Смекни!
smekni.com

Hinduism's Contemporary Catechism (стр. 99 из 119)

(паломничество) и 5) самскара (таинства). См.: дхарма.

паньчаратра. Древнее название вишнуизма. Дословно означает "пять ночей", но,

возможно, является искажением слова паньчаратха ("пять колесниц или путей")

и в этом случае указывает на пять древних сект, существовавших в районе

Матхуры и постепенно слившихся в одну, поклоняющуюся Кришне.

Паньчаратра-агамы. Одна из двух главных групп вишнуитских Агам (вторая

группа - Вайкханаса-агамы).

Паньчартха-бхашья. Комментарий Каундиньи (ок. 100 г.) к Пашупата-сутрам

Лакулиши, один из немногих сохранившихся философских текстов

пашупата-шиваизма. Открыт в 1930 г.

Паньчатантра. Собрание басен, использовавшихся мудрецом Вишну Шармой при

обучении сыновей царя "искусству практической жизни". Они были записаны на

санскрите ок. 200 г. до н. э., но существовали и раньше в устной традиции.

Сюжеты басен распространились по всему миру и встречаются впоследствии в

Баснях Эзопа, Тысяче и одной ночи, Кентерберийских рассказах и в литературе

древнего Китая и Японии.

паньча-шраддха. "Пять верований". Краткое резюме индуистской веры: 1) сарва

Брахман: Бог - это Все во всем, душа - божественна; 2) мандира: вера в

храмы и божественных существ; 3) карма: космическая справедливость; 4)

сансара-мокша: перерождение приносит просветление и освобождение; 5) Веды и

садгуру: необходимость писаний и наставника. См.: паньча-нитья-карма.

паньчаятана-пуджа. "Поклонение пяти божествам". Система персонального

богослужения, сложившаяся после VII века в брахманической смартистской

традиции и являющаяся в наше время частью ежедневной практики

ортодоксальных смартов. Ритуал включает в себя поклонение пяти божествам:

Вишну, Шиве, Сурье, Ганеше и Шакти. Этих пятерых божеств представляют

маленькие мурти, или пять видов камней, или пять отметин, нарисованных на

полу. Одно божество находится в центре как предпочитаемое божество

преданного, или ишта-дэвата, Остальные четыре образуют квадрат вокруг него.

Кумара, которого часто добавляют как шестое божество, обычно располагается

за ишта-дэватой. Философски все они рассматриваются смартами скорее как

равные отображения Сагуна-Брахмана (Абсолюта с качествами), чем как

отдельные существа. Такое расположение божеств соблюдается и в смартистских

храмах: одно устанавливается в центральном "святая святых", а остальные - в

маленьких приделах. Каждому божеству можно поклоняться в любом Его (Ее)

аспекте или инкарнации (например, Шакти - как Лакшми, Вишну - как Раме,

Шиве - как Бхайраве). С добавлением шестого божества вся система известна

как шанмата, "шестеричный путь". Эта система фактически создала прецедент

для современной неоиндийской религии, в которой индуисты свободно помещают

Иисуса, Деву Марию, Мухаммеда, Будду или любой другой священный образ на

свои алтари. Но такой подход не имеет уже никакой основы ни в каком

традиционном писании. См.: ишта-дэвата, неоиндийская религия, смартизм.

папа. "Зло; грех, преступление". 1) Зло. 2) Неправедное деяние. 3)

Общественное осуждение как результат неправильных действий. Папа включает в

себя все формы неправильных действий, от простейших нарушений порядка до

самых ужасных преступлений вроде предумышленного убийства. Каждый акт папы

влечет за собой кармические последствия (кармапхала), "плод действия", и

для каждого акта в писаниях предусмотрено определенное покаяние или

искупление. Пробудившие в себе психическое зрение могут ясно видеть папу во

внутренней подсознательной ауре как цветную липкую астральную субстанцию.

