злоупотреблений храмового жречества и индусской аристократии) в "храмовую
проституцию" и поэтому был запрещен правительством Индии. Европейцы
называли дэвадаси португальским словом "баядера".
дэвалока. "Мир богов". Синоним махарлоки, высшего астрального плана,
которому соответствует анахата-чакра в тонком теле. См.: лока.
дэвамандира. "Обитель богов; божий дом". От корня манд, "стоять,
размещаться". Индуистский храм, часто называемый просто мандирой. См.:
храм.
дэванагари. Письменность, применяющаяся в санскрите, пракритах, хинди и
маратхи. Возникла на основе североиндийской разновидности древнего письма
брахми. Характерная особенность алфавита дэванагари - верхняя
горизонтальная черта, соединяющая буквы. См.: санскрит.
Дэви. "Богиня". Имя-эпитет Шакти, Богини-Матери, особо часто используемое в
шактизме. См.: Шакти, шактизм.
Дэви-Бхагавата-пурана. Вспомогательный текст шиваитских Пуран.
Дэви-гита. Двенадцать глав (с 29-й по 40-ю) из 7-й книги
Шримад-Дэви-Бхагаватам, священного писания шактов. Посвящены внешнему
поклонению Божеству с формой и медитации на Божество без формы.
Дэвикалоттара-агама. Версия Сардха-тришати-калоттара-агамы, вспомогательного
текста Ватула-агамы. Также известна как Сканда-калоттара. Ее 350 стихов
имеют форму диалога между Карттикейей и Шивой и касаются эзотерики мантр,
посвящений, правильного знания, веры и поклонения Шиве. См.: Шайва-агамы.
Дэви-упанишад. Упанишада шактов, посвященная природе Богини и поклонению Ей.
См.: шактизм.
Ж
жертвоприношение. См.: яджня, пуджа.
З
звук (санскр. шабда). Слышание Божественного является такой же духовной
необходимостью для верующего индуиста, как и видение (даршана)
Божественного. Уши являются центрами многих нади, связанных с внутренними
органами восприятия. Гуру могут, давая ученику инициацию, шептать ему на
ухо, чтобы стимулировать эти центры и придать больший эффект своим
наставлениям. Во время храмовой пуджи громко звонят колокольчики, звучат
барабаны, раковины и трубы, чтобы пробудить поклоняющихся от рутинных
состояний сознания. Медитация на внутренний звук, называемая
нада-анусандхана, является важной практикой йоги. Слушание Вед или других
писаний - это процесс созерцательный, мистический. Традиционная индийская
музыка почитается как нектар Божественного. См.: Аум, нада, сознание Шивы.
зло. В западных религиях зло часто рассматривают как моральное
противостояние Богу. Эта сила - источник греха и присуща душе с момента
зачатия. Для индуистов же зло не является сознательной, темной силой,
такой, как Сатана. Зло - не онтологическое, а ситуационное явление. Это
значит, что оно коренится в относительных условиях, а не в предельной
реальности. Зло (недоброкачественность, испорченность) происходит от
невежества (авидьи) и незрелости. Когда человек плохой или злой, он не
борется с Богом, а Бог не судит его. Внутри каждой души, а не вне ее,
пребывает принцип осуждения инстинктивно-интеллектуальных действий. Бог,
который вечно сострадателен, благословляет даже худшего из грешников, даже
самого развращенного асуру, зная, что этот индивидуум однажды выйдет из
низшего сознания в свет любви и понимания. Творящий зло рассматривается в
индуизме как молодая душа, которая не знает еще о ценности праведного
мышления, речи и действия и не способна жить в этом мире, не запутываясь в
сети майи. Индуизм учит, что существенного, неотъемлемого от природы вещей,
изначального зла не существует и что истинная природа человека - это
божественность и добро.
И
ида-нади. "Успокаивающий канал". Женский психоэнергетический поток, текущий
в тонком теле. См.: Кундалини, нади, пингала, сукшма-шарира.
икона (от греч. eikon, "образ"). На санскрите - пратима, или мурти.
Священное изображение Бога, божеств, духовных учителей, подвижников и
святых. См.: мурти.
иллюзия. Восприятие или видение того, что кажется существующим, но на самом
деле нереально, подобно иллюзии, создаваемой магом. Присущая Шиве
тиробхава-шакти (тиродхана-шакти), "сила сокрытия, сила вуалирования",
вызывает к существованию иллюзорное видение реальности. Это одно из
проявлений божественного могущества. См.: авидья, майя.
имманентный. Внутренне присущий, неотъемлемый; находящийся и действующий
изнутри. Применительно к Богу означает "присутствующий во всех вещах и во
всей вселенной, близкий, не стоящий в стороне".
