Основной принцип этой системы - в том, что знание, особенно тонкое или
возвышенное знание, лучше всего передается при крепких человеческих
отношениях, основанных на идеалах уважения, усердия, преданности и
послушания со стороны ученика. При персональном постепенном обучении ученик
может овладеть всем тем знанием, которое воплощается в гуру. См.: гуру,
гуру-бхакти, садгуру.
Гуха. "Внутренний". Эпитет Карттикейи. От гуха, "пещера". См.: Карттикейя.
Гухаваси Сиддха (ок. 675 г.). Гуру из Центральной Индии, которому
приписывается заслуга утверждения шайва-сиддханты в этом регионе на
полностью санскритской основе. Гухаваси буквально означает "обитатель
пещер"; это также одно из имен Господа Шивы.
Гухешвара. "Повелитель пещер; Владыка тайных мест". Одно из имен Бога Шивы,
имеющее эзотерическое значение: "Пребывающий в тайнике сердца всех
существ".
гханта. Колокольчик. Важная принадлежность в индуистском богослужении
(пудже). Звон колокольчика отпугивает асуров и привлекает дэвов. См.:
пуджа.
Гхеранда-самхита. Вишнуитское руководство по хатха-йоге (ок. 1675 г.),
авторитетное и сегодня. Представлено как диалог мудреца Гхеранды с
учеником. См.: хатха-йога.
гхи (хинди). На санскрите - гхрита. Очищенное топленое масло. Используется
для жертвенного возлияния в священный огонь во время яджни и для храмовых
лампад. Широко применяется также в индийской кухне и в аюрведе. См.: яджня.
Д
дайя. "Сострадание". Одна из добродетелей. См.: яма-нияма.
Дакшинамурти. "Форма, смотрящая на юг". Господь Шива, изображаемый сидящим
под деревом пиппала и в молчании обучающим четырех риши у Его ног.
дампати. "Хозяин дома". Домохозяин, мирянин-грихастха. См.: грихастха,
грихастха-дхарма.
дана. "Давание". Жертвование на святые дела и раздача милостыни. Одна из
добродетелей. См.: яма-нияма.
данда. "Посох, подпорка". Посох садху или санньясина, представляющий тапас,
который он принял в качестве единственной поддержки, а также оживление
сушумны и последующую Реализацию, которой он ищет. См.: садху, санньясин.
дао (кит.). "Путь; бытие; закон; реальность". Естественный, непостижимый и
неизменный принцип всех изменений, в гармонии с которым человеку необходимо
пребывать. Центральное понятие даосизма, близкое индуистскому понятию
рита-дхармы. См.: дхарма.
Дарвина теория. Теория биологической эволюции, разработанная Чарльзом
Дарвином (1809-1882), согласно которой растительные и животные виды
развились от более ранних форм жизни благодаря естественному отбору и
наследственному закреплению постоянно эволюционирующих видовых признаков,
что делает живые организмы более приспособляемыми к меняющимся условиям
среды и способствует их выживанию. Не следует путать дарвиновскую теорию
эволюции с учением об эволюции души. См.: эволюция души, нечеловеческое
рождение.
даршана. 1) "Видение, взгляд". Видение Божественного. Удерживание
внутреннего или внешнего зрения на храмовом образе, святой личности или
святом месте с интенсивным стремлением установить контакт и получить
милость и благословение. Даже созерцание фотографии в должном состоянии
духа может быть формой даршаны. Преданный стремится не только увидеть
Божественное, но также и быть увиденным, покорно встать под просветленным
святым взглядом - хотя бы на миг, как, например, в переполненном храме,
когда тысячи поклоняющихся быстро проходят перед образом Господа на алтаре.
Глаза - это мистическое место, через которое происходит обмен энергией.
Говорится, что боги и гуру "дают" даршану, а преданные ее "получают". Этот
прямой и личный двусторонний контакт является очень важным и желанным
опытом в индуистской религии. 2) "Точка зрения". Учение, философия,
философская школа. См.: шад-даршана.
даса-марга. "Путь слуги". См.: пада.
даурманасья. Страдания, сомнения, печали и депрессия, терзающие ум.
дашама-бхага-врата. "Обет десятой части". Религиозный обет регулярного
ежемесячного жертования десятины (десятой части всех доходов) на святые
дела - на нужды храма, монастыря или общины. Обет может быть дан пожизненно
или только на определенный срок жизни ради снискания благословения
учителей, священников и милости Бога и богов. См.: дашамамша.
дашамамша. "Десятая часть; десятина". Традиционная индуистская практика
жертвования одной десятой части доходов религиозным институтам (храмам,
монастырям, общинам и т. п.). В древние времена была известна в Тамилнаде
как макимай. См.: дашама-бхага-врата, пурушартха, жертвование.
дашанами. "Десять имен". Десять монашеских орденов, организованных Ади
Шанкарой (ок. 800 г.): Аранья, Вана, Гири, Парвата, Сагара, Тиртха, Ашрама,
Бхарати, Пури и Сарасвати. Каждый из санньясинов носит имя своего ордена,
причем к религиозному имени часто добавляется "ананда". Например, Рамананда
Тиртха (личное религиозное имя Рамананда + орденское имя Тиртха). Традиция
связывает каждый из орденов с одним из главных шанкарачарья-питхов. См.:
Смарта-сампрадайя.
