Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 85 из 119)

Для этого он создал трех "умом-рожденных" сыновей - Трьямбака должен был

распространять адвайту, Шринатха - учить монистическому теизму, а Амардака

- дуализму.

Дурга. "Недостижимая" или "непостижимая". Форма Шакти в Ее одновременно

милостивом и ужасающем аспекте. Обычно изображается десятирукой и

восседающей на льве. Ей, победительнице демонов, поклоняются во время

ежегодного праздника, называемого Дурга Пуджа, который особенно популярен у

бенгальцев. Дурге возносят молитвы о даровании силы, здоровья и удалении

всего нечистого. См.: Шакти, шактизм.

душа. Подлинная сущность человека, в отличие от тела, ума и эмоций. Душа -

известная как атман или пуруша - имеет два аспекта: форму или тело души и

собственно душу (хотя многие тексты употребляют слово душа только по

отношению к внутренней сущности души). Сущность или ядро души: самое

внутреннее и неизменное существо человека - Чистое Сознание (Парашакти или

Саччидананда) и Абсолютная Реальность (Парашива). Эта сущность никогда не

была создана, не изменяется и не эволюционирует и вечно тождественна

совершенствам Бога Шивы - Парашакти и Парашиве. Тело души: анандамайя-коша

("оболочка блаженства"), или "причинное тело" (карана-шарира), или "тело

света". Тело души, или духовное тело, обозначает проявленую природу души

как индивидуального существа - сияющую человекоподобную форму, состоящую из

света. Это не тело в смысле оболочки или сосуда для чего-то еще. Духовное

тело и есть сама душа. Это эманационное творение Бога Шивы, которому

суждено однажды снова раствориться в Нем. Тело души развивается вместе с

сознанием, становясь более и более утонченным. Жизненный опыт на всех

планах сознания является "пищей для души", уроками, которые поднимают ее

уровень разумности и божественной любви. Очень утонченные души, будь то

воплощенные или в развоплощенном (аджива) состоянии, являются живым

изобретательносозидательным разумом и излучают свет и энергию. См.: атман,

эволюция души, коша, Парашакти, Парашива, пуруша, Саччидананда.

Дхаммапада. Священная книга буддизма. См.: буддизм.

Дханурведа. "Наука стрельбы из лука". Класс древних текстов по военным

искусствам. Учит концентрации, медитации, хатха-йоге и т. д. как составным

частям военной науки. Упаведа Яджурведы. См.: Упаведа.

дхарана. "Концентрация". От корня дхри, "держать(ся)". См.: медитация,

раджа-йога, шраддха-дхарана, йога.

дхарма. "То, на чем держится космос". От дхри, "держать". Дхарма - сложный

термин с многими значениями: божественный закон, закон бытия, путь

праведности, религия, обязанность, добродетель, справедливость, добро,

истина. По существу, дхарма есть правильное осуществление фундаментальной

природы или предназначения. По отношению к душе, это образ поведения,

наиболее благоприятный для духовного продвижения, правильный и праведный

путь. Есть четыре основных вида дхармы (чатур-дхарма). 1) Рита: "вселенский

закон". Внутренний порядок космоса. Законы бытия и природы, которые

содержат и контролируют все формы, функции и процессы, от скоплений

галактик до энергии мысли и восприятия. 2) Варна-дхарма: "закон своей

группы". Социальные обязанности. Варна означает "раса, племя, характер,

общественный уклад и т. д.". Варна-дхарма определяет обязательства и

ответственность индивидуума перед страной, социумом, общиной, классом,

профессиональной группой и семьей. Важной частью этой дхармы является

религиозный и моральный закон. 3) Ашрама-дхарма: "обязанности жизненных

стадий". Человеческая дхарма. Естественный процесс созревания от детства до

старого возраста через выполнение обязанностей каждой из четырех стадий

жизни - брахмачари (учащегося), грихастхи (домохозяина), ванапрастхи

(старейшины) и санньясина (религиозного странника) - и достижение четырех

человеческих целей: дхармы (праведности), артхи (богатства), камы

(удовольствия) и мокши (освобождения). 4) Свадхарма: "личный закон".

Совершенный образец индивидуальной жизни в соответствии с физической,

ментальной и эмоциональной природой человека. Свадхарма определяется суммой

прошлых карм и кумулятивным эффектом других трех дхарм. Это индивидуальное

приложение дхармы, зависящее от личной кармы, отражающейся в расе, общине,

физических характеристиках, здоровье, интеллекте, способностях и умениях,

желаниях и склонностях, религии, сампрадайе, семье и гуру данного человека.

