Сыграл исключительно важную роль в истории шиваизма. Площадь - 115 тыс. кв.
миль. Часть территории является спорной между Индией и Пакистаном.
Население (контролируемой Индией части) - 6 млн. человек.
кашмирский шиваизм. Одна из шести основных школ шиваизма, основанная
Васугуптой ок. 850 г. Другие названия - кашмира-сампрадайя, трика-шасана,
пратьябхиджня-даршана, тантрический шиваизм. В современном своем виде
восходит ко временам Васугупты (IX век), когда началось возрождение
пришедшей в упадок древней традиции. Представляет собой умеренно
теистическую и весьма монистическую школу. Часть ответвлений кашмирского
шиваизма (особенно школы кула и крама) по характеру практики являются
больше шактистскими, нежели шиваитскими, и сильно связаны с тантрическим
шактизмом школы каула. Фактически, многие кашмирские шиваиты являются
одновременно и шиваитами, и шактистами. Высшая Реальность (Шива)
кашмирскими шиваитами понимается как одновременно трансцендентная и
имманентная. Большое значение придается практике кундалини-сиддха-йоги как
успешному средству в достижении Самореализации. Кашмирский шиваизм
демонстрирует глубокое и разнообразное знание и детальное понимание
процессов человеческой психики. Одни кашмирские шиваиты озабочены больше
достижением трансцендентного состояния сознания Шивы, нежели практикой
преданного служения Личностному Богу. Другие, шактистски ориентированные
кашмирские шиваиты, напротив, больше внимания уделяют преданному почитанию
Шивы и Шакти, а также совершению тантрических ритуалов, включая практики
"тантры левой руки". Садхана должна вести к поглощению объектов (мира) в
субъекте (Самости), до тех пор пока не будет осознан факт уже существующего
полного единства Шивы, мира и душ. Душа должна немедленно осознать, что она
в своей сущности есть не что иное, как Сам Шива, а мир - внешнее выражение
осознания собственного "Я". Просветления надо не "достигать", а скорее
"раскрывать", "обнаружить" его в процессе молниеносного освобождения, что
известно как пратьябхиджня ("вновь-узнавание"). Практическому осуществлению
пратьябхиджни способствуют четыре взаимосвязанныхупайи, или метода
Самореализации: анавопайя (обычная йога и кундалини-сиддха-йога), шактопайя
(мантра-йога и джняна-йога), шамбхавопайя (высшая йога Шивы, практикуемая
учителями и самыми продвинутыми йогинами) и анупайя ("не-метод"; спонтанная
Самореализация без каких-либо усилий). Священные писания, на которые
опирается кашмирский шиваизм, подразделяются на три группы: Агама-шастры
(шиваитские и шактистские Агамы, Тантры и Шива-сутра), Спанда-шастры
(Спанда-карика и комментарии к ней) и Пратьябхиджня-шастры
(Ишвара-пратьябхиджня, Пратьябхиджня-хридаям и др.). Кашмирские учителя
всегда славились своей ученостью. Ими написано множество важнейших
трактатов по Тантре и шиваизму: Тантралока и Тантрасара Абхинавагупты,
Махартха-манджари Махешварананды, комментарии Кшемараджи к Шива-сутре и
другим текстам. После мусульманского завоевания Кашмира кашмирский шиваизм
пришел в упадок, перестал быть широко распространенным, но сохранился как
живая эзотерическая традиция. В настоящее время число его последователей
крайне незначительно, но в целом эта школа сохраняет существенное влияние
на духовную жизнь Индии. См. шиваизм (шайвизм), тантризм,
упайя, а также Приложение 2.
Кена-упанишад. Принадлежит к Талавакара-брахмане Самаведы. Беседа о Брахмане
и о поклонении Ему как Личностному Богу. См.: Упанишад.
Керала. Маленький индийский штат, прежде известный как Конкан, на крайнем
юго-западе страны. Преобладающая форма индуизма - шактизм. Основной язык -
малаялам. Площадь 15 тыс. кв. миль, население - 25 млн. человек.
киртана. "Восхваление". Бхактистское пение и танцы в честь Бога, богов или
гуру. Важная форма совместного поклонения во многих индуистских сектах.
См.: бхаджана.
конрай (тамил.). "Золотой ливень". Дерево Cassia fistula, цветущее
золотисто-желтыми цветами, собранными в гроздья. Символ щедрой, нисходящей
как дождь милости Шивы.
Коран. Священное писание мусульман. Священное слово Бога, ниспосланное
пророку Мухаммеду через архангела Джебраила (Гавриила). Официальная версия
Корана появилась около 650 г., 18 лет спустя после смерти Мухаммеда. См:
ислам.
