витала. Область гнева и ненависти. Вторая чакра ниже муладхары, связанная со
вторым астральным нижним миром, известном как Авичи ("безрадостный"), или
Витала. См.: чакра, лога, нарака.
вишваграса. "Полное поглощение вселенной". Конечное погружение души в Шиву
как итог ее духовной эволюции. Это представляет собой высшее единение тела
индивидуальной души с телом Шивы, Парамешвары, в Шивалоке, где душа и была
изначально порождена. При этом четыре внешние оболочки души -
аннамайя-коша, пранамайя-коша, маномайя-коша и виджнянамайя-коша -
прекращают существовать, а анандамайя-коша, тело самой души, погружается в
Изначальную Душу, т. е. Шиву. См.: атман, эволюция души, самадхи, душа.
вишишта-адвайта. "Ограниченный недуализм". Ведантическая философия,
недуалистическая в том смысле, что, согласно ей, предельная истина или
реальность одна и души фактически являются частью Бога. "Ограниченность" же
ее - в том, что души понимаются как полностью единые с Богом, но не
тождественные. Этот полный союз - не совсем то же самое, что адвайтическое
полное растворение в Боге. См.: веданта, шива-адвайта.
Вишну. "Всепронизывающий". Всевышний Бог вишнуитской религии. Бог как
личностный Господь и Создатель, вселюбящая Божественная Личность, которая
периодически воплощается и проживает полностью человеческую жизнь для
восстановления дхармы, когда это необходимо. В шиваизме Вишну является
одним из аспектов Шивы (Хранителем). См.: вишнуизм.
вишнуизм, вайшнавизм (санскр. вайшнава-дхарма). Одна из четырех основных
деноминаций индуизма, к которой принадлежит около половины из миллиарда
индуистов. Вишнуиты почитают Господа Вишну как личностного Бога, Его
инкарнации и их спутниц. Учение об аватарах, особенно важное для вишнуизма,
утверждает, что Бог периодически рождается как человек для восстановления в
мире дхармы. Разные писания насчитывают 10, 22, 34 или больше аватар Вишну.
Особо чтимыми аватарами являются Рама и Кришна. Последней аватарой будет
Калки, возвестник золотого века на земле. Вишнуизм ставит личностный аспект
Бога выше безличного и считает бхакти (преданность Богу) истинным путем к
спасению. Цель вишнуита - достижение мукти, определяемого как блаженная
вечная близость души к Богу в Вайкунтхе, раю. Из вишнуитских писаний
важнейшими являются Вайшнава-агамы, бхагавад-гита и Бхагавата-пурана
(Шримад-Бхагаватам). Из древнейших школ можно назвать секты паньчаратра и
бхагавата. Пять главных современных школ (основанных между 1000 и 1500 гг.)
происходят от Рамануджи, Мадхвы, Нимбарки, Валлабхи и Чайтаньи. С
философской точки зрения они занимают диапазон от чистого дуализма Мадхвы
до возвышенного монистического видения Валлабхи.
вишуддха-чакра. "Круг чистоты". Пятая чакра. Центр божественной любви. См.:
чакра.
внутреннее поклонение. Йога. Поклонение или контакт с Богом и богами больше
через медитацию и созерцание, чем через внешний ритуал. Это путь йоги,
предписанный чарья- и крия-падами. См.: йога, медитация, пада.
возлияние. Церемония жертвоприношения или предложения, выполняемая для Бога
или гуру. См.: жертвоприношение, яджня.
врата. "Обет". Обещание, обязательство, часто - религиозного содержания:
выполнять определенные практики (например, покаяние, пост, раздачу
милостыни, повторение особых мантр, пуджу, хому или медитацию) на
протяжении некоторого периода времени, пожизненно или по случаю праздника.
Враты варьируют от простейших обещаний бытового характера до неотменимых
клятв перед Богом, богами, гуру и общиной и имеют целью получение
благословения или сиддхи. См.: санньяса-дикша, Винаяка-вратам.
вритти. "Водоворот". В йогической психологии - название колебаний сознания,
волн ментальных действий (читта-вритти) мышления и восприятия. У Патанджали
в Йога-сутрах (1.2) сказано: "Йога есть ограничение (ниродха) ментальной
деятельности (читта-вритти)". В обычном употреблении вритти означает: 1)
ход действия, способ жизни; поведение; способ делать что-то; 2) модус
бытия, природа, тип, характер. См.: раджа-йога.
Высшее "Я". См.: Самость.
Вьягхрапада (ок. 200 г. до н. э.). "Тигровая лапа". Известный сиддха из
Нандинатха-сампрадайи, ученик Махарши Нандинатхи и соученик риши Тирумулара
и Патанджали. Совершил паломничество из Кашмира на юг и основал в Тамилнаде
храм Шивы Чидамбарам. См.: Кайласа-парампара.
Вьякарана-веданга. Вспомогательные ведические тексты по санскритской
грамматике, одному из четырех искусств, необходимых для овладения Ведами и
ритуалами-яджня. Вьякарана буквально означает "разделение" или
"разъяснение". Наиболее известный из вьякаранических трудов - Аштадхьяйи
Панини (ок. 400 г. до н. э.) из 4000 сутр. В нем устанавливаются
лингвистические стандарты классического санскрита. См.: Веданга.
