рациональное зерно, но она неполна, так как основывается на
материалистическом понимании реальности, не учитывающем существования души.
В то время как упанишадическая эволюционная концепция говорит о развитии
души и ее прохождении по цепи реинкарнации, теория Дарвина
сосредоточивается на эволюции биологического организма, вне всякой связи с
душой или индивидуальным существом. См.: душа, коша, реинкарнация, эволюция
души.
ниманди. Вишнуитская секта, основанная Нимбаркой. См.: вишнуизм, Нимбарка.
Нимбарка (ок. 1130-1200). Мистик, философ, основатель вишнуитской секты
Ниманди и ведантистской философии двайта-адвайты, дуального недуализма.
Провозглашал милость гуру единственным истинным средством спасения. Первым
ввел поклонение Кришне вместе с Его спутницей Радхой (хотя современые
последователи его секты почитают Самого Вишну в форме Хамса-аватары). См.:
веданта.
нирвани и упадеши. Нирвани означает "погасший", а упадеши - "учитель". В
целом, слово нирвани относится к освобожденной душе или к определенному
классу монахов. Слово упадеши относится к учителю, обычно отшельнику. В
Танце с Шивой эти два термина имеют особое значение, сходное со значением
буддийских терминов архат и бодхисаттва. Это две формы земного
существования освобожденных, достигших душ. После полного просветления
дживанмукта имеет возможность вернуться в мир, чтобы помогать другим
становиться на Путь. Это - жизнь упадеши (и бодхисаттвы), примером которого
является милостивый садгуру, ведущий ищущих к Богореализации. Он может
основывать и направлять различные учреждения и монашеские ордены. Нирвани
же (как и архат) пребывает на вершинах сознания, разорвав все мирские
связи. Примером нирвани является безмолвный аскет, мудрец-отшельник. См.:
садгуру.
нирвикальпа-самадхи. "Энстазия (самадхи) без формы или семени". Реализация
"Я", Парашивы, состояние единства по ту сторону всех перемен и различий,
времени, формы и пространства. Ви означает "изменяться", кальпа - "порядок,
устройство; период времени". Таким образом, викальпа означает
"разнообразие, различие в восприятии". Нир означает "без". См.: кальпа,
раджа-йога, самадхи, энстазия.
Нирукта-веданга. Вспомогательные ведические тексты, в которых обсуждается
происхождение и развитие слов (от нирукта, "этимология"). Входит в четыре
лингвистических искусства, необходимых для понимания Вед и ритуалов-яджнь.
Нирукта полагается на древние словари, нигханту, а также на подробные
индексы гимнов, анукрамани. Пять нигханту существовали во времена Яски (ок.
320 г. до н. э.), чей трактат считается стандартом по ведической
этимологии. См.: Веданга.
Нитьянанда (?-1961). Мудрец-отшельник, известный как Бхагаван,
"возвышенный", живший необыкновенно мистической жизнью близ Бомбея и
инициировавший ряд учеников, в том числе Свами Муктананду.
нияма. "Ограничения". См.: яма-нияма.
нияти. "Необходимость, ограничение; установленный порядок вещей, судьба".
Синоним кармы, восьмая таттва. Часть одной из пяти "оболочек" души (паньча
каньчука), а именно виджнянамайя-коши. См.: карма, таттва.
Новый Год. Большинство индийских индуистов празднует Новый Год по
традиционным, доколониальным календарям, которых существует несколько.
Поэтому в разных штатах Индии разные дни являются новогодними. Основными
являются Дипавали (октябрь-ноябрь) в северной Индии и начало месяца меша
(Овен) в апреле в Тамилнаде, Бенгалии и Непале.
Нью-Эйдж (англ. New Age). Культурное движение, популярное в 80-х и 90-х гг.
и характеризующееся повышенным интересом к вопросам духовности, сознания,
реинкарнации, астрологии, вегетарианства, медитации и холистической
медицины.
ньяя. См.: шад-даршана.