космический цикл. Один из бесконечно повторяющихся периодов существования
вселенной, состоящих из ее сотворения, поддержания и растворения. В цикле
выделяются четыре последовательных эры, называемых югами. Они называются
Сатья (или Крита), Трета, Двапара и Кали и циклически повторяются в этом
порядке, причем Сатья-юга - самая долгая, а Кали-юга - самая короткая. Эти
эры часто сравнивают с временами суток: Сатья-юга - это утро до полудня,
период яркого света и духовной просветленности, Трета-юга - это
послеполуденное время, Двапара-юга - вечер, а Кали-юга - самая темная часть
ночи. Эти четыре юги составляют одну махаюгу. Есть различные системы
подсчета длительности юг, но по традиционным астрономическим расчетам
махаюга равняется 4 320 000 солнечных лет (или 12 000 "божественных лет";
один божественный год равняется 360 солнечным годам). Сатья-юга длится 1
728 000 лет, Трета-юга - 1 296 000 лет, Двапара-юга - 864 000 лет, а
Кали-юга - 432 000 лет. Мы сейчас переживаем Кали-югу, которая началась в
полночь 18 февраля 3102 г. до н. э. (это первый год индуистского календаря)
и закончится примерно через 427 000 лет. (По другому счету, одна махаюга
равняется примерно двум миллионам солнечных лет.) В конце каждой махаюги
происходит растворение или распад (лайя), когда физический мир разрушается
потопом и огнем. За периодом разрушения следует сотворение (сришти),
поддержание мира или эволюция (стхити) и новое растворение (лайя). 1
махаюга = 4 320 000 лет (четыре юги); 71 махаюга = 1 манвантара или ману
(мы находимся в 28-й махаюге); 14манвантар = 1 кальпа или день Брахмы (мы
находимся в 7-й манвантаре); 2 кальпы = 1 ахоратра или сутки Брахмы; 360
ахоратр = 1 год Брахмы; 100 лет Брахмы = 309 173 760 000 000 солнечных лет
(Одна "жизнь" Брахмы или вселенной. Мы находимся в 51-м году Брахмы
текущего цикла.) В конце каждой кальпы или дня Брахмы происходит большее
растворение (пралайя или кальпанта, "конец кальпы"). При этом и физический,
и тонкие миры поглощаются причинным миром, где души и покоятся до начала
следующей кальпы. Это состояние растворения, или "ночь Брахмы", длится
столько же, сколько и кальпа. Затем снова происходит сотворение. После 36
000 таких растворений и сотворений происходит полное вселенское
уничтожение, махапралайя, когда все три мира, время, форма и пространство
втягиваются в Бога Шиву. После периода всеобщего уничтожения начинается
новая жизнь Брахмы (и вселенной). И так повторяется бесконечно. Такое
видение космического времени отражено в Пуранах и Дхарма-шастрах. См.: юга.
космология индуистская. См.: лока, три мира, дхарма.
коша. "Оболочка; сосуд; слой". Пять оболочек, через которые душа действует
одновременно на различных планах или уровнях бытия. Иногда их сравнивают со
слоями луковицы. В порядке утончения называют следующие коши. 1)
Аннамайя-коша: "оболочка из пищи". Физическое, или одическое, тело, самая
грубая из оболочек, но обязательная для эволюции и Самореализации, так как
только в ней могут полностью функционировать все 14 чакр. См.: чакра. 2)
Пранамайя-коша: "оболочка из праны (жизненной силы)". Также известно как
праническое тело, эфирное тело или эфирный дубль. Существует внутри
физического тела как его источник жизни, дыхания и жизненности и соединяет
его с астральным телом. Прана движется в пранамайя-коше как пять первичных
токов или вайю, "жизненных воздухов или ветров". Пранамайя-коша распадается
при смерти вместе с физическим телом. См.: прана. 3) Маномайя-коша:
"оболочка, образуемая умом". Низшее астральное тело, от манас, "мысль,
воля, желание". Инстинктивно-интеллектуальная оболочка обычного мышления,
желаний и эмоций. Местопребывание индрий, сенсорных и моторных органов,
соответственно называемых джнянендриями и кармендриями. Маномайя-коша
приобретает форму по мере того, как развивается физическое тело, и
отбрасывается во внутренних мирах перед перерождением. Имеет два слоя:
одическо-причинная оболочка (буддхи) и одическо-астральная оболочка
(манас). См.: индрия, манас. 4) Виджнянамайя-коша: "оболочка познания".
Ментальная, познавательно-интуитивная, или актинодическая оболочка.
Содержит высшее мышление, виджняну - понимание, знание, прямое познание,
мудрость, интуицию и творчество. 5) Анандамайя-коша; "тело блаженства".
Интуитивно-сверхсознательная оболочка или актиническо-причинное тело. Эта
самая внутренняя форма души (сварупа) является предельной основой всей
жизни, разума и высших способностей. Ее сущность - Парашакти (Чистое
Сознание) и Парашива (Абсолют). Анандамайя-коша - оболочка не в том же
смысле, что четыре внешних коши. Это сама душа, тело света, или
карана-шарира, причинное тело, или кармашайя, держатель карм этой и всех
прошлых жизней. Карана-читта, "причинный ум", - это одно из названий
сверхсознательного ума души, утонченным субстратом которого является
Парашакти (или Сатчидананда). Анандамайя-коша - это то, что эволюционирует
через все воплощения и за их пределами до полного финального слияния
(вишваграсы) с Первичной Душой, Парамешварой. Тогда анандамайя-коша
становится Шивамайя-кошей, телом Бога Шивы. Физическое тело (аннамайя-коша)
также называется стхула-шарира, "грубое тело". Тело души (анандамайя-коша)