Гималайская Академия (англ. Himalayan Academy). Просветительская и
издательская организация Церкви шайва-сиддханты, основанная Садгуру Шивайей
Субрамуниясвами в 1957 г. Цель "Академии" - служение индуизму во всем мире
и распространение учений Санатана Дхармы посредством
учебно-исследовательских программ, издания книг и других публикаций, в том
числе ежемесячной газеты "Хиндуизм тудэй". См.: Субрамуниясвами, Хиндуизм
тудэй.
го. Корова. Почитается индуистами как священное животное и как "одна из
матерей человека". Также рассматривается как одно из проявлений
Богини-Матери в аспекте богини земли.
гоминиды. От латинских слов hominis, "человек", и eidos, "вид".
Биологическое семейство отряда приматов, включающее как ископаемого
человека (питекантропа, синантропа и неандертальца), так и современных
людей.
гопура(м). Башня при входе в южноиндийский храм, нередко весьма высокая и
обильно украшенная статуями и орнаментом. См.: храм.
Горакшанатха (ок. 950 г.). Великий мастер сиддха-йоги из
Адинатха-сампрадайи. Самый выдающийся гуру сиддха-сиддхантистского
шиваизма. Путешествовал и провозглашал величие Шивы по всей северной Индии
и в Непале, где его и его гуру, Матсьендранатху, до сих пор чтят. См.:
сиддха-сиддханта, хатха-йога.
Горакшанатха-шиваизм. См.: сиддха-сиддханта.
Горакшапантха. "Путь Горакшанатхи". См.: сиддха-сиддханта.
Горакшашатака. Текст, принадлежащий Горакшанатхе. Как и
Сиддха-сиддханта-прадипика, превозносит путь "йоги Шивы", т. е.
хатха-кундалини-йоги, придающей особое значение контролю над телом и умом,
пробуждению высших чакр и системы -"нервов"-нядм и ставящей целью
реализацию Абсолюта и утвержденность в сахасрара-чакре в совершенной
тождественности с Шивой. См.: Горакшанатха, сиддха-сиддханта.
готра. "Коровник". Семейно-клановая линия, или субкаста, происходящая от
какого-либо риши или садгуру и носящая его имя. Первоначально это слово
означало несколько семей, пользующихся одним коровником. См.: каста, джати,
варна-дхарма.
грантха. "Узел". Общепринятое в индуизме название для старинных книг
(особенно манускриптов, написанных на пальмовых листьях), листы которых
были скреплены особыми узлами и стержнями. К священным книгам индуисты
всегда относятся с особым почтением, никогда не кладут их на пол, делая
иногда даже предметом религиозного почитания в ходе пуджи. Грантха означает
также один из древних видов письменности, распространенных в южной Индии.
См.: олай, шастра.
грех. Намеренное нарушение божественного закона. Индуизм рассматривает грех
не как преступление против Бога, но как акт, направленный против дхармы
(морального порядка) и собственного "Я" того, кто грешит. Для молодых душ
естественно совершать неправильные действия, поскольку они живут во тьме
неведения (авидьи). Грех - это адхармический способ действия, который
автоматически влечет за собой негативные последствия. Термин грех, как и
его санскритские соответствия, несет в себе два оттенка смысла: 1)
неправильное действие, 2) негативные последствия неправильного действия. В
санскрите неправильное действие обозначается несколькими терминами, в
частности патака (от пат, "падать"), папа, энас, килбиша, адхарма, анрита и
рина ("нарушать" в смысле "избегать"). Последствия греха называются папа и
иногда рассматриваются как вязкая астральная субстанция, которая может быть
растворена при помощи покаяния (праяшчитта), аскезы (тапас) и благих деяний
(сукритья). Эту астральную субстанцию можно физически увидеть во
внутренней, подсознательной ауре индивидуума. Примечательно, что папа
накапливается в ауре и при ненамеренных, совершенных по незнанию нарушениях
дхармы, которые называются апарадха (ошибка, вина).
грех изначальный (первородный): доктрина авраамических религий (иудаизм,
христианство, ислам), согласно которой каждая душа рождается во грехе в
результате непослушания Адама Богу в Эдемском саду. Иногда проводится
ошибочная аналогия с шайва-сиддхантистским понятием трех мал, особенно с
анавой. См.: паша.
грех смертный: согласно некоторым теологиям, бывают настолько ужасные грехи,
что их искупить невозможно, и в этом случае душа бывает обречена вечно
страдать в аду. В индуизме понятия изначального и смертного греха
отсутствуют. См.: аура, зло, карма, папа.
грихастха. "Домохозяин; домовладелец". Мирянин, обладающий семьей и личной
собственностью (в форме недвижимости). См.: грихастха-ашрама,
ашрама-дхарма.
грихастха-ашрама. "Стадия жизни в качестве домохозяина". См.: ашрама-дхарма.
