в форме Шри Натхджи. Секта наиболее сильна в Бомбее и Гуджарате. См.:
веданта.
вама. 1) "Приятный; прекрасный". В этом значении - в слове Вамадэва, одном
из имен Шивы. 2) "Левый; противоположный; необычный". Например, вама-марга
(вамачара), тантрический "путь левой руки", который состоит в
трансцендировании чувственных инстинктов, заблуждений интеллекта и
всевозможных привязанностей через мощные и порой рискованные практики,
формально противоречащие ортодоксальным ведическим нормам, но ведущие к той
же цели. См.: тантризм, тантра.
ванапрастха-ашрама. "Жизнь в отшельничестве, в лесу". См.: ашрама-дхарма,
шаштьябда-пурти.
Варанаси. Также - Каши, Бенарес. Один из наиболее священных для шиваитов
мест паломничества, а также древнейших городов мира. Расположен на берегах
Ганги в северной Индии. Индуисты верят, что смерть в Варанаси позволяет
достичь мокши, освобождения.
варна-дхарма. "Закон своей группы". Система наследственных социальных
классов, обычно называемых кастами, основанная в Индии в древности.
Варна-дхарма есть социальный долг, который заключается в том, чтобы
придерживаться принципов доброго поведения в соответствии с вашей общиной
(основанной, обычно, по семейно-цеховому принципу). Строго говоря,
варна-дхарма охватывает две взаимосвязанные социальные иерархии: 1) варна,
т.е. четыре сословия: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, и 2) джати, более
трех тысяч профессиональных групп (цехов или гильдий). Сословно-кастовая
система играет большую роль в индийской жизни и сегодня. Многие современные
индуисты настаивают, что социальный статус сейчас должен определяться (как
и было первоначально) по личным склонностям, умениям и достижениям, а не по
рождению. Переход из одной джати (касты) в другую во всех индуистских
общинах мира ограничен, но не невозможен и осуществляется при браке с
представителем другой джати или при перемене профессии (для чего требуется
настойчивость и новое образование). Шастры говорят, что, если человек
вырывается из своей наследственной варны или джати и меняет "касту",
требуется три поколения, чтобы его семья полностью обосновалась в новом
слое общества.
варна. Существуют четыре варны: 1) Брахмана: "зрелая, развитая душа". Ученые
и благочестивые души. Классу брахманов индуисты всегда доверяли религиозное
лидерство, в том числе учительство и выполнение жреческих обязанностей. 2)
Кшатрия (другое название - раджанья): "управляющий; наделенный властью".
Законодатели, исполнительная власть и военные. 3) Вайшья: "землевладелец,
купец". Бизнесмены, финансисты, промышленники и т. п., а также крестьяне.
4) Шудра: "рабочий, слуга". Квалифицированные рабочие и ремесленники. По
закону варна-дхармы сыновьям следует наследовать профессию их отца.
джати: "рождение; положение, приобретенное с рождением; ранг, каста, семья,
линия преемственности". Джати - это более точное и конкретное, чем варна,
определение вашего социально-профессионального сообщества. Традиционные
законы чистоты требовали, чтобы каждая джати не имела социального
взаимодействия с другими, особенно совместных трапез и перекрестных браков.
В наше время существует также большая группа (одна седьмая населения Индии
в 1981 г.) людей вне четырех варн. Их называют неприкасаемыми, джатихитами
("внекастовыми"), чандалами (особенно тех, чья работа связана с трупами) и
хариджанами ("детьми Бога" - название, придуманное Махатмой Ганди). К
"неприкасаемым" джати относятся такие профессии, как нишада (охотник),
кайварта (рыбак) и каравара (кожевенник).
Система варна-дхармы, несмотря на широко распространенную дискриминацию
хариджанов и злоупотребления высших каст своим социальным статусом,
обеспечивает высокий стандарт профессионального мастерства, чувство
принадлежности каждого к сообществу, целостность семьи и
религиозно-культурную преемственность. Касты - не уникальная примета
индуизма и Индии. Под другими названиями они существуют в каждом социуме.
Четыре варны, или сословия, и множество джати, профессиональных каст, цехов
или гильдий, формируют основные элементы взаимодействия людей. См.: дхарма,
Дхарма-шастры.
варнашрама-дхарма. "Обязанности своей варны и своей ашрамы". См.:
варна-дхарма, варна.
васана. "Подсознательная наклонность". От вас, "остаток". Подспудные
наклонности и привычки, которые окрашивают и мотивируют отношение человека
к жизни и его действия. Васаны суть конгломераты результатов
подсознательных впечатлений (самскар), создающихся при восприятии.
Самскары, впечатления восприятия, комбинируются в подсознательном и
формируют васаны, которые позже вносят вклад в образование ментальных
колебаний, вритти. Наиболее сложные и эмоционально заряженные васаны
находятся в том измерении ума, которое называется подподсознательным,
(васана-читта). См.: васана-даха-тантра, вритти, самскара, ум (пять
состояний).