ДаянандаСарасвати,Свами(1824-1883). Основатель индуистского реформаторского
движения "Арья Самадж" (1875), ратовавшего за возвращение к ценностям и
практикам Вед. Автор труда Сатья-пракаш ("Прояснение Истины").
двайта-веданта. "Дуалистическая веданта". Ведантистская школа, основанная
средневековым индуистским теологом Мадхвой. См.: двойственность, плюрализм,
плюралистический реализм, анекавада, двайта-адвайта, Мадхва.
двайта-адвайта. "Дуально-недуальный; двойственность и недвойственость".
Термины двайта и адвайта определяют два конца широкого спектра индуистских
философий. Двайта: учение дуализма, согласно которому реальность состоит из
двух элементарных принципов, сущностей, субстанций. Бог и душа, например,
видятся как вечно разделенные. Плюрализм: форма дуализма, которая
предполагает три или больше вечно разделенных реальностей, например Бог,
души и мир. Адвайта: учение недуализма или монизма. Реальность имеет только
одну субстанцию, Бога, без независимых частей. Монистический теизм
(двайта-адвайта или адвайта-ишваравада): биполярное мировоззрение,
охватывающее как монизм, так и дуализм. См.: анекавада, монистический
теизм, плюралистический реализм.
двайта-сиддханта. Школы шайва-сиддханты, которые постулируют Бога, душу и
мир как три вечно различные и отдельные реальности.
дверь Брахмана (санскр. Брахмарандхра). Другое название - нирвана-чакра.
Отверстие в макушке головы, устье сушумна-нади, через которое Кундалини
входит в конечную Самореализацию, а дух покидает тело при смерти. Только
подлинно чистый дух покидает тело таким способом. См.: джняна, Кундалини.
двойственность (санскр. двайта). Синонимы - дуализм, дуальность.
Поверхностное восприятие мира, когда все его составляющие кажутся
отдельными и противоположными вещами и явлениями. Состояние двойственности
сознания характерно для непросветленного индивидуума. Ряд философских и
религиозных учений привносят двойственный взгляд на реальность в сферу
духовного знания и практики и учат о Боге, мире и душах как об отдельных
реальностях. См.: двайта-веданта, плюрализм, двайта-адвайта.
деизм. Любое учение о существовании Бога, основанное на чисто рациональных,
логических предпосылках. В XVII-XVIII вв. такой религии следовали многие, в
том числе отцы-основатели Соединенных Штатов Бенджамин Франклин и Томас
Джефферсон. Согласно деистическим учениям, Бог создал мир и его
естественные законы, но не участвует в его функционировании.
деноминация (лат.). Конкретная религиозная организация, церковь или общество
с собственными вероучением и практикой.
деха. "Тело". От корня дех, "меняться, подвергаться изменениям, быть
пластичным". Термин, используемый Упанишадами, трактатами по йоге и
аюрведе, а также Агамами, Тирумантирам и другими писаниями, согласно
которым существуют три тела: грубое, или физическое (стхула), астральное,
или тонкое (сукшма), и причинное (карана). Синоним - шарира. См.: шарира.
Джабала-упанишад. Относится к Атхарваведе. Краткое писание, посвященное
духовному постижению, достигаемому в состоянии отречения, санньясы. См.:
Упанишад.
Джагадачарья. "Мировой учитель". Титул, присвоенный в 1986 г. Всемирным
Религиозным Парламентом в Нью-Дели пяти мировым духовным лидерам, наиболее
активным в распространении индуизма за пределами Индии. Ими стали: Свами
Чинмайянанда (Миссия Чинмайи, Индия), Садгуру Шивайя Субрамуниясвами
(Церковь шайва-сиддханты и Гималайская Академия, США), Йогирадж Амрит Десаи
(Центр Йоги Крипалу, США), Пандит Тедж Рамджи Шарма (Непали Баба, Непал) и
Свами Джагпурнадас Махарадж (Маврикий).
Джаймини. Основатель миманса-даршаны. См.: шад-даршана.
Джайминийя-брахмана-упанишад(а). Философская беседа из Самаведы, посвященная
смерти, переходу в другие миры и реинкарнации. См.: Упанишад.
джайнизм. Древняя неведическая религия Индии, ставшая известной благодаря
учению Махавиры, "великого героя" (ок. 500 г. до н. э.). Джайнские Агамы
учат почтению ко всякой жизни, вегетарианству и строгому отречению для
аскетов. Джайны придают огромное значение тому факту, что все души могут
достичь освобождения, каждая своими усилиями. Они поклоняются своим
историческим святым, тиртханкарам ("перешедшим через брод"), из которых
Махавира был 24-м и последним. Сегодня джайнов около шести миллионов,
преимущественно в Индии.
джаналока. "Мир созданий, или освобожденных смертных". Третий высший из семи