множественное число слова "бог" (в настоящем русском переводе - с маленькой
буквы) относится к высоко продвинутым существам, пребывающим в своих
светящихся духовных телах на причинном плане. Бог (с большой буквы), или
Всевышний Бог, - это Шива, Создатель. Боги (с маленькой буквы), дэвы и
махадэвы, являются Его творениями. См.: дэва.
Бог Верховный. Всевышний Бог, источник или творец всех других богов, существ
и всего мироздания.
Богиня. Женское представление или манифестация Божественного; Шакти или
Дэви. Богиней может называться восприятие или изображение в женском образе
существа причинного плана (махадэвы), которое в своем естественном
состоянии не имеет пола. Чтобы показать, что Божественное трансцендентно по
отношению к полу и сексуальности, иногда Бога изображают сочетающим в себе
признаки обоих полов, - таковы, например, Ардханаришвара, "Господь
наполовину женского пола", или Господь Натараджа, который носит женскую
серьгу в одном ухе и мужскую - в другом.
Богореализация. Прямое и личное переживание Божественного внутри себя. Этот
термин может относиться к: 1) савикальпа-самадхи ("энстазии с формой")
различных уровней, от переживания внутреннего света до реализации
Саччидананды, чистого сознания или первичной субстанции, протекающей через
все формы, или 2) нирвикальпа-самадхи ("энстазии без формы"), союзу с
трансцендентным Абсолютом, Парашивой, Богом-<Я>, что за пределами времени,
формы и пространства. В Танце с Шивой термин Богореализация используется по
отношению к обоим видам самадхи, в то время как Самореализация относится
только к нирвикальпа-самадхи. См.: раджа-йога, самадхи, Самореализация.
бодхака. "Пробуждающий". Духовный учитель. См.: гуру, садгуру, ачарья.
Брахма (в русской передаче иногда Брама). Имя Бога в Его аспекте Создателя.
Шиваиты считают Брахму, Вишну и Рудру тремя аспектами Шивы. Смарты
группируют Брахму, Вишну и Шиву в святую троицу, в которой Шива выполняет
функцию разрушителя. Брахму-Создателя не следует смешивать с: 1) Брахманом,
трансцендентным Абсолютом Упанишад; 2) Брахманами (в ед, числе - Брахмана),
классом ведических текстов; 3) брахманами (в ед, числе - "брахман"),
индуистской кастой священников. См.: Брахман, Парамешвара.
брахмавада. "Учение о Брахмане". Один из синонимов веданты (особенно
адвайта-веданты).
Брахма-мухурта. "Время Бога". Очень благоприятное время для садханы. У
индуистов принято просыпаться до этого времени, принимать ванну и начинать
утреннее поклонение. Брахма-мухурта длится около 1,5 часов. Это последняя
мухурта ночи в 8-мухуртной системе или последние три мухурты ночи в 15- или
16-мухуртной системе. Соответственно, ее точная длительность - 144 или 135
минут. См.: мухурта.
Брахма(н). "Высший Дух; Высшее Бытие; Абсолют; Бесконечно распространивший
Себя" (от корня брих, "распространяться, возрастать, увеличиваться"). Имя
Всевышнего Бога в Ведах, где Он описывается как: 1) трансцендентный
Абсолют, 2) всеподдерживающая и всепроникающая Энергия (Шакти) и 3)
Верховный Господь, или Изначальная Душа. В шиваитских Агамах и других
писаниях используется слово Парашива для обозначения Брахмана. Таким
образом, для шиваитов и шактистов Брахман и Шива суть одно и то же. Брахман
рассматривается обычно с двух позиций: 1) Ниргуна-Брахман, <Бог без
качеств>, - бесформенная Абсолютная Реальность, Парабрахман, Парашива,
полностью трансцендентный по отношению ко всему существующему (и даже к
Парашакти!) и 2) Сагуна-Брахман, <Бог с качествами>; Шива, проявляющий Себя
как Парашакти и Парамешвара; вездесущий, всеведущий, всемогущий,
всенаполняющий и вселюбящий Бог. Не следует путать термин Брахма(н) с, 1)
Брахмой, создателем материального мира; 2) Брахманой (мн. число -
Брахманы), классом ведических текстов-шрути; а также с 3) брахманом
(брамином), индуистским высококастовым жрецом. См.: Парамешвара, Парашакти,
Парашива.
брахман (брамин) (санскр. брахмана). Высшая каста индусского общества,
выполняющая функции священников и духовных учителей. В широком смысле -
любая духовно высокоразвитая душа, тяготеющая к постижению Брахмана (Бога)
и ведущая одобренный предписаниями Вед и Агам образ жизни. См.:
варна-дхарма.
Брахмана. 1) Один из четырех больших разделов каждой из Вед; посвящен в
основном деталям яджни, или священного поклонения огню, и специфическим
обязанностям и правилам поведения для священников, но также богат и
философским содержанием. 2) Первая из четырех варн, или общественных
классов, к которой принадлежат благочестивые души исключительной учености,
в частности священники, учителя и видящие руководители человечества.
Представитель этой варны в русской передаче называется брахман или брамин.
