См.: Араньяка, Брахмана, шрути, Упанишад, Веданга.
Веданга. "Член Веды". Шесть отраслей постведических наук, почитаемых как
вспомогательные по отношению к Ведам. Четыре Веданги охватывают вопросы
правильного воспевания Вед. Это: 1) Шикша (фонетика), 2) Чхандас (метр), 3)
Нирукта (этимология), 4) Вьякарана (грамматика). Оставшиеся две Веданги -
это 5) Джйотиша-веданга (астрономия и астрология) и 6) Кальпа-веданга
(процедурный канон), к которой относятся Шраута- и Шульба-шастры
(ритуальные кодексы), Дхарма-шастры (общественный закон) и Грихья-шастры
(домашние кодексы). См.: Кальпа-веданга, Веды и отдельные статьи по
поименованным текстам.
веданта. "Конечная мудрость" или "завершение Вед". Веданта - это система
мышления, воплощенная в Упанишадах (ок. 1500-600 гг. до н. э.), которые
делают конечные выводы к Ведам. За тысячелетия развились многочисленные
школы веданты, от чистого дуализма до абсолютного монизма. Первоначальной
школой является адвайта-ишваравада, она же "монистический теизм", или
панентеизм. Представитель этой школы - Риши Тирумулар (ок. 250 г. до н. э.)
из Нандинатха-сампрадайи, автор книги Тирумантирам, которая является
совершенным обобщением Вед и Агам. Учение Тирумулара - это полное согласие
монизма и дуализма, которое, по заявлению философаи государственного
деятеля д-ра С. Радхакришнана, лучше всего отражает философию Упанишад.
После 700 г. н. э. развилось много других школ веданты, каждая из которых
утверждала себя через письменные комментарии к главным Упанишадам,
Бхагавад-гите и Брахма-сутрам. Брахма-сутры Бадараяны (ок. 400 г. до н. э.)
- это самая ранняя систематизация веданты, но их крайне сжатые афоризмы
трудно понять без комментариев. Во время "схоластической эры" (700- 1700
гг.) появились три основные вариации веданты: 1) адвайта-веданта, или
чистый недуализм, представленный Шанкарой (788-820 гг.); 2)
вишишта-адвайта-веданта, или ограниченный недуализм, наиболее полно
выраженный Рамануджей (1017-1137 гг.); и 3) двайта-веданта, дуализм,
которому учил Мадхва (1197-1278 гг.).
Панентеизм прослеживается в тех ограниченно-недуалистических школах
веданты, которые принимают конечную тождественность души и Бога. Примерами
являются вишишта-адвайта Бхаскары (ок. 950 г.), шуддха-адвайта, или "чистый
недуализм", Валлабхи (ок. 1475-1530 гг.) и, в меньшей степени,
вишишта-адвайта Рамануджи.
Мадхва, дуалист, относится к Брахману как к Личностному Богу. В его
философии вселенная, души и Бог отдельны друг от друга и все реальны.
Рамануджа, ограниченный недуалист, также относится к Брахману как к
Личностному Богу. В его философии Бог не рассматривается отдельно от душ и
мира, поскольку все вместе они образуют единое целое. Мир и души реальны
как тело Бога, и индивидуальная душа чувствует себя частью Бога. Шанкара,
строгий адвайтист, относится к Брахману как к Безличному Богу, Абсолюту.
Шанкара не отрицает существования Личностного Бога (Ишвары), но объявляет
Ишвару настолько же нереальным, насколько нереальны вселенная и
индивидуальность души. Истина в том, что единственная реальность - это
Абсолют, и человек ЕСТЬ этот Абсолют. Для Риши Тирумулара, панентеиста,
существует вечное единство Бога и человека на уровне внутреннего бытия, но
в процессе эволюции души между ними ощущается различие. В конце концов это
различие растворяется в единстве. Таким образом, существует совершенно
безначальное единство и временное различие, которое находит свое разрешение
в совершенной финальной идентичности.
Другими важными школами веданты являются двайтадвайта, "дуальный
Недуализм", Нимбарки (ок. 1150 г.) и ачинтья-бхедабхеда, "невообразимое
различие-неразличие", Чайтаньи (1485-1534).
Веданта является одной из шести классических философий (шад-даршана) наряду
с ньяей, вайшешикой, санкхьей, йогой и мимансой. Веданту также называют
уттара-мимансой, "верхним или поздним исследованием", в отличие от
пурвамимансы, которая занимается исключительно ранними частями Веды. См.:
адвайта-ишваравада, двайтадвайта, Мадхва, панентеизм, Рамануджа,
Тирумантирам, Шанкара.
Веданта Дешикар (1268-1369). Тамильский ученый и поэт, основатель
вишнуитской секты вадагалай, центр которой находится в Канчипураме.
Веданта-сутра. См.: Брахма-сутра.
ведачарья. "Знаток Вед". Почетный титул, присваиваемый обычно ученым
брахманам (пандитам), теологам и другим знатокам санскрита и ведических
писаний.
