Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 92 из 119)

энергии. Это - план творчества и интуиции, квантовый уровень вселенной, где

души существуют в лучезарных телах, состоящих из духовных частичек света.

Именно здесь Бог и боги движутся и с любовью руководят эволюцией миров. С

точки зрения семи миров, Шивалока имеет три уровня. Это джаналока,

"созидательный план" (вишуддха-чакра); таполока, "аскетический план"

(аджня-чакра); и сатьялока, "план реальности" (сахасрара-чакра), или

Брахмалока. Антарлока и Шивалока - это постоянно присутствующий субстрат

физического существования, чаще всего воспринимаемый людьми при глубоком

сне и глубокой медитации. Каждая лока есть микрокосм следующего, более

высокого мира, который является для нее макрокосмом. Например, физический

план - это микрокосм (уменьшенный и менее утонченный вариант) антарлоки.

М

Мадхва(1197-1278, по другой версии, ок. 1238-1317). Известен также как

Анандатиртха и др. Южноиндийский вишнуитский святой, проповедовавший чисто

дуалистическую (плюралистическую) веданту, согласно которой имеется

коренное и вечное различие между Богом, душой и миром, а также между всеми

существами и вещами. Один из немногих индуистов, которые учили о

существовании вечного ада, где падшие души должны вечно страдать. См.:

двайта-адвайта, веданта.

мадхуматейя. Монашеский орден шайва-сиддханты, основанный Паванашивой,

духовным учителем царей династии Калачури в центральной Индии.

Майтрейя. Один из четырех известных учеников Лакулиши. См.:

пашупата-шиваизм.

Майтри-упанишад. Принадлежит к Майтраянийя-ветви Кришна-Яджурведы. Поздняя

Упанишада, охватывающая тематику Аум, внешней природы, "Я", контролирования

ума и т. д.

майя. "Магическая энергия". Субстанция, эманирующая из Шивы, через которую

проявляется мир форм. Поэтому все творение также обозначают словом майя.

Это космическая созидательная сила, принцип проявления, вечно в процессе

творения, сохранения и растворения. Майя - одна из ключевых концепций

индуизма, первоначально означавшая "сверхъестественная сила; магическая

энергия Бога" и часто переводимая как "иллюзия". Упанишады подчеркивают

чарующую природу майи, которая делает душу слепой к трансцендентной Истине.

В ведантистской интерпретации Шанкары майя подается как чистая иллюзия или

нереальность. В шиваизме майя относится к трем видам уз или пут (паша),

которые ограничивают душу и тем самым делают возможной ее эволюцию. Для

шиваитов и большинства других недуалистов майя - не иллюзия, но

относительная реальность, в отличие от неизменной Абсолютной Реальности. В

философской системе шайва-сиддханты майя делится на чистую, чистую-нечистую

и нечистую. Чистая (шуддха-) майя состоит из пяти первых таттв:

Шива-таттвы, Шактитаттвы, Садашива-таттвы, Ишвара-таттвы и

Шуддхавидья-таттвы. Чистая-нечистая состоит из семи следующих таттв.

Нечистая майя включает в себя майя-таттву и все ее эволюты - от кала-таттвы

(времени) до притхиви, элемента земли. Таким образом, майя является

принципом вечно меняющейся материи. В вишнуизме майя - одна из девяти шакти

Вишну. См.: лока, Патипашу-паша, таттва.

мала. "Нечистота". Важный термин шиваизма, относящийся к трем видам уз или

пут, называемых паша, - анаве, карме и майе, - которые ограничивают душу и

не дают ей познать ее истинную, божественную природу. См.: Пати-пашу-паша.

Малати-Мадхава. Пьеса, написанная индийским драматургом Бхавабхути (около

500 г.) в жанре любовной истории. Содержит интересные упоминания о

шиваитской секте капаликов.

мамсахара. Мясоедение. Употребление в пищу мяса, а также рыбы и яиц. Мясоеды

описываются следующим образом в иронической

Мамсахара-парихасаджальпита-стотре: "Те, кто едят плоть других созданий, -

не кто иные, как хрустящие хрящами, пьющие кровь, жеватели мышц,

разрыватели сухожилий, перемалыватели костей, плотоядные хищники. Таковы

те, кто превратили свою глотку в яму для нечистот, а свой желудок - в

гниющую свалку, алчные, отвратительные, завистливые, пребывающие в смятении

и терзаемые жадностью, кто, не колеблясь, будут лгать, обманывать, убивать

и воровать, чтобы удовлетворить свои сиюминутные потребности. Они,

пожиратели плоти, отвратительны богам, но дружественны асурам, которые

становятся их богами и богинями, кровожадным монстрам, населяющим нараку и

пытающимся представить ее выглядящей как питрилока, мир душ предков. Таким

существам невежественные мясоеды оказывают почтение, когда обгладывают и

пережевывают плоть с костей". См.: вегетарианство.

мамсахари. Мясоед. Человек, следующий невегетарианской диете. См.:

вегетарианство, мамсахара.