О
обращение в индуизм. Принятие индуизма всегда требовало не меньшего, чем
принятия всех верований и следования всем законам индуистов. Это было и
остается основным содержанием обращения в индуизм, хотя есть и всегда были
определенные формальные церемонии, отмечающие вхождение индивидуума в эту
религию, в частности намакарана, или ритуал имянаречения. Самым очевидным
признаком полной искренности принятия индуизма является отказ от прошлого
имени и принятие индуистского имени, обычно имени какого-либо бога или
богини, с последующей заменой имени в паспорте, удостоверениях,
водительских правах и других документах. Новое имя употребляется всегда и
во всех ситуациях, в том числе в семье и среди друзей. Это и есть принятие
индуизма. Это и есть обращение. Это и есть то доказательство искренности
намерений вступающего во всемирную конгрегацию древнейшей религии -
доказательство, наиболее уважаемое теми, кто в этой религии родился. Во
многих храмах в Индии и других странах просят предъявить паспорт или другое
удостоверение личности, прежде чем допустить неиндийского по происхождению
верующего к чему-то большему, чем просто посещение службы. Для принятия
индуизма требуется лишь ваше собственное осознанное намерение. Вера
является ключевым моментом религиозных убеждений, и у разных религий мира -
очень разные верования. То, во что мы верим, формирует наше мировоззрение,
нашу жизнь и судьбу. Выбрать свою веру - значит выбрать свою религию. Те,
кто чувствуют себя как дома среди верований индуизма, уже являются в
какой-то степени индуистами. Однако формальное принятие новой религии - шаг
серьезный и для тех, кто принадлежал раньше к другой религии, зачастую
болезненный. Принятие в индуисты людей из неиндуистского мира имело место
на протяжении тысячелетий. Свами Вивекананда говорил: <Инородцы в прошлом
обращались [в индуизм] целыми толпами, и этот процесс не прекращается даже
по сей день>. Д-р С. Радхакришнан подтверждает слова Свами в своей
знаменитой книге <Индуистский взгляд на жизнь>: <В каком-то смысле индуизм
можно считать первым примером всемирной или миссионерской религии. Но его
миссионерский дух не имеет ничего общего с символами веры для прозелитов.
Индуизм не считал своей миссией привести все человечество к единой точке
зрения. Ибо в счет идет поведение, а не вера. Поклоняющиеся различным богам
и последователи различных ритуалов принимались в индуистские ряды. Древняя
практика вратьястомы, подробно описанная в Тандья-брахмане, свидетельствует
о том, что не только индивидуумы, но целые племена принимались в индуизм.
Многие современные секты также принимают людей со стороны>. См.: индуизм,
индуист.
объединенная семья (санскр. кутумба или кула). Индуистская социальная
единица, состоящая из нескольких поколений родственников, живущих вместе -
под одной крышей или по соседству. Традиционно объединенные семьи жили в
одном большом доме, но в наше время члены такой семьи могут размещаться в
нескольких отдельных домах на одной общей территории. В объединенную семью
входят отец, мать, их сыновья, внуки и правнуки со своими женами, а также
дочери, внучки и правнучки, которые еще не вышли замуж. Таким образом,
часто в семье имеется несколько супружеских пар с детьми. Главой
объединенной семьи, называемый кутумба-мукхья (а также мукхья или картри),
является отец, которому помогает мать, а в отсутствие отца его замещает
старший сын, которого наставляет его мать и поддерживает жена. Старшего
сына отец с детства готовит к его особой роли будущего главы семьи. В
случае смерти отца священный закон разрешает раздел семейного имущества
между сыновьями. Раздел может также быть необходим в том случае, если
сыновья избирают разные профессии и живут в разных городах и не могут
собраться под одной крышей или когда семья становится слишком большой и
неуправляемой. В качестве главных характеристик объединенной семьи можно
назвать то, что ее члены: 1) совместно живут, 2) совместно питаются, 3)
ведут совместное хозяйство и, в идеале, 4) принадлежат к одной и той же
религии, секте, сампрадайе. Каждая отдельная семья, состоящая из мужа, жены
и их детей, находится под руководством главы объединенной семьи. Все вместе
самоотверженно трудятся для достижения общей цели. Каждая объединенная
семья является ячейкой структуры более высокого уровня - "расширенной
семьи" (брихат-кутумбы или махакутумбы). См.: расширенная семья,
грихастха-дхарма.
объективный. Объективное мышление или восприятие - видящее объект таким,
каким он в действительности является, не искаженное личной точкой зрения
(как в случае субъективного мышления). См.: субъективный.
ограниченный недуализм. См.: вишишта-адвайта.
одический. Магнетический, относящийся к сознанию в ашуддха-майе, сфере
физического и низшего астрального планов. Одическая сила в своем утонченном
состоянии - это пракрити, первичная грубая энергия природы, проявляющаяся в
трех гунах: саттве, раджасе и тамасе. Это сила притяжения и отталкивания
между людьми, между людьми и их вещами, и она проявляется как сила мужская
(активная) и женская (пассивная), которые в человеке присутствуют как токи
пингала и ида. Эти два тока (нади) направлены вдоль позвоночника в тонком
теле человека. Одическая сила - это магнетическая, притягивающая,
связывающая субстанция, которую люди стараются вырабатывать, когда хотят
связывать себя друг с другом, например в деловом партнерстве, браке, дружбе
и отношениях "гуру-шишья" (учитель-ученик). Одическая энергия является
комбинированной эманацией пранамайя- и аннамайя-кош. Само слово одический
является производным от существительного од, определяемого Оксфордским
словарем английского языка как "гипотетическая сила, которая, как считал