Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 87 из 119)

шактипат(а), гуру, садгуру, шишья.

инкарнация (лат.). "Воплощение". Процесс перехода души из одного тела в

другое в ходе духовной эволюции. Инкарнация иногда понимается как синоним

санскритского слова аватара ("сошествие; воплощение") и в этом случае

обозначает акт принятия Божеством человеческой формы и саму эту форму. Бог

нисходит на землю (или в другие миры) с целью восстановить устои дхармы или

осуществить свои божественные игры (лилы). Учение об аватарах Высшего Бога

не характерно для большинства шиваитов, но играет важную роль в вишнуизме

(вайшнавизме) и ряде других индуистских сект. См.: пунарджанма, аватара,

вишнуизм.

инстинктивный. От латинского instinctus, "побуждение; влечение". Любые

мотивы, желания или импульсы, руководящие жизнью животного царства, а также

физического и низшего астрального аспектов жизнедеятельности людей -

например, самосохранение, воспроизводство потомства, голод и жажда, равно

как эмоции гордыни, ненависти, страха, вожделения, гнева и зависти. Первая

ступень духовного развития заключается в обуздании этих диких склонностей и

импульсов и преобразовании их энергии в более высокую, духовную энергию.

См.: манас, ум, ум (три фазы), яма-нияма.

инстинктивный ум (санскр. манас, манас-читта). Низший ум, контролирующий все

инстинкты и деятельность индрий, а также эмоции и все заурядные, недуховные

помыслы. Соотносится с маномайя-кошей. См.: манас, маномайя-коша,

яма-нияма.

инструментальная причина (санскр. сахакари-карана). Космологически означает

непосредственно "техническое" творение. См.: причина.

интеллект (санскр. буддхи, буддхи-читта). Сила и способность понимать; сила

мысли; развитый разум, способный к абстрактному мышлению и возвышению над

инстинктивным умом. См.: буддхи, интеллектуальный ум.

интеллектуальный ум (санскр. буддхи-читта). Более высокая, нежели

инстинктивный ум, фаза деятельности ума. Буддхи-читта - источник

различающей мысли, чем превосходит инстинктивный ум с его обыденным, чисто

импульсивным мыслительным процессом. Также соотносится с маномайя-кошей.

См.: буддхи, маномайя-коша.

интроспекция (лат.). Погружение вовнутрь. Самонаблюдение, психологическое и

духовное самоисследование. Изучение психических процессов (сознания,

мышления) самим переживающим эти процессы.

Ирайван (Ирейван). Одно из древних тамильских имен Бога Шивы, означающее

"Почитаемый". См.: Святилище Санмарга.

ислам (мусульманство). Религия, основанная пророком Мухаммедом в Аравии

около 625 г. н. э. Ислам требует полного подчинения себя Аллаху, Богу.

Последователи ислама, мусульмане ("покорные Богу"), следуют "пяти столпам"

исламской веры, записанным в их священной книге, Коране: вере в Аллаха;

пятикратной ежедневной молитве с лицом, обращенным в сторону Мекки; раздаче

милостыни; посту в месяц рамадан и паломничеству в Мекку. Ислам имеет около

одного миллиарда последователей и является одной из самых быстрорастущих

религий. Большинство мусульман проживают в странах Ближнего и Среднего

Востока, в Пакистане, Африке, Китае, Индонезии, России и соседних с ними

странах. См.: Коран, Мухаммед.

исповедание веры (санскр. дридхавачана). Положительное заявление или

утверждение, регулярно повторяемое с концентрацией на его смысле и

вызываемых им мыслеобразах. Часто используется для достижения желаемого

результата. Исповедания веры распространены во многих религиях. Так, в

исламе очень популярна шахада ("свидетельство") Ла илаха илла Ллаху ва

Мухаммадун расулу Ллахи ("Нет никакого божества, кроме Бога, а Мухаммед -

посланник Бога"). Верующий должен прибегать к ней при всех торжественных

обстоятельствах, а особенно при приближении смерти. Другое мусульманское

исповедание веры, такбир, еще короче: Аллах акбар ("Бог велик!").

Итихаса. "Так было". Эпическая история. Итихасами обычно называют Рамаяну и

Махабхарату (частью которой является знаменитая Бхагавад-гита). Иногда этот

термин применяют и к Пуранам, особенно к Сканда-пуране и Бхагавата-пуране

(Шримад-Бхагаватам). См.: Махабхарата, Пураны, Рамаяна, смрити.

иччха-шакти. "Сила воли". Одна из трех изначальных сил, присущих Шиве,

наряду с джняна-шакти и крия-шакти. См.: шакти, тришула.

Иша. "Господь, владыка всего; высший, командующий, царствующий". Иша и

производное от него Ишана - весьма древние имена Бога Шивы, встречающиеся в

Ригведе.

Ишанагуру. Шиваитский брахман из секты каламукхов, который обучал молодого

Басаванну, будущего реформатора вира-шиваизма.

Иша-упанишад(а). Последняя из 40 глав Ваджасанейи-самхиты Яджурведы.

Короткое, крайне мистическое произведение. См.: Упанишад.

Ишвара. "Господь; Владыка". Всевышний Бог, или Бог как Личность. См.:

Парамешвара.

Ишвара-пуджана. "Почитание Господа". Одна из добродетелей. См.: яма-нияма.