Брахманда. "Яйцо Брахмана". Вся вселенная в целом; проявленный космос. См.:
лока, три мира.
брахманистская традиция, брахманизм. Традиционный уклад жизни брахманов,
сложившийся в поздневедический и постведический период и состоящий в
изучении Вед, рецитации мантр и гимнов, совершении жертвоприношений от
имени себя самого и других. Часто используется как синоним смартизма.
брахма-рандхра. "Врата Брахмана". Также известна как нирвана-чакра. Едва
заметное отверстие на макушке головы, место выхода канала сушумны, через
который Кундалини поднимается. Только полностью очищенные души покидают
тело через "врата Брахмана". См.: джняна, Кундалини, видеха-мукти.
Брахма-сутра (-сутры). Известны также как Веданта-сутры. 550 афоризмов,
составленных Бадараяной (ок. 400 г. до н. э.). Первое систематическое
изложение упанишадической мысли. Афоризмы так кратки, что практически не
понятны без комментариев. Посредством интерпретации этого текста, а также
самих Упанишад и Бхагавад-гиты более поздние школы веданты выражали и
формулировали свои собственные воззрения на упанишадические принципы.
Третье название, под которым известна эта важная работа, - Шарирака-сутры,
"афоризмы о воплощенной душе". См.: Упанишада, веданта.
Брахма-сутра-бхашья. Объемный комментарий Шрикантхи (XIII век) к
Брахма-сутрам, имевший целью подвести ведический фундамент под шиваитский
ограниченный недуализм (шива-адвайту). См.: шива-адвайта, веданта.
Брахма-сутра-шанкара-бхашья. Объяснение одного из трех главных трактатов по
философии веданты, данное Шанкарой. См.: смарта.
брахмачари(н). Неженатый ученик, практикующий воздержание, строго
соблюдающий некоторые обеты и религиозные дисциплины, включающие садхану,
преданное служение и послушание духовному наставнику. Брахмачарины обычно
живут в ашраме вместе со своим гуру. По окончании периода брахмачарьи
(духовного ученичества и послушания) брахмачарин либо становится женатым
мирянином (грихастхой), либо принимает полные монашеские обеты, становясь
санньясином. Это же слово часто используется для обозначения неженатого
молодого человека в возрасте от 12 до 24 лет (или даже вплоть до женитьбы).
См.: ашрама-дхарма, санньяси, монах.
брахмачарини. Женщина, практикующая брахмачарью. См.: брахмачари(н).
брахмачарья. Период ученичества и духовного послушания. См.: брахмачари(н),
яма-нияма.
Брахмотсава. "Праздник Всевышнего". Каждый индуистский храм имеет наиболее
важный для него в году праздник, называемый Брахмотсава. Термин аналогичен
христианскому понятию "престольный праздник".
Брихадараньяка-упанишад. Одна из важнейших Упанишад, часть
Шатапатха-брахманы Яджурведы. Приписывается мудрецу Яджнявалкье. Посвящена
аспектам поклонения и медитации и трактует о тождественности
индивидуального "я" и Высшего "Я". См.: Упанишад.
Брихаспати. 1) "Владыка молитвы". Ведический наставник богов и Владыка
Слова, иногда отождествляемый с Господом Ганешей. 2) Выдающийся
представитель шайва-сиддханты (ок. 900 г.). См.: Ганеша.
брихат-кутумба. "Расширенная семья". Иначе - махакутумба. Одна или несколько
семей вместе со всеми их близкими и дальними родственниками. В отличие от
обычной малой семьи, живущей на одной территории и в одном жилище,
расширенная семья может занимать обширную географическую территорию. Во
главе расширенного семейства стоит патриарх, брихат-кутумба-прамукха (или
мукхья), почитаемый в качестве старейшины каждой малой семьей, входящей в
расширенную семью. Тот, в свою очередь, советуется по всем важным вопросам
с кула-гуру, семейным учителем (также, как правило, наследственным).
Несколько расширенных семей вместе составляют касту или подкасту. См.:
грихастха, грихастха-дхарма, объединенная семья.
Будда (санскр. Буддха, "просветленный; пробужденный"). Сиддхартха Гаутама
(624-544 до н. э.), принц из шиваитского рода Шакьев, жившего на территории
современных Непала и восточной части Индии. В поисках истины отрекся от
мира и стал монахом. После достижения просветления стал проповедовать свое
собственное учение, на основе которого впоследствии сложился буддизм. См.:
буддизм.
буддизм. Религия, основанная на учениях Сиддхартхи Гаутамы, известного как
Будда (ок. 624-544гг. дон. э.). Он отказался от идеи бессмертной души у
человека и не проповедовал никакого Высшего Божества. Вместо этого он учил,
что человек должен стремиться преодолеть жадность, ненависть и иллюзию и
достичь просветления через осознание Четырех Благородных Истин и следование
Восьмеричному Пути. Из священных книг буддизма особенно известна
Дхаммапада. Буддизм вырос из индуизма как вдохновенное реформаторское
движение, которое отвергло кастовую систему и авторитет Вед. Таким образом,
он классифицируется как "настика", неверие, и не является частью индуизма.