грихастха-дхарма. "Закон домохозяина". Обязанности и предписания,
регулирующие семейную жизнь индуиста-мирянина. Образ жизни грихастхи
начинается сразу же после периода брахмачарьи. Дхармашастры и Грихья-сутры
описывают подробно основные правила жизни грихастхов. Сама жизнь
рассматривается в индуизме как джива-яджня, "самопожертвование", как один
из способов служению Богу. Домохозяин стремится осуществить в своей жизни
четыре пурушартхи, "цели человеческого существования" : праведность
(дхарму), благополучие (артху), наслаждение (каму) и духовное освобождение
(мокшу). Забота о себе и о своей семье - центральная, но не единственная
обязанность грихастхи. Грихастхи должны поддерживать устои религии,
сооружать храмы, монастыри и другие религиозные учреждения, поддерживать
монашествующих аскетов и следовать наставлениям учителей. Они должны
почитать старших и практиковать благотворительность по отношению к бедным и
бездомным. Разумеется, обязанности мужа и жены различаются. Тирукурал
описывает в качестве ежедневных обязанностей домохозяина служение Богу,
предкам, гостям, детям и самому себе. Дхармашастры упоминают еще ежедневные
жертвоприношения риши, предкам, богам, людям и низшим созданиям. См.:
грихастха, брихат-кутумба, яджня.
грихешвара и грихини. От гриха, "дом". Хозяин и хозяйка дома.
Грихья-сутры (-шастры). "Правила для домохозяина". Важный раздел
классической литературы смрити, посвященный правилам и обычаям домашней
жизни, включая переходные ритуалы и другие домашние церемонии, которых
придерживаются и сегодня очень многие. Являются частью Кальпа-сутр, или
Кальпа-веданги, в которую также входят Шраута- и Шульба-шастры, посвященные
публичным ведическим ритуалам, и Дхарма-шастры (или -сутры), посвященные
домашнему и общественному праву. Наиболее известными из Грихья-сутр
являются Ашвалаяна-грихья-сутры Ригведы, Гобхила-сутры Самаведы и
Параскара- и Баудхаяна-сутры Яджурведы. См.: Кальпа-веданга, Веданга.
Гуджарат. Штат на западе Индии. Столица - Ахмадабад, население - 40 млн.
чел., площадь - 75,670 кв. миль.
гуна. "Качество". Гуны являются составляющими принципами пракрити, первичной
природы. Гун всего три: 1) саттва: "чистота", качество покоя, прозрачности,
всепроницающее и отражающее свет Чистого Сознания.; 2) раджас: "страсть",
присущая энергии, движению, действию, эмоциям, жизни.; 3) тамас: "тьма",
инерция, плотность, сила сжатия, сопротивления и распада. Гуны -
неотъемлемая часть индуистского мышления, особенно важная в аюрведе и
искусствах. Все вещи и личности суть комбинации этих качеств природы.
гуркха. Народность в Непале. Славятся как искусные воины.
гуру. "Весомый", т. е. имеющий великое знание и мастерство. Учитель или
наставник в любой дисциплине: музыке, танце, скульптуре, но особенно в
религии. Для ясности этот термин часто имеет качественную приставку,
например кулагуру (семейный учитель), винагуру (учитель игры на вине,
струнном инструменте) или садгуру (духовный наставник). Согласно
Адваятарака-упанишад (14-18), гуру означает "рассеивающий (гу) тьму (ру)".
См.: садгуру.
гуру-бхакти. Преданность учителю. Ученик должен видеть в гуру свое
собственное высшее "Я". Привлекаясь внутренней святостью и мудростью
учителя, ученик постепенно развивается до того уровня душевного покоя и
просветленности, на котором находится его учитель. Преданность гуру
проявляется через послушание, медитацию на его образ или стопы, а также
через следование его указаниям. См.: гуру, садгуру, Куларнава-тантра,
гуру-шишья система.
Гуру-гита. "Песнь о гуру". Популярный отрывок (352 стиха) из Сканда-пураны,
в котором Господь Шива рассказывает Парвати об отношениях гуруи ученика.
См.: гуру.
Гуру-джаянти. День рождения наставника, ежегодно отмечаемый преданными. В
ходе праздника обычно выполняется падапуджа, ритуальное омовение его ног.
Если гуру не присутствует физически, пуджа выполняется перед его "святыми
сандалиями" (шри падука), которые представляют гуру и содержат его
вибрации.
Гурудэва. "Божественный учитель". Почтительный титул садгуру и гуру. См.:
садгуру, гуру.
гурукула. Буквально "семейство гуру". Учебный центр, где обучаются (и часто
живут) мальчики-брахмачарины под непосредственным руководством гуру. См.:
гуру, брахмачари(н).
гуру-парампара. "Преемственность учителей". Линия мистических знаний, опыта
и духовной силы (шактипата), идущая от учителя к учителю и передаваемая в
ходе посвящения. См.: сампрадайя.
ГуруПурнима. День июльского полнолуния, в который индуисты заново посвящают
себя тому, что представляет для них их гуру.
гуру-шишья система. Важная образовательная система индуизма, в которой
учитель (гуру) передает свои знания и традиции ученику (шишье). Знание,
будь то ведическо-агамическое искусство, архитектура или духовность,
передается посредством развивающих отношений между гуру и учеником.