манана. "Думание; размышление". Ментальный процесс

манас. "Ум; понимание". Низший, или инстинктивный, ум, сфера желаний и

управитель сенсорных и моторных органов (индрий). Недисциплинированный,

эмпирический ум. Для манаса характерны желание, нетерпение, сомнение, вера,

неверие, стойкость, нестойкость, стыд и страх. Это одна из способностей

маномайякоши, инстинктивно-интеллектуальной оболочки. См.: таттва, коша, ум

(индивидуальный).

манас-читта. Инстинктивный ум. См.: манас, маномайя-коша, инстинктивный ум.

мангала-крия. "Благоприятное действие". Классическое индуистское искусство.

мангалам (тамил.). "Рисунок в форме плода манго". Сакральный рисунок,

изображаемый в южной Индии на полу или стенах храмов и жилищ. Символ

счастья и благополучия, связанный с Господом Ганешей.

мандала. "Круг; мистическая диаграмма". 1) Название глав Ригведа-самхиты. 2)

Круговая диаграмма без начала и конца - что указывает на высшее, низшее и

другие возможности, - на которой медитируют. Рисунок и соответствующие ему

слова, используемые в медитации для входа в изображенные сферы.

мандапа. "Зал; навес". От корня манд, "украшать; сооружать". Храмовый

придел. Часто - портик с колоннами. Каждый большой храм имеет обычно

несколько таких помещений, нередко расположенных симметрично вокруг

главного святилища (собственно храма) и по-разному называемых: например,

мукха-мандапа, "лицевой зал; передний зал" и т. п. См.: храм.

мандира. "Храм; обитель". См.: дэвамандира, храм.

Мандукья-упанишад. Одна из "главных" Упанишад (принадлежит к Атхарваведе),

которая в 12-ти кратких стихах дает учение об Аум и четырех состояниях

(авастха) сознания: бодрствовании (вишва), сновидении (тайджаса), глубоком

сне (праджня) и трансцендентном, духовном сознании (турия).

Маниккавасагар (ок. 850 г.). "Тот, чьи речения подобны рубинам". Тамильский

святой, много сделавший для средневекового возрождения шиваизма. Оставил

пост премьер-министра ради жизни в отречении. Его поэтическое произведение

Тирувасагам ("Святые речения") - одно из главных писаний шиваизма (входит в

восьмую книгу собрания Тирумурай) и жемчужина тамильской литературы. См.:

нальвар, Тирумурай.

манипура-чакра. "Круг города драгоценностей". Психоэнергетический центр,

известный как солнечное сплетение. Связан с силой воли. См.: чакра.

мано майя-коша. "Слой ума". Инстинктивно-интеллектуальный аспект тонкого

тела (сукшма-шариры) души. Это слой обыденных мыслей, желаний и эмоций.

Маномайя-коша образована пранической энергией и представляет собой почти

полный двойник физического тела. Однако изменения, протекающие в физическом

теле, например старение, сперва происходят в структуре маномайя-коши. Это

слой подсознательного ума, легко выводимый из равновесия и потому известный

еще как эмоциональное тело. См.: астральное тело, инстинктивный ум, коша,

душа, тонкое тело, васана.

мантра. "Мистическая формула". Звук, слог, слово или фраза, наделенные

особой энергией, обычно взятые из писаний. Мантры громко поют во время

пуджи, чтобы призвать богов и установить силовое поле. Определенные мантры

повторяют тихо или мысленно при джапе для тонкого успокоения ума,

гармонизации внутренних тел и стимулирования латентных духовных качеств.

Универсальной мантрой индуизма является Аум. Для полной эффективности

мантры должны даваться учителем при инициации. См.: Аум, Намах Шивайя,

инициация, джапа, пуджа.

Мантра-гопья. Сборник трудов Алламы Прабху.

Ману-дхарма-шастра. "Книга закона мудреца Ману". Энциклопедический трактат

(из 2685 стихов) по индуистскому праву. Составлен ок. 600 г. до н. э.

Поддерживает варна-дхарму, ашрама-дхарму, стри-дхарму и учит видеть "Я" во

всех существах. Остается источником, питающим значительные пласты

современной индуистской культуры и права. Даже при британском правлении в

Индии закон был в большой степени основан на Законах Ману. Этот текст

является древнейшей и самой авторитетной частью широкого раздела литературы

- Дхарма-шастр. См.: дхарма, Кальпа-веданга.

марга. "Путь". Иначе - ачара, патха. См.: пада.

Мариямман. Южноиндийская (дравидская) богиня оспы. Защитница от недугов и

эпидемий. См.: Амман, Шакти, шактизм.

Матанга-Парамешвара-агама. Одна из 28-ми Агам шайва-сиддханты, содержащая

3500 стихов. Подробно разбирает категории существования (таттвы).

Считается, что знаменитый храм Ангкор Ват в Камбодже построили, основываясь

на храмовом разделе этого писания. См.: шайва-агамы.

материализм. Доктрина, согласно которой материя - единственная реальность, а

все формы жизни, мышления и чувственного опыта представляют собой не что

иное, как продукт движения материи. Материалисты не признают существования

каких-либо миров помимо физического мира. Обычно материалисты считают, что

нет и Бога, хотя, возможно, нечто космическое и вполне материальное

управляет всем, но Личностного Бога все же не существует. Индийская школа