кальпа. 1) Правила и предписания в отношении совершения религиозных обрядов
и церемоний, приводимые в Кальпа-веданге, или Кальпа-сутрах. 2) Намерение
что-либо совершить, синоним слова санкальпа. 3) Отрезок времени, известный
также как день Брахмы, равный 994 махаюгам, или 4 294 080 000 лет. См.:
космический цикл, Кальпа-веданга, санкальпа, юга, махапралайя.
Каллата. Крупный учитель и теолог кашмирского шиваизма, живший во второй
половине IX столетия. Ученик Васугупты. Автор Спанда-карики (Спанда-сутры),
одного из важнейших трудов кашмирской традиции шиваизма. См.: кашмирский
шиваизм.
Кальпа-веданга. Также известна как Кальпа-сутры. Общее название трех групп
вспомогательных ведических текстов: 1) Шраута-сутр и Шульба-сутр, о
публичных ведических церемониях (яджнях), 2) Грихья-сутр (или -шастр), о
домашних ритуалах и общественных обычаях, 3) Дхарма-шастр (или -сутр), о
религиозном законе. Существуют многочисленные собрания Кальпа-сутр,
составленные различными риши. Каждое собрание связано с одной из четырех
Вед. См.: Веданга.
Кальяна. Город в Карнатаке, на юге Индии.
кама. "Желание; удовольствие; любовь". Культурно-эстетическое,
интеллектуальное и сексуальное наслаждение и удовлетворение. Одна из
четырех ценностей человеческой жизни, или пурушартх. См.: Кама-сутра.
камандалу. Сосуд для воды, обычно изготавливаемый из высушенной тыквы,
дерева или металла. Один из традиционных атрибутов санньясинов
ведантистской традиции, символ простой, аскетической жизни и самоконтроля.
См.: санньяса-дхарма, санньяси(н).
Кама-сутра (-сутры). "Афоризмы о наслаждении". Текст Ватсьяяны (V век),
посвященный эротике. Кама-сутра и другие Кама-шастры иногда относят к
Упаведам. См.: Упаведа.
Камика-агама. Важное писание, одна из 28-ми Агам шайва-сиддханты, широко
доступная сегодня. Ее крия-пада, раздел, посвященный ритуалам и сооружению
храмов, весьма почитаем южноиндийскими шиваитскими брахманами. См.:
Шайва-агамы.
Канада. Основатель вайшешика-даршаны, авторВайшешика-сутр. См.: шад-даршана.
Кандар-анубхути. Мистическая поэма из 51 стиха в честь Господа
Карттикейи-Муругана, сочиненная тамильским святым Арунагиринатхаром (ок.
1500 г.).
каннада. Один из четырех современных дравидских языков, особенно важную роль
играющий в жизни вира-шиваитов. На этом языке говорят 20 млн. чел., в
основном обитателей штата Карнатака.
канпхати (хинди). "Те, у кого прорезаны уши". Аскетический орден для мужчин
и женщин, основанный Горакшанатхой (ок. 950 г.). Название происходит от их
традиции носить большие серьги. Практикуют кундалини-хатха-йогу. См.:
сиддха-сиддханта.
капалика. Аскетическая секта, выделившаяся из пашупатов ок. 500 г. и почти
исчезнувшая к 1400 г. Имели репутацию экстремистов в духовной практике.
Возможные предшественники йогов сиддха-сиддханты Горакшанатхи.
Капила. Основатель (ок. 500 г. до н. э.) философии санкхья, одной из шести
даршан индуизма. См.: шад-даршана.
капха. "Вода; влага; жидкость; слизь". Одна из трех дош, определяющих
телосложение, физиологию и темперамент человека. См.: аюрведа, доша.
Каравана-махатмья. Священный текст шиваитской школы пашупатов. См.:
пашупата-шиваизм.
Карана-агама. Одна из 28 Агам шайва-сиддханты. Ее крия-пада оказывает
влияние на ритуальные функции практически всех южноиндийских храмов.
Карана-хасуге. Одно из центральных писаний вира-шиваитов. Автор -
Ченнабасаванна.
карана-читта. "Причинный ум". Интуитивно-сверхсознательный ум души.
Соотносится с анандамайя-кошей, называемой также карана-шарирой, причинным
телом. См.: коша, ум (пять состояний), душа, индивидуальная душа.
карана-шарира. "Причинное тело". Тело души. См.: коша, душа, тонкое тело.