В рамках ашрама-дхармы особые обязанности мужчины и женщины соответственно

называются стри-дхарма и пуруша-дхарма. Пуруша-дхарма: "обязанности

мужчины". Традиционные предписания по поведению и жизненной позиции

мужчины, диктуемые духовной мудростью. Пуруша-дхарма характеризуется

лидерством, целостностью, ориентацией на успех и заботой о семье. Женатый

мужчина должен работать в миру и поддерживать семью в максимальном

возможном достатке. Стри-дхарма: "обязанности женщины". Характеризуются

скромностью, спокойной силой, набожностью, достоинством. Женщина незаменима

как устроитель дома и воспитатель детей. Частью варна-дхармы каждой

личности является садхарана-дхарма - законы доброго поведения, применимые

ко всем людям вне зависимости от возраста, пола или сословия. В

Ману-шастрах упоминаются: дхайрья (стойкость), кшама (незлопамятность),

дама (самоограничение), чаурьябхава (неприятие воровства), шауча (чистота),

индрияниграха (контролирование чувств), дхи (высота духа), видья

(ученость), сатья (правдивость), акродха (незлобивость). Писания также

предлагают сходный список этических норм под названием саманья-дхарма, т.

е. "общие обязанности". Они же отражены и расширены в ямах и ниямах,

известнейшем списке "ограничений и предписаний" из йоги Патанджали. Еще

одно важное подразделение дхармы указывает на два пути в рамках индуизма.

Это грихастха-дхарма, путь семейного человека, и путь монаха,

санньяса-дхарма. Грихастха-дхарма: обязанности и идеалы всех немонахов,

состоящих и не состоящих в браке. Эта дхарма, которая охватывает

большинство индуистов, начинается по завершении периода ученичества и

длится до конца жизни. Санньяса-дхарма: идеалы, законы и правила для

отрекшихся от мира монахов. Иногда называется ати-варнашрама-дхарма

("превосходящая все остальные дхармы"). См.: ашрама-дхарма, варна-дхарма.

дхарма личная (санскр. Свадхарма). Уникальный жизненный путь данного

индивидуума в соответствии с божественным законом. См.: дхарма.

дхармасабха. "Религиозное собрание; конгрегация". Церковь, религиозное

общество. Синоним - сангха.

Дхарма-шастра. "Книга религиозного закона". Этот термин может относиться ко

всем или любому из многочисленных кодексов индуистского гражданского и

общественного права, составленных различными авторами. Больше всего

известны и уважаемы кодексы Ману и Яджнявалкьи, которые, как считается,

были составлены еще ок. 600 г. до н. э. Дхарма-шастры, наряду с

Артха-шастрами, являются кодексами индуистского права, сопоставимыми с

исламским Шариатом или иудейским Талмудом, которые служат руководством для

царей, министров, целых юридических систем и правоохранительных органов.

Эти духовно-парламентские кодексы отличаются от британского и американского

права, которое отделяет религию от политики. (Современное британское право

находится под влиянием англиканской христианской мысли, а на американскую

демократию оказывала и оказывает воздействие философия ее нехристианских,

деистических основателей.) Дхарма- шастры также говорят и о многом другом,

например о творении, посвящении, стадиях жизни, ежедневных ритуалах,

обязанностях мужа и жены, кастах, изучении Вед, трансмиграции души и т. д.

Дхарма-шастры являются частью литературы смрити, входят в Кальпа-ведангуи

широко доступны сегодня на многих языках. См.: деизм, Ману-дхарма-шастра.

дхваджа. "Флаг; стяг". Одна из деталей индуистского храма, устанавливаемая

обычно на пике храмового купола или на отдельном шесте (дхваджастамбхе)

рядом с храмом. Развевающийся над храмом или во время религиозных процессий

и церемоний флаг (как правило, оранжевого или красного цвета) символизирует

торжество и победу Санатана Дхармы. См.: праздник, дхваджастамбха, храм.

дхваджастамбха. "Флагшток". На тамильском - кодимарам. В агамических храмах

располагается обычно за ваханой того божества, кому посвящен храм. В

метафизическом смысле создает для храмового мурти некий дополнительный

полюс, позволяя поддерживать особое силовое поле в пространстве храма. См.:

храм, дхваджа.

дхоти (хинди). Традиционная индийская одежда у мужчин. То же, что ветти.

См.: ветти.

дхрити. "Стойкость". Одна из добродетелей. См.: яма-нияма.

дхьяна. "Медитация". См.: медитация, раджа-йога.

дэва. "Сияющий". Существо, живущее на высшем астральном плане, в тонком,

нефизическом теле. Слово дэва также используется в писаниях для обозначения

богов. См.: боги.

дэвадаси. "Рабыня божества; служительница божества". Храмовая танцовщица и

певица, посвященная служению в индуистском храме с детского возраста

посредством священного брака с божеством храма. Дэвадаси считались земными

женами божества и в их обязанности входило его ублажение пением, танцами,

игрой на музыкальных инструментах и выполнением ритуального соития.

Большинство дэвадаси были искусными танцовщицами и весьма образованными,

являясь хранительницами многих видов классического индийского искусства и

секретов "искусства любви". Впоследствии институт дэвадаси выродился (из-за