Вед: джайнизм, буддизм, сикхизм, чарвака и др. Их противоположность астика
- это школы, признающие Веды высшим, священным писанием: шиваизм, шактизм,
вишнуизм и смартизм.
Натараджа. "Царь танца". Бог как Космический Танцор. Пожалуй, самый богатый
и красноречивый символ индуизма, Натараджа представляет Шиву, Первичную
Душу, Парамешвару, как силу, энергию и жизнь всего сущего. Это сложное
состояние Шивы как Бытия в Проявлении. Танец Шивы в ипостаси Натеши,
Господа танцоров, - это танец всего космоса, ритмические движения во всем.
Все, что существует, одушевленное и неодушевленное, пульсирует в Его теле.
Символ Натараджи был выбран для изображения Божественного потому, что в
танце творение неотделимо от творца, подобно тому как вселенная и душа
неотделимы от Бога. Кроме того, Натараджа - это движение и неподвижность
вместе. Неподвижность говорит о покое и равновесии внутри нас всех, в нашем
центре. Стремительное движение, отображаемое Его волосами, разлетевшимися
во всех направлениях, - указание на яростную, свирепую, жестокую силу,
которая наполняет эту вселенную, в которой мы пребываем. Наличие этих
противоположностей подразумевает то, что Бог содержит в Себе и разрешает их
обе, что в нашей жизни работает божественный замысел, независимо от того,
увлечены ли мы его красотой или его "безумием". Танец и танцор - одно
целое; ни один атом не движется ни на каком плане бытия без Его Воли. Таким
образом, этот изящный символ олицетворяет фундаментальное единство всего.
Танец Шивы, или все, что случается в мире, состоит из вечно текущих
комбинаций Его пяти мощных действий, панчакритья. Эти действия и их
соответствия в символике Натараджи таковы: 1) сришти: творение или
эманация, символизируется Его верхней правой рукой, извлекающей из
барабанчика-дамару Паранаду, Первичный Звук, от которого происходят ритмы и
циклы творения; 2) стхити: сохранение, символизируется Его нижней правой
рукой в жесте благословения, абхайя-мудре, которая означает "не бойся"; 3)
самхара: разрушение, растворение или поглощение, символизируется огнем в
Его верхней левой руке, делающей жест ардхачандра-мудра ("полумесяц"); 4)
тиробхава: милость сокрытия, энергия, которая прячет истину и дает тем
самым возможность опыта, роста и конечного осуществления судьбы и которая
представлена Его правой ногой, попирающей простертую фигуру (Апасмарапурушу
или Муялаку), символизирующую неведение, или анаву; 5) ануграха: милость
откровения, которая дарует знание и разрывает путы души, представленная
поднятой левой ногой Шивы и Его нижней левой рукой в гаджахаста-мудре
(приглашающем "жесте слоновьего хобота"). Эти пять космических действий
иногда символически персонифицируются соответственно как Брахма, Вишну,
Рудра, Махешвара и Садашива или же как Садйоджата (творение), Вамадэва
(сохранение), Агхора (поглощение), Татпуруша (сокрытие) и Ишана (дарование
милости). Кольцо огня (прабхамандала), в котором Шива танцует, - это дворец
сознания (читсабха); иными словами, наполненное светом сердце человека,
центральное помещение проявленного космоса. Шива, танцуя, дает вселенной
существование и отнимает его, сокрывает Предельную Реальность для
большинства, раскрывает ее для преданных, которые подходят близко и
распознают Парашиву, Предельную Реальность, во дворце своего внутреннего
бытия. Воистину, все мы танцуем вместе с Шивой. См.: нада, Парамешвара,
Парашакти, Парашива, Садашива.
натха. "Учитель, господин; адепт". Древняя гималайская традиция шиваитского
йогического мистицизма, первым историческим представителем которой является
Нандикешвара (ок. 250 г. до н. э.). Слово натха, самореализованный адепт,
относится к удивительным мастерам-аскетам из этой школы. Посредством
практики сиддха-йоги они достигли невероятного могущества, сиддхи, и иногда
поэтому называются сиддха-йогами. Как все тантрики, натхи отказывались
признавать кастовые различия в духовных вопросах. Натхами также называют и
простых последователей традиции Натха, даже если они еще не достигли
реализации. Натха считается источником как хатха-, так и раджа- йоги. См.:
Кайласа-парампара, сиддха-йога, Натха-сампрадайя.
натха-матха. "Монастырь адептов". Как имя собственное - синоним
сиддха-сиддханты. См.: сиддха-сиддханта.
Натха-сампрадайя. Сампрадайя означает живой поток традиции. Натха-сампрадайя
- это философская и йогическая традиция шиваизма, происхождение которой
неизвестно. Эта старейшая шиваитская сампрадайя из существующих сегодня
состоит из двух главных потоков: Нандинатха и Адинатха. Представителями
Нандинатха-сампрадайи были Махарши Нандинатха (Нандикешвара, Тирунанди) и
его ученики: Патанджали (автор Йога-сутр) и Тирумулар (автор Тирумантирам).
