и Хары). Его вахана - тигр.

Б

Бадараяна. Автор Брахма-сутр. См.: Брахма-сутра.

балипитха. "Место предложения". В агамических храмах представляет собой

обычно каменное возвышение в форме перевернутого лотоса возле

дхваджастамбхи, храмового флагштока. Здесь приходящие в храм преданные

оставляют все свои негативные мысли, прежде чем войти вовнутрь. См.: храм.

Басаванна. Философ, поэт и царедворец XII века, который реформировал и

оживил вира-шиваизм в Карнатаке. См.: вира-шиваизм.

Батара. Одно из индонезийских имен Шивы.

Баудхаяна-дхарма-шастра. Книга законов, связанная с Кришна-Яджурведой и

регулирующая вопросы ученичества, брака, домашних ритуалов, гражданского

права и т. д. Ей следуют брахманы южной Индии. См.: Дхарма-шастра,

Кальпа-веданга.

Биджджала. Царь, правивший в Карнатаке во времена Басаванны.

бинду. "Капля, маленькая частица, точка". 1) Семя или источник творения. В

системе 36-ти таттв - ядро или первая частица трансцендентного света,

технически называемая Парабинду и соответствующая Шакти-таттве. Ученые

считают, что вся вселенная до начала Большого Взрыва могла уместиться на

булавочной головке. Эта точка невообразимой энергии и есть Парабинду. 2)

Небольшая точка, которую наносят между бровями или посредине лба красной

пудрой, сандаловой пастой, глиной, косметическими красками и т. д. Это знак

принадлежности к индуизму. В мистическом смысле представляет "третий глаз",

или "глаз ума", который видит то, чего не видят физические глаза. Бинду

носят и индусские женщины: красная точка обычно является знаком замужества,

а черную часто носят незамужние для защиты от злого глаза. 3) Бинду также

может означать мужское семя.

благословение. Передача положительной энергии. Бывает словесным

(свасти-вачана); материально ощутимым (прасада и др. освященные

субстанции); воспринимаемым как энергия (шакти); как возможность созерцания

(даршаны) образа Божества, живого гуру или подвижника; как духовная сила

(шактипат(а)), исходящая непосредственно от Божества и передающаяся через

учителя при посвящении (дикше); как возможность обрести божественную

милость (карунья) в ходе выполнения пуджи, паломничества (тиртхаятры),

таинств (самскар), садханы и тапасьи. Обретение благословения свыше в той

или иной форме - центральное устремление индуиста, основное в его духовной

практике.

боги (санскр. махадэва, "великие светлые существа"). В Танце с Шивой