Г
Гаятри. 1) Стихотворная форма, древний метр из 24 слогов, обычно
группирующихся трижды по восемь слогов. От гайя, "песня". 2) Ведическая
Гаятри-мантра, персонифицируемая как Богиня, мать четырех Вед.
Гаятри-мантра. 1) Известная ведическая мантра, используемая в пудже и для
личного воспевания: Ом (бхур бхувах свах) татсавитур вареньям | бхарго
дэвасья дхимахи | дхийо йо нах прачодаят ("[О божественные существа всех
трех миров,] мы медитируем на величественном сиянии божественного
Животворителя. Да просветит Он наши умы." - Ригведа, 3.62.10). Этот
священный стих также называется Савитри-мантрой, поскольку он адресован
Савитри, Солнцу как Создателю, и считается универсальной мистической
формулой, настолько важной, что еще одно название этой мантры - Ведаматри,
"Мать Вед". 2) Любая из класса специальных тантрических мантр-гаятри.
Каждая посвящается конкретному божеству. Гаятри-мантра Шивы, например,
звучит так: Трьямбакам яджамахе сугандхим пуштивардханам | урварукамива
бандханан мритйормукшийя мамритат ("Мы преклоняемся перед благоуханным
Трехглазым, несущим благо. Да освободимся мы от оков смерти, как огурец от
своего стебля, ради бессмертия".). Это известный стих из Яджурведы (из
раздела Рудранамака, или Шри-Рудрам), считающийся важнейшей мантрой
поклонения Шиве и использующийся во всех шиваитских ритуалах.
гана. "Множество, войско; большой отряд последователей или слуг" (обычно
употребляется во множ. числе). Войско полубогов, слуг Господа Шивы, под
надзором Господа Ганеши. См.: Ганапати, Ганеша.
Ганапати. "Предводитель ганов". Одно из имен Ганеши. См.: гана.
Ганапати-упанишад. Поздняя Упанишада, посвященная Господу Ганеше и не
связанная ни с какой Ведой. Время составления неизвестно. Главное писание
ганапатьев, малой индуистской секты, которая почитает Ганешу как Всевышнего
Бога и наиболее распространена в индийском штате Махараштра.
ганачара. "Путь общности". Приверженность общине преданных. Один из пяти
важнейших этических принципов вира-шиваизма. Также имя известного
вира-шиваитского святого. См.: паньча-ачара, вира-шиваизм.
Ганг(а). Самая священная из индийских рек общей протяженностью 1557 миль,
берущая исток в Гималаях чуть выше Хардвара, где она известна как
Бхагиратха, и затем сливающаяся с подземной Сарасвати в районе Алаканады (с
этого места она уже называется Гангой (в европейских языках - Ганг). Далее
река течет на юго-восток, пересекая густонаселенную Гангскую равнину,
сливаясь со своей сестрой Ямуной (Джамной) в Праяге (Аллахабаде) и впадая,
наконец, в Бенгальский залив.
Ганди, Мохандас Карамчанд ("Махатма") (1869-1948). Индийский националист и
индуистский политический активист, разработавший стратегию
ненасильственного неподчинения, вынудившую христианскую Великобританию дать
Индии независимость в 1947 г.
Гандхарваведа. "Наука музыки". Класс древних текстов по музыке, пению и
танцам. Упаведа Самаведы. См.: Упаведа.
Ганеша. "Господь суждений", от ган, "считать, вычислять, думать", и Иша,
Господь. Альтернативный перевод: "Владыка свиты (гана)", то же, что
Ганапати. Он также - Господь препятствий (Вигхнешвара). Ганеша - махадэва,
слоноликое божество, любимое и почитаемое индуистами всех сект за Его
великую мудрость, к которому обращаются перед любым начинанием, поскольку
Он знает все подробности кармы каждой души и совершенный путь дхармы,
который делает действие успешным. Он восседает в муладхара-чакре и легко
доступен. Господа Ганешу иногда отождествляют с ведическим богом Брихаспати
("Господом молитвы"). См.: гана, Ганапати, Махадэва.
Ганеша Висарджана. "Отбытие Ганеши". Шествие, обычно происходящее на 11-й
день праздника Ганеша-чатуртхи. В ходе шествия изготовленные специально для
этого случая мурти Ганеши церемонно погружают в водоем и оставляют там для
растворения. Это символизирует растворение Ганеши в океане сознания.
Ганеша Чатуртхи. День рождения Господа Ганеши, десятидневный праздник в
августе-сентябре, кульминацией которого является зрелищное шествие, Ганеша
Висарджана. Это время, когда все индуисты радуются и поклоняются вместе.
гарбхадхана. "Помещение зародыша". Одна из 10 важнейших самскар. Таинство
освящения зачатия. См.: самскара.
гарбхагриха. "Внутреннее помещение". Святое святых индуистского агамического
храма, где устанавливается важнейшая святыня (мурти или Шивалингам). Обычно
это небольшое пещерообразное помещение без окон с единственным входом, куда
могут входить лишь священнослужители. См.: храм.
Гаргья. Один из известных учеников садгуру Лакулиши. См.: Лакулиша.
Гаутама. 1) Основатель индуистской философской школы ньяя, автор Ньяя-сутр.
2) Будда (Сиддхартха Гаутама). См.: Будда, буддизм, шад-даршана.