В новое время ее представляют сиддхи Кайласа-парампары. Известными
представителями линии Адинатха являются Махарши Адинатха, Матсьендранатха и
Горакшанатха, который основал знаменитый орден йогов.
Натчинтанай. Сборник песен мудреца Йогасвами (1872-1964), в которых подробно
объясняются энергия садгуру, поклонение Богу Шиве, путь дхармы и достижение
Самореализации. См.: Кайласа-парампара.
наянар (тамил.). "Учитель". 63 канонизированных тамильских святых из южной
Индии, перечисленных в книге Секкилара Перийя-пуранам (ок. 1140 г.). Кроме
нескольких, все они были домохозяевами, признанными выдающимися преданными
Господа Шивы. Некоторые из них сделали вклад в свод писаний шайвасиддханты
под названием Тирумурай. См.: нальвар, Тирумурай.
недвойственость (недуализм). См.: веданта, двайта-адвайта, монистический
теизм.
ненасилие. См.: ахимса.
Нео-индийскаярелигия (санскр. навабхарата-дхарма). Современная форма
либерального индуизма, которая отстаивает основные культурные ценности
индуизма, такие, как одежда, диета и искусство, позволяя религиозным
ценностям понемногу угасать. Возникла после Британского Правления, когда
Индия объявила себя независимым и секулярным государством. Культивировалась
в системе образования, внедренной в Индии британцами, которая агрессивно
подрывала индуистскую мысль и веру. Неоиндийская религия поощряет индусов
следовать самым разным комбинациям теологии, писаний, садхан и
богослужений, независимо от их религиозного происхождения. Выходя за
пределы смартистской системы поклонения богам всех главных сект индуизма,
неоиндийская религия почитает священные образы всех религий, в том числе
Иисуса, Деву Марию и Будду. Многие навабхарати (неоиндуисты) не хотят
называться индуистами, но провозглашают себя последователями всех религий
мира. См.: смартизм, универсализм.
Непал. Древняя страна, расположенная между Индией и Тибетом. Площадь 50000
кв. миль, население 14 млн. чел. Здесь родились Будда и Матсьендранатха и
расположен знаменитый храм Шивы Пашупатинатха. Индуизм является
государственой религией.
нети нети. "Не это, не то". Формула из Упанишад, через отрицание
определяющая неопределимую и непостижимую природу Абсолюта. Это
утверждение, которое медитирующий йог применяет к каждой мысли и фазе ума,
проникая во все более глубокие сферы в своем поиске истины. В конце концов
он трансцендирует все, о чем можно сказать "это" или "то", и осознает То,
что находится за пределами ума. См.: Кундалини, самадхи, раджа-йога.
нечеловеческое рождение. Рождение души в нечеловеческих формах жизни,
упоминаемое во многих писаниях. Например, в известном гимне святого
Маниккавасагара (Тирувасагам 8.14) говорится: <Я становился травами и
цветами, червем и деревом. Я становился камнем и человеком, бесами и
небесными существами. Я становился могучими демонами, безмолвными мудрецами
и богами. Приняв все формы жизни, подвижные и неподвижные, родившись во
всем, я устал от рождений, о мой Великий Господь>. В Упанишадах также
описывается путь души после смерти как принятие более высокого или более
низкого рождения в соответствии с ее заслугами или провинностями в
последней жизни (Кауш.-у. 1.2, Чханд.-у. 5.3-5.10, Брихад.-у. 6.2). Иногда
эти утверждения понимаются неправильно, в том смысле, что каждая душа
должна постепенно, последовательно воплотиться во всех формах жизни,
начиная с самых низких и заканчивая самыми высокими, вплоть до
человеческого рождения. На самом же деле Упанишады объясняют, что после
смерти душа, достигнув внутренних миров, пожинает плоды своих деяний,
испытывается и затем получает соответствующее новое воплощение -
человеческое или нечеловеческое - по своим заслугам. Души, которым
уготована человеческая эволюция, являются человеческими с момента их
сотворения в Шивалоке. Им дается внешнее проявление в антарлоке и бхурлоке,
на Земле и других подобных планетах, по мере развития соответствующих
оболочек (коша). Однако не все души - человеческие. Есть множество видов
душ, например, элементалы и различные боги, которые эволюционируют к Богу
по путям, отличным от человеческих. Часто вышеупомянутые положения писаний
смешивают с теорией биологической эволюции, разработанной Чарльзом Дарвином
(1809-1882), согласно которой растительные и животные виды развиваются, или
эволюционируют, от более простых форм к более сложным благодаря
наследственной передаче мутаций, улучшающих приспособляемость организма к
условиям среды и повышающих его шансы выжить. Эта теория сейчас стала
общепринятой в биологии. Современные ученые, таким образом, считают, что
человеческая форма есть продукт развития более примитивных млекопитающих, в
частности приматов (обезьян). Теория Дарвина имеет определенное