Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 98 из 119)

барон фон Райхенбах (1788-1869), пронизывает всю природу, проявляясь в

определенных личностях, обладающих чувствительным темпераментом (истекая из

кончиков их пальцев), и особенно явно - в магнитах, кристаллах, тепле,

свете и химических реакциях; термин был введен для объяснения феноменов

месмеризма и животного магнетизма". См.: актинический, актинодический,

гуна, коша, таттва, тонкое тело.

олай (тамил.). "Лист". Форма книг, с древних времен распространенная в южной

Индии. Страницы изготавливались из листьев пальм триндрума и талапатра (на

севере заменителем служила обработанная березовая кора, бхурджа-патра) и

связывались шнуром, пропущенным через одно или два отверстия. Книга обычно

имела переплет в виде двух деревянных досок. Чернила, изготовленные из сажи

или древесного угля, наносились тростниковым пером. На юге буквы чаще

процарапывались стилем, а затем натирались сажей. Такие книги были

небольшого размера, в среднем 2 дюйма в высоту на 8 дюймов в ширину, и

обычно хранились завернутыми в цветную ткань. См.: грантха.

Ом. Самая священная мантра индуизма. То же, что Аум (это две альтернативные

транслитерации одного и того же слога: звуки А и У, смешиваясь, дают О).

См.: Аум, Пранава.

омовение (санскр. снана). Неотъемлемая часть религиозной практики в

индуизме. Во-первых, омовение мурти божества, Шивалингама и стоп гуру

совершается во время пуджи (особенно парартха-пуджи в храме) почти всеми

индуистами. Вовторых, ежедневное омовение совершают сами верующие перед

выполнением каких-либо религиозных церемоний или обрядов. Особенно

благоприятным считается омовение в водах Ганга, других священных рек и

храмовых водоемах.

ортодокс (греч.). "Приверженный правильному мнению; правоверный".

Традиционалист, сторонник устоявшихся, признанных учений или верований.

Противоположный по значению термин - гетеродокс, "неправоверный;

инакомыслящий". См.: астика. осознавание (санскр. сакшин или чит, англ,

awareness). Индивидуальное сознание, восприятие, знание; свидетель

восприятия, "внутренний глаз души". Способность души чувствовать, видеть

или знать и осознавать это знание. Когда осознавание "втягивается

вовнутрь", могут иметь место различные состояния самадхи. Осознавание

упоминается в Агамах как читшакти, "сила осознавания", внутреннее "я" и

вечный свидетель. См.: сознание, сакшин.

П

пада. "Стопа; четверть; раздел; стадия; путь". Название основных разделов

агамических текстов и соответствующих стадий практики и развития на пути к

мокше. Согласно шайва-сиддханте, есть четыре пады, которые являются

последовательными и кумулятивными, т. е., завершая одну, душа тем самым

подготавливается к следующей (на тамильском языке шайва-сиддханта также

известна как налу-пада-шайвам, "шиваизм четырех стадий"). Чарья-пада:

"Стадия доброго поведения". Первая стадия, в которой человек учится жить

праведно, служить бескорыстно, практикуя карма-йогу. Она также известна как

даса-марга, "путь раба", время, когда ищущий относится к Богу как слуга к

хозяину. Традиционные акты чарьи - это уборка храма, зажигание ламп и

собирание цветов для богослужения. Поклонение на этой стадии в основном

внешнее. Крия-пада: "Религиозные действия; стадия поклонения". Стадия

бхакти-йоги, культивирования преданности посредством выполнения пуджи и

ежедневной садханы. Также известна как сатпутра-марга, "путь истинного

сына", поскольку душа теперь относится к Богу как сын к отцу. Центральной

практикой крия-пады является выполнение ежедневной пуджи. Йога-пада: созрев

в чарья- и крия-падах, душа теперь обращается к интернализированному

(внутреннему) поклонению и раджа-йоге под руководством садгуру. Это время

садханы и серьезного устремления к цели - реализации истинного "Я". И это -

сакха-марга, "путь друга", ибо теперь на Бога смотрят как на близкого

друга. Джняна-пада: "стадия мудрости". Когда душа достигает Реализации, она

получает мудрость и живет вне жизни тела, благословляя все человечество.

Эта стадия также известна как Сан-Марга, "истинный путь", на котором Бог

является дорогим возлюбленным. Тирумантирам описывает осуществление каждой

стадии следующим образом. В чарье душа вырабатывает тесную связь с "миром

Бога" (салокья). В крие она достигает "близости" (самипья) с Ним. В йоге

душа достигает "подобия" (сарупья) Ему. В джняне душа наслаждается

предельным блаженством тождественности (саюджья) с Шивой. См.: джняна,

нирвани и упадеши.

падапуджа. "Поклонение стопам". Церемониальное поклонение сандалиям или

святым стопам гуру, часто с возлиянием драгоценных субстанций и

предложением плодов и цветов. После церемонии вода от омовения, плоды и

другие драгоценные субстанции разделяются между преданными как прасада.

См.: гуру, гуру-бхакти, падука, прасада, пуджа.