ишта-дэвата. "Заветное или избранное божество". Божество, являющееся

объектом особенного любовного внимания данного человека. Понятие, знакомое

всем сектам индуизма. Вишнуиты могут выбирать из многих Божественных форм;

чаще всего это Вишну, Баладжи, Кришна, Радха, Рама, Лакшми, Хануман и

Нарасимха, а также неиконографическая шалаграма, священный речной камень.

Смарты, по своей традиции, выбирают из шести божеств. Это Шива, Шакти,

Вишну, Сурья, Ганеша и Кумара (или любая из их традиционных форм). Шакты

почитают Божественное как Богиню, Шакти, в Ее многочисленных формах,

излучающих яростную силу (Кали, Дурга) или успокаивающую милость (Парвати,

Амбика и др.). Шиваиты направляют свое почитание в первую очередь на Шиву,

представленного неиконографическим Шивалингой и антропоморфными мурти

Натараджи и Ардханаришвары. В храмах поклоняются Шиве во множестве форм,

включая следующие 23 дополнительных антропоморфных образа: Сомасканда,

Ришабхарудра, Кальянасундара, Чандрашекхара, Бхикшатана, Камадаханамурти,

Калари, Джаландара, Трипурари, Гаджари, Вирабхадра, Дакшинамурти,

Киратамурти, Нилакантха, Канкала, Чакрадана, Гаджамукхануграха,

Чандешануграха, Экапада, Лингодбхава, Сукхасана, Ума-Махешвара и Харьярдха.

ишта-линга(м). "Избранный, особый лингам; персональный лингам". Небольшой

нательный Шивалингам, носимый последователями вира-шиваизма (лингаятами).

Церемония надевания ишта-лингама (линга-саятта-дикша) заменяет у вирашайвов

(а также в некоторых других близких им сектах) ведическую упанаяну

брахманистов. Обычно церемония совершается духовным учителем или

жрецом-джангамой вскоре после рождения. В отличие от ведической упанаяны,

линга-саятта-дикша совершается над детьми обоих полов. С момента посвящения

каждый вирашайва носит свой ишта-лингам на теле, не снимая, на шнуре вокруг

шеи или в специальном футляре выше пояса. Ежедневно, утром и вечером,

каждый лингаята совершает церемонию атмартха-пуджи и медитации, держа при

этом в руках ишта-лингам. Постоянное ношение ишта-лингама символизирует

единство индивидуальной души (анги) и Бога (Линги). См.: вира-шиваизм

(вирашайвизм), Линга(м), анга, ашта-аварана, Шивалинга(м).

Й

йога. "Союз". От юдж, "взнуздывать, запрягать, объединять". Философия,

процесс, дисциплины и практики, цель которых - обуздать индивидуальное

сознание трансцендентным или божественным сознанием. Одна из шести даршан,

или систем, ортодоксальной индуистской философии. Йога была кодифицирована

Патанджали в его Йога-сутрах (ок. 200 г. до н. э.) как восемь членов

(аштанга) раджа-йоги. Йога, в сущности, - единая система, но исторически

сложилось так, что различные части раджа-йоги развились в отдельные йоги.

Среди многих форм йоги выделяются хатха-йога (уделяющая особое внимание

совершенствованию тела в подготовке к медитации), крия-йога (уделяющая

особое внимание управлению дыханием), а также карма-йога (бескорыстное

служение) и бхакти-йога (практика преданности Богу), которые можно считать

проявлениями первых двух членов раджа-йоги (ямы и ниямы). См.: бхакти-йога,

дживанмукта, раджа-йога, сиддха-йога, сиддхи, хатха-йога, шад-даршана.

Йога-Васиштха. Стихотворное произведение из более чем 29000 стихов,

приписываемое Вальмики. Диалог между принцем Рамой и его учителем, мудрецом

Васиштхой, в форме 50-ти захватывающих историй, которые представляют

адвайту и понятия и идеалы йоги на изящном санскрите. Датировки различаются

- от 500 до 1000г. н.э.

Йогананда, Парамахамса (1893-1952). Индуист-универсалист, основатель

"Братства Самореализации" (1925) в США, автор знаменитой книги

Автобиография йога (1946).

йога-пада. Третья из четырех последовательных стадий духовного развития в

шайва-сиддханте, когда основной целью становится достижение Самореализации.

См.: пада, йога.

Йога-сампрадайя. См.: сиддха-сиддханта.

Йогасвами (1872-1964). "Мастер йоги". Известнейший современный духовный

учитель Шри-Ланки, шиваджняни и натха-сиддха, почитаемый как индуистами,

так и буддистами. Учитель Шивайи Субрамуниясвами, нынешнего патриарха

Кайласа- парампары. См. биографию в Приложении "О духовной традиции

автора".

Йогататтва-упанишад. Небольшое писание из 142 стихов, посвященное вопросам

адвайта-веданты и практике йоги. См.: Упанишад.

йоги(н). Практикующий йогу, в особенности кундалини-, сиддха- и раджа-йогу.

йогини. Женщина, практикующая йогу. См.: йоги(н).

йогический тапас. Интенсивная практика аскетизма и сиддха-йоги с целью

быстрого подъема Кундалини, преобразования энергии "духовного возгорания"

(тапаса) и постоянного переживания Самости Бога, что ведет к джняне,

состоянию духовной мудрости. См.: адвайта-сиддханта, аскетизм, тапасья,