ведическо-агамический (ведийско-агамический). Опирающийся на авторитет и
Вед, и Агам как двух типов шрути, священных богооткровенных писаний
индуизма, представляющих собой два параллельных потока в единой традиции и
истории. Различие между ведантой (ведической традицией) и сиддхантой
(традицией Агам) традиционно описывается следующим образом. В то время как
Веды описывают человека, взирающего на Бога, Агамы рисуют несколько иную
картину, когда Бог Сам смотрит на человека, желая помочь ему. Примечателен
тот факт, что Веды возвещены устами риши, а тексты Агам дарованы Богом или
Богиней. См.: шрути.
вель (тамил.), шула (санскр.). "Копье". Символ божественной власти Господа
Карттикейи как Владыки йоги и предводителя воинства дэвов.
ветти (тамил.). От санскритского вештана, "опоясывание". На хинди - дхоти.
Длинный, некроеный кусок ткани, носимый наподобие юбки мужчинами на юге
Индии и в Шри-Ланке. Существуют различные варианты ношения ветти.
вибхути. "Могущество; сила". Священный пепел, получаемый либо из просеянной
золы (бхасмы), оставшейся после яджни, или агнихотры, либо приготовленный
сжиганием высушенного коровьего помета с добавлением молока, меда, гхи и
некоторых ароматических веществ с последующим освящением в ритуале пуджи.
Символизирует чистоту и является одним из самых священных для всех шиваитов
атрибутов служения Шиве. Шиваиты (а также шактисты и большинство
смартистов) наносят священным пеплом на лоб три горизонтальные полосы -
трипундру, шиваитскую тилаку. Вибхути также символизирует сиддхи,
мистические силы, развивающиеся от практики йоги и аскетизма. Третья часть
Йога-сутры Патанджали, описывающая сиддхи, носит название Вибхути-пада. Для
вира-шиваитов вибхути является однойиз восьми аваран. См.: тилака,
трипундра, ашта-аварана, вира-шиваизм.
виваха. "Бракосочетание". Одна из самскар. См.: самскара.
Вивека-мартанда. Философский трактат шиваитской школы сиддха-сиддханта,
приписываемый Горакшанатхе (ок. 900 г.).
Вивекананда, Свами (1863-1902). Ученик Шри Рамакришны, всю жизнь движимый
горячей любовью к индуизму и миссионерским пылом. Наиболее примечательным
из его деяний было кругосветное путешествие, во время которого он давал
блестящие лекции в Европе и Америке, породившие уважение к индуизму. В
Индии он основал Миссию Рамакришны, которая сегодня имеет более 100 центров
по всему миру и около 1000 санньясинов. Ему, наряду с Тагором, Ауробиндо,
Радхакришнаном и др., принадлежит заслуга инициирования современного
возрождения индуизма. См.: джняна-йога, Рамакришна.
Вивека-чудамани. "Драгоценность различения". Известное произведение Шанкары
(788-820) о духовной дисциплине и различении между реальным и нереальным
как пути к Богу.
Вигхнешвара. "Владыка препятствий". Имя Господа Ганеши, указывающее на Его
власть устранять и создавать препятствия, чтобы вести души по правильному
пути. См.: Ганеша.
видехамукти. "Освобождение, достигаемое вне тела". Избавление от
перерождений через нирвикальпа-самадхи, достигнутое в момент смерти. См.:
дживанмукти, кайвалья, мокша, нирвикальпа-самадхи.
Виджаянагар(а). "Город победы". Название города и последней индуистской
империи, центр которой был расположен на территории современного штата
Карнатака. Ее влияние простиралось до Малайи и Индонезии. Расцвет империи
приходится на промежуток с 1336 по 1565 гг., после чего она начинает
приходить в упадок под ударами мусульманских завоевателей. Огромное
значение Виджаянагара состоит в том, что это государство предотвратило
окончательное завоевание и опустошение юга Индии мусульманами.
виджнянамайя-коша. "Слой сознания". Ментальный или интуитивно-сознательный
слой души. См.: душа, коша, ментальное тело.
видья. "Знание". От корня вид, "знать", от которого также образовано слово
Веда. Сила и способность понимать высшие истины, обретаемая через обучение
и медитацию как милость Бога и гуру. Противостоит авидье, неведению. См.:
авидья.
Винаяка. "Устранитель". Имя Господа Ганеши как устранителя препятствий
(иногда с добавлением впереди слова вигхна, "препятствие"). См.: Ганеша.
Винаяка Ахаваль (тамил.). "Гимн Винаяке". Знаменитая тамильская поэма-гимн в
честь Ганеши, написанная в VIII-ом веке женщиной-святой Аувайяр.
Винаяка Вратам. 21-дневный праздник в честь Господа Ганеши, начинающийся в
день полнолуния в ноябре-декабре. Важный праздник в Тамилнаде и у
тамильской диаспоры. В храмах Ганеши проводятся особые пуджи, и преданные
приносят обеты (врата) - например, посещать ежедневную пуджу или поститься,
принимая пищу только один раз в день. См.: Винаяка.
вира-шиваизм. Другое название - лингаята-шиваизм. Одна из шести основных
школ шиваизма. Стала распространенной благодаря Басаванне (XII в.). Имеет
около 10 млн. последователей, в основном в индийском штате Карнатака. См.
Приложение 2.
висарджана. "Отбытие; отделение". Ритуальная церемония отсоединения энергии
(прана-шакти) присутствия Божества от почитавшегося в пудже образа (мурти).
Важный элемент агамического ритуала. См.: Ганеша Чатуртхи.