Инда долина. Географический регион вдоль реки Инд на территории современного
Пакистана, где в 1924 г. археологи обнаружили следы высокоразвитой
цивилизации, расцвет которой пришелся на период с 5-го по 1-е тысячелетие
до н. э. Там, например, была найдена печать с изображением Шивы как
Пашупати, Повелителя скота, сидящего в йогической позе. Происхождение и
язык обитателей Индской цивилизации неизвестны. Однако некоторые ученые
считают, что это были предки современных дравидских народов южной Индии.
См.: Пашупати.
индивидуальная душа. На санскрите - атман, джива, ану. Термин указывает на
уникальный характер пути, проявившейся к существованию в процессе эманации
из Изначальной Души, т. е. Шивы. Индивидуальная душа подвержена процессу
духовной эволюции до тех пор, пока она не реализует полностью свое
сущностное единство с Божественной Реальностью. См.: ану, атман, джива,
душа, эволюция души.
Индра. "Правитель". Ведический бог дождя и грома, царь-воин среди дэвов.
индрия. "Орган чувств; действующий посредник". Пять функций органов
восприятия (джнянендрий): слух (шротра), осязание (твак), зрение (чакшус),
вкус (расана) и обоняние (гхрана), а также пять функций органов
деятельности (кармендрий): речь (вак), хождение (пада), хватание (пани),
выделение (пайю) и размножение (упастха). См.: коша, таттва, душа.
индуизм (хинду-дхарма). Также Санатана Дхарма, "вечная религия", и Вайдика
Дхарма, "религия Вед". Древнейшая религия мира, имеющая около миллиарда
последователей, преимущественно в Индии, охватывающая широкий спектр
философий - от плюралистического теизма до абсолютного монизма. Индуизм -
это семья бесчисленных религиозных систем, в которой четырьмя основными
деноминациями являются: шиваизм, вишнуизм, шактизм и смартизм. Они
придерживаются настолько разных верований, что по праву считаются
отдельными и независимыми религиями. Вместе с тем, они разделяют общее
наследие культуры и веры - концепции кармы, дхармы, реинкарнации,
всепроникающего Божества; храмовое богослужение, возрастные ритуалы,
традицию гуру-шишья; все они полагаются на Веды как на авторитетное
писание. На богатой почве индуизма выросли различные другие традиции. Среди
них - джайнизм, буддизм и сикхизм, которые отвергли Веды и поэтому стали
совершенно отдельными религиями, потерявшими всякую связь с индуизмом, хотя
они до сих пор разделяют многие философские положения и культурные ценности
со своей материнской религией.
индуист. Последователь индуизма. Традиционное название на санскрите -
санатани, в ведические времена - арья, в настоящее время чаще используется
термин хинду. Устаревшее русское название - индус (не следует путать
понятия "индус", т. е. "последователь индуизма; индиец-индуист (не
мусульманин или сикх)", и "индиец", т. е. "житель Индии"). Приверженец
индуизма, Санатана Дхармы. Традиционно индуистом считается человек,
родившийся в индуистской семье, прошедший соответствующее посвящение
(дикшу, илиупанаяну) и воспитание, осознанно ведущий предписанный индуизмом
образ жизни и верующий в ряд общеиндуистских положений веры (см. статью
"Индуизм" в разделе "Истина одна, путей - много"). Индуистом автоматически
становится и тот, кто, будучи рожденным в неиндуистской семье и стране,
получает посвящение в традицию конкретной сампрадайи Санатана Дхармы от
парампарического индуистского гуру и осознает себя индуистом. Вопреки
заблуждениям ряда европейских индологов и религиоведов, основывающих свое
суждение на практике отдельных ортодоксальных брахманистских (смартистских)
школ, что "индуистом невозможно стать, им можно только родиться",
большинство сампрадай индуизма допускают прозелитизм (хотя активное
миссионерство в целом для индуистов нехарактерно). Это подтверждают и
индуистские священные писания, и сама история индуизма. Так, индуизм в
разное время приняли целые изначально неиндуистские народности и племена
Непала, Индии, стран Индокитая, Индонезии (где ныне индуизм сохранился лишь
на острове Бали). В настоящее время индуизм активно распространяется в
странах Европы и Америки. Приобщение к индуизму совершается обычно через
церемонию намакарана-самскары, таинства имянаречения, проводимую
священнослужителями и духовными учителями над теми, кто осознанно объявляет
себя последователем индуизма и принят в члены индуистской общины. См.:
индуизм, сампрадайя, обращение в индуизм.
инициация ("посвящение", санскр. дикша). Действие или процесс, посредством
которого человек вводится учителем или наставником в новую сферу духовного
знания и практики. Отмечает собой установление или углубление связи с
учителем и его линией преемственности знания и обычно сопровождается
ритуалом. Инициация, понимаемая как импульс пробуждения, может даваться
прикосновением, словом, взглядом или мыслью. По мере созревания ученика он
может получать более глубокие инициации, втягивающие его все дальше в
духовное бытие. Большинство индуистских школ, и особенно шиваизм, учат, что
просветление достижимо только при условии инициации от садгуру. См.: дикша,