карма. "Действие". 1) Любое действие или деяние. 2) Принцип причины и
следствия. 3) Последствие или "плод" действия, который рано или поздно
возвращается к действующему. То, что мы сеем, мы и пожнем в этой или
будущих жизнях. Эгоистические или недоброжелательные действия (папакарма
или кукарма) принесут страдания. Доброжелательные действия вернутся
любовью. Карма - нейтральный и самоподдерживающийся закон внутреннего
космоса, подобно тому как гравитация является безличным законом внешнего
космоса. Собственно, гравитация - это малое, внешнее проявление более
глобального закона кармы. Карма имеет три аспекта: саньчита, прарабдха и
криямана. Саньчита-карма, "накопленные действия", - это сумма всех карм
этой и прошлых жизней. Прарабдха-карма, "начавшиеся действия", - это та
часть саньчита-кармы, которая приносит плоды и оформляет события и условия
текущей жизни, включая природу наших тел, личные склонности и
привязанности. Криямана-карма, "делаемое сейчас", - это та карма, которая
создается и добавляется к саньчите в этой жизни нашими мыслями, словами и
действиями или во внутренних мирах в промежутке между жизнями. Некоторые
криямана-кармы приносят плоды в текущей жизни, а другие сохраняются до
будущих рождений. Каждый из этих типов можно разделить на две категории:
арабдха ("начавшееся, предпринятое" - карма, пускающая ростки) и анарабдха
("не начавшееся, дремлющее", то, что называется "семенная карма"). В
популярной аналогии карма сравнивается с рисом на разных стадиях развития
растения. Саньчита-карма, накопленные последствия наших прошлых действий,
подобны рису, сжатому и засыпанному в амбар. Из сохраненного риса малая
часть была взята, очищена от шелухи, обработана и употреблена в пищу. Это
прарабдха-карма, прошлые действия, которые придают форму событиям
сегодняшним. Тем временем новый рис, в основном из самого последнего урожая
прарабдха-кармы, сеют на поле; он даст будущий урожай и будет добавлен в
закрома. Это криямана-карма, последствия текущих действий. В шиваизме карма
является одной из трех основных оков души наряду с анавой и майей. Карма
есть движущая сила, приводящая душу снова и снова к человеческому рождению
в эволюционном цикле трансмиграции, называемом сансарой. Когда все земные
кармы разрешаются или "растворяются", душа освобождается от перерождений.
Это - цель всех индуистов. Для каждого из трех видов кармы есть свой метод
растворения. Непривязанность к плодам действий, а также ежедневные ритуалы
поклонения и строгое следование законам дхармы останавливает накопление
крияманы. Прарабдха-карма растворяется только переживанием и проживанием.
Саньчита-карма, обычно недоступная, выжигается только милостью и дикшей
(посвящением) садгуру (духовного учителя), который предписывает садхану и
тапас для пользы шишьи (ученика). Жар Кундалини, поддерживаемый таким
радикальным искуплением, высушивает семена непроросших карм, и они уже
никогда не прорастут ни в какой из жизней. На личную или персональную карму
влияет более широкий контекст семейной кармы, кармы сообщества, страны,
мира и вселенской кармы. См.: Патипашу-паша, душа.
карма-йога. "Союз посредством действия". Путь бескорыстного служения. См.:
йога.
кармашайя, "Держатель кармы". Тело души, известное еще как анандамайя-коша
или карана-шарира. См.: анандамайя-коша, карма, коша, карана-шарира.
карнаведха. "Прокалывание ушей". Одна из самскар. См.: самскара.
Карнатака. Штат на юго-западе Индии, где некогда процветало государство
Виджаянагар. Центр вира-шиваизма. Славится традициями классического танца и
музыки. Население - 25 млн. чел., площадь - 74 043 кв. миль.
Карттикейя. Дитя Плеяд, отКриттика, "Плеяды". Сын Шивы. Великий махадэва,
почитаемый во всех концах Индии и мира. Также известный как Муруган,
Кумара, Сканда, Шанмукханатха, Субраманья и др., он является богом,
руководящим той частью эволюции, которая связана с религией, трансформацией
инстинктивного в божественную мудрость посредством практики йоги. Он держит
священный вель (копье), символизирующий джняна-шакти (присущую ему Силу,
покоряющую тьму невежества).
Карттикейя-стотрам. Подраздел (Рудраямала-тантра) Шакта-тантр, посвященный
богу Карттикейе.
Карунакарак Кадавуль. Гимн Шиве на тамильском языке, сочиненный святым
Таюманаваром (1705-1742). См.: Таюманавар.
карунья. "Сострадание; милость". В шиваизме (особенно у пашупатов) является
синонимом понятия ануграха-шакти, явленной милости Шивы. См.:
ануграха-шакти.
каста. См. джати.
каула. От слова кула, "семья". Последователь шактистской тантрической школы
Кали-кула, приверженец каула-дхармы, т. е. "тантры левой руки". Каулами
принято также называть натхов и последователей шактистски ориентированных
упасампрадай кашмирского шиваизма. Весьма влиятельная ветвь традиционного
шакта-тантризма. См.: шактизм, Кали, тантризм, кашмирский
шиваизм.
Каундинья (ок. 500 г.). Автор комментария к Пашупата-сутрам. См.:
Пашупата-сутры, пашупата-шиваизм.
Кауруша. Один из четырех известных учеников Лакулиши. См.: Лакулиша,
пашупата-шиваизм.
Катха-упанишад. Одна из главных Упанишад, принадлежащая к Тайттирийябрахмане
Яджурведы. Содержит известный рассказ о Начикетасе, который получает от
Ямы, бога смерти, знание об освобождении, достигаемом при реализации
Высочайшего.
Катхиргама-пурана. Вторичное писание, посвященное известному обиталищу
Господа Муругана (Карттикейи) в центре Шри-Ланки.
Каушитаки-упанишад. Одна из главных Упанишад, принадлежащая к Ригведе. В ней
обсуждаются: 1) путь души после смерти, 2) учение о пране в связи с атманом
и 3) достижение мокши.
кашайя. "Коричнево-красный". Традиционный цвет одежды санньясинов. См.:
кави.
Кашмир(а). Самая северная часть Индии, современный штат Джамму и Кашмир.