васана-даха-тантра. "Подсознательное очищение огнем". Даха означает
"сжигать", тантра - "метод", а васаны - это глубоко укоренившиеся, фоновые
подсознательные тенденции, которые формируют мировоззрение и мотивацию
человека. Васаны могут быть позитивными и негативными. Один из лучших
способов справиться с жизненными трудностями, растворить неприятные васаны
- это васана-даха-тантра, практика сжигания записанных исповедей или даже
длинных писем к любимым или знакомым, в которых описываются затруднения и
горести и излагаются жалобы и обиды. Записывание своих проблем и сжигание
их на любом, самом обычном огне переводит их из подсознательного во внешний
ум и высвобождает подавленные эмоции, когда огонь поглощает бумагу. Это
один из методов магического целительства. См.: васана, лекхапрартха-хавана.
Васиштха (ок. 250 г. до н. э.). 1) Ученик Махарши Нандикешвары (Нандинатхи),
наряду с Патанджали и Вьягхрападой (в соответствии с записями Панини). Это
имя носили несколько других известных мудрецов, в том числе 2) риши,
которому приписывают составление гимнов седьмой мандалы Ригведы, 3) мудрец,
играющий центральную роль в эпосах и некоторых Пуранах и Упанишадах, и 4)
семейный учитель и жрец, который преподал Господу Раме древнюю мудрость
йоги (эти уроки записаны в книге из 29000 стихов Йога-Васиштха).
Васугупта (ок. 800 г.). Знаменитый мудрец, по преданию, открывший 77
Шива-сутр, вырезанных в скале на горе Махадэва, на месте, указанном ему в
сновидении Господом Шивой. Эта находка дала толчок восстановлению древней
кашмирской шиваитской традиции. Священную скалу, называемую Шанкарпал,
почитают по сей день. См.: кашмирский шиваизм, Шива-сутры.
вата (с краткими гласными). Дерево баньян, Ficus Indicus, священный для
индуистов как символ Санатана Дхармы. Близкородственное ему дерево
ашваттха, или пиппал, в Упанишадах выступает в качестве метафоры творения,
"корень которого - вверху, а ветви растут вниз".
вата (с долгим первым "а"). "Движение". Одно из обозначений элемента воздуха
(вайю), а также однойиз трех дош (конституций) человеческого организма в
науке аюрведы. См.: аюрведа, доша.
вахана. "То, что держит, несет или перевозит". Каждый индуистский бог может
изображаться едущим на звере или птице. Это животное называется ваханой и
символизирует какую-либо функцию бога. Например, Шива ездит на быке,
символе силы и мощи. Карттикейя ездит на павлине (маюра), символе красоты и
царственности.
вачана. "Изречение; высказывание". Краткие бхактистские стихи, которые
сочиняли ранние шивашараны, вира-шиваитские святые. Отражают основные идеи
лингаятской философии и практики. См.: вира-шиваизм.
вегетарианство (санскр. шакахара). Диета, исключающая употребление мяса,
рыбы, яиц. Вегетарианство - принцип здоровой этики, и оно являлось
краеугольным камнем индийской жизни в течение тысяч лет. Большинство
индуистов (особенно вишнуиты, смартисты, последователи шайва-сиддханты и
вира-шиваизма) являются строгими вегетарианцами. Однако ряд шиваитских и
шактистских (особенно тантристы "левой руки") школ допускают ритуальное
употребление в пищу мяса жертвенных животных. Быть вегетарианцем - значит
соблюдать принцип ненасилия (ахимсы). Вегетарианца принято называть
шакахари. См.: яма-нияма, мамсахари.
Веда. "Мудрость". Мудрые откровения, наиболее авторитетное писание индуизма.
Они, вместе с Агамами, составляют шрути, "услышанное". Веды представляют
собой собрание десятков священных текстов, которые в совокупности известны
как Веда или четыре Веды: Риг, Яджур, Сама и Атхарва. Всего к Ведам
относится 100 тысяч стихов, а также дополняющие их тексты в прозе. Знание,
содержащееся в Ведах, скорее мистическое и сверхсознательное, чем
интеллектуальное. Каждая Веда имеет четыре раздела: Самхиты (собрания
гимнов), Брахманы (руководства для священников), Араньяки (лесные трактаты)
и Упанишады (просветленные беседы). Самхиты и Брахманы (вместе известные
как кармаканда, "раздел ритуала") подробно разбирают космологию
трансцендентно-имманентного Высшего Бытия и систему поклонения посредством
огненной церемонии и воспевания для установления сообщения с богами.
Араньяки и Упанишады (джнянаканда, "раздел знания") объясняют эволюционное
путешествие души, учат йоге и философии и провозглашают возвышенное,
недвойственное осознание судьбой всех душ. Древнейшие части Вед
предположительно составлены за 6 тысяч лет до н. э. и записаны на санскрите
в течение последних тысячелетий, поэтому Веды - самые древние писания мира.