падартха. "Составная часть". Первичные категории или фундаментальные

элементы бытия, различным образом определяемые каждой из философских школ.

Например, в санкхья-даршане падартхами являются пуруша (дух) и пракрити

(материя). В адвайта-веданте это чит (дух) и ачит (не-дух), которые с

абсолютной точки зрения являются Единой падартхой, Брахманом. В традициях

шактов и шайвов падартхами являются Пати (Бог), пашу (душа) и паша (мир,

или узы).

паддхати. "След, колея; руководство". Название класса описательных книг,

например Сиддха-сиддханта-паддхати Горакшанатхи. Есть много паддхати,

являющихся руководствами по храмовым ритуалам, паддхати для Вед и для Агам.

падма. "Цветок лотоса", Nelumbo nucifera. Поскольку лотос растет из донной

грязи и поднимается над водой в совершенной чистоте и славе, он широко

используется в качестве символа духовного развития (от низшего - к высшему,

от нечистого - к чистому). Кроме того, чакры обычно изображаются в виде

цветов лотоса с разным числом лепестков.

Падма-пурана. Одна из шести главных Вишну-пуран.

падука. "Сандалии". Шри-падука - это сандалии духовного наставника,

традиционный иконографический образ гуру, который представляет его святые

стопы и которому поклоняются как источнику милости. Падука - это также одна

из восьми вира-шиваитских опор веры (аштаварана) - практика питья воды

после церемониального обмывания Шивалинги или стоп гуру. См.: гуру-бхакти,

падапуджа, прасада, садгуру.

Пайнгала-упанишад. Относится к Шукла-Яджурведе. Диалог из 12 стихов между

мудрецом Яджнявалкьей и его учеником Пайнгалой на разные темы, включая

освобождение и пять оболочек человека.

пали. Один из среднеиндийских языков (пракритов), ставший священным языком

южных буддистов; на нем писались сочинения (в том числе вошедшие в состав

канона писаний южных буддистов) в Шри-Ланке и смежных с ней областях Индии.

паломничество (санскр. тиртхаятра). Путешествие к святому храму, ближнему

или далекому, выполняемое всеми индуистами хотя бы один раз в год. См.:

тиртхаятра.

пандит. Индуистский ученый или богослов, человек, хорошо знающий философию,

литургию, религиозный закон и сакральную науку.

панентеизм. "Учение о всем в Боге". Философия, понимающая вселенную как

часть бытия Бога, в отличие от пантеизма (учения "все-есть-Бог"),

отождествляющего Бога с тотальной реальностью. Панентеизм утверждает, что

Бог проницает мир, но также находится вне его. Бог имманентен и

трансцендентен, относителен и абсолютен. Для панентеиста Бог во всем и все

в Боге. Панентеизм - это то же, что монистический теизм.

пантеизм. "Учение о том, что Бог есть все". Общий термин для разнообразных

философских позиций, с которых Бог и мир видятся идентичными. Для пантеиста

Бог не является ни обладающим личностью Господом, ни трансцендентным или

бесформеным Бытием, но тотальностью всего существования, включая

универсальные законы, движение, материю и т. д.

паньча-ачара. "Пять правил". Пять вира-шиваитских правил поведения: 1)

Лингачара; ежедневное поклонение Шивалинге, 2) садачара: внимание к своим

профессиональным и прочим обязанностям, 3) Шивачара: признание Шивы

единственным Богом и соблюдение равенства среди членов общины, 4)

бхритьячара: смирение по отношению ко всем существам и 5) ганачара: защита

общины и ее принципов.

паньчабхута. "Пять элементов". Земля, вода, огонь, воздух и эфир. Другое

название - махабхута. См.: индрия, таттва.

Паньча Ганапати Утсава. "Пятеричный праздник Ганапати". Современный

пятидневный праздник, отмечаемый с 21 по 25 декабря. Паньча ("пять")

относится к пяти ликам Ганеши, каждый из которых представляет особую

энергию (шакти). Каждый день поклоняются одному из ликов, что способствует:

1) гармонии в доме, 2) согласию среди родственников, соседей и друзей, 3)

удаче в делах и общественных связях, 4) культурному росту и 5) милосердию и

религиозности. Этот праздник, любимый детьми, был введен в 1985 г. Садгуру

Шивайей Субрамуниясвами по договоренности со старейшинами различных

индуистских сект. Во время праздника люди делают друг другу подарки,

обновляют семейные и дружественые связи, сосредоточиваясь при этом на

великом боге изобилия. См.: Ганеша.

Паньчакшара-мантра. "Мантра из пяти букв". Самая священная мантра шиваизма.

См.: Намах Шивайя.

Паньчамукха Ганапати. "Пятиликий Ганапати". Особая форма Господа Ганеши с

пятью лицами. См.: Ганеша.

паньча-нитья-карма. "Пять постоянных обязанностей". Традиционный режим

религиозной практики для индуистов: 1) дхарма (добродетельная жизнь), 2)

упасана (поклонение), 3) утсава (соблюдение праздников), 4) тиртхаятра