Папа видится как несвязные темные цвета, в то время как ее

противоположность, пунья, видится как пастельные тона. Цветовая гамма

несколько напоминает современные настенные росписи. Цвета папы могут

порождать болезни, депрессию, одиночество и т. п. и устраняются посредством

покаяния (праяшчитта), аскетизма (тапас) и благих деяний (сукритья). Есть

определенные последствия, кармапхала, "плоды действия", которые являются

результатами каждого вида нарушения дхармы. Например, человек, который

крадет у своих соседей, создает космический долг, который может оплатить

впоследствии тем, что лишится своего собственного имущества. Есть также

специальные покаяния (праяшчитта), которые могут выполняться для

приобретения заслуг (пунья) и уравновешивания папы, негативной кармы

неправедного деяния. Эти покаяния описываются в различных Дхарма-шастрах и

назначаются компетентными духовными наставниками, пандитами, шастри, свами,

йогами и деревенскими старейшинами в соответствии с варной и образованием

провинившегося индивидуума. Например, Законы Ману дают несколько видов

покаяния за такое преступление, как убийство: 1) построить хижину в лесу и

жить там в изгнании двенадцать лет, кормясь подаянием, или 2)пройти 100

йоджан (900 миль), повторяя стихи из Вед, мало есть и соблюдать умеренность

во всем. Современный пример: если человек срубит большое здоровое дерево,

он может искупить это тем, что посадит десять деревьев и убедится, что по

крайней мере одно из них прижилось. Количество папы, приобретаемой с каждым

деянием, зависит от многих факторов, в том числе от кармы, дхармы и уровня

духовного развития индивидуума, его намерений и мотивов, а также времени и

места деяния (например, недобродетельные поступки заслуживают особенного

осуждения, когда совершаются в святых местах). Папа - это противоположность

пуньи (заслуг, добродетели). См.: зло, карма, пунья.

папа-духкха. Грех и страдания". См.: карма, папа.

пара. "Высший; превосходящий". Приставка, указывающая на высший аспект того,

чему она предшествует. Примеры: Парашива, Парабрахман, Парашакти.

Парабрахман. "Всевышний (трансцендентный) Бог". Синоним Ниргуна-Брахмана,

Абсолютной Реальности вне времени, пространства и формы. То же, что

Парашива. См.: Брахман, Парашива.

Паракхья-агама. Вспомогательный шиваитский агамический текст (Упагама).

парама. "Высший; превосходящий". См.: пара.

парамагуру. "Старший наставник". Гуру вашего гуру.

Параматман. "Высшее Я" или "трансцендентная душа". Парашива, Абсолютная

Реальность, единое трансцендентное "Я" каждой души. Отличается от атмана,

который включает в себя все три аспекта души: Парашиву, Парашакти и

анандамайя-кошу. См.: атман, душа, коша.

парамахамса. "Высший из лебедей". Происходит от слова хамса, означающего

лебедя или, точнее, высоколетающего индийского гуся Anser Indicus. Этим

словом обозначают особый класс освобожденных отшельников.

Парамешвара. "Всевышний Господь или Правитель". Бог Шива в Своем третьем

совершенстве, как Махадэва, Шива-Шакти, Мать вселенной. В этом

совершенстве, как Личностный Бог, Бог-Отец-и-Мать, Шива есть Личность -

имеющая тело с головой, руками, ногами и т. д., - которая действует,

желает, благословляет, дает даршану, руководит, создает, сохраняет,

поглощает, сокрывает и просветляет. Воистину, Шива-Шакти делает все. Термин

"Первичная Душа", Парамапуруша, обозначает Парамешвару как изначальную,

несотворенную Душу, создателя всех других душ. Парамешвара имеет много

других имен и эпитетов, в том числе указывающие на Его пять божественных

действий - Садашива, открывающий; Махешвара, сокрывающий; Брахма, творец;

Вишну, хранитель; и Рудра, разрушитель. См.: Натараджа, Садашива.

парампара. "Непрерывная преемственность". Линия передачи учения от учителя к

ученику, к ученику ученика и т. д. См.: сампрадайя.

парартха-пуджа (парамартха-пуджа). "Публичное богослужение и поклонение".

См.: пуджа.

Парасамвид. В сиддха-сидханте - высшее, трансцендентное состояние Шивы.

Синоним Парашивы.

Парашакти. "Высшая, или изначальная, энергия". Второе совершенство Бога

Шивы: безличное, имманентное, имеющее форму, всепроникающее Чистое

Сознание, Первосубстанция всего сущего. Есть много других описательных имен

Парашакти - Саччидананда ("существование-сознание-блаженство"), свет,

безмолвие, божественное сознание, сверхсознание и т. п. Упорный йог или

медитатор может пережить Парашакти как слияние или отождествление с неким

фундаментальным единством, текущим сквозь все формы. Такое переживание

называется савикальпа-самадхи. См.: раджа-йога, Саччидананда, таттва,

Шакти.

Парашива. "Трансцендентный Шива". Бог-<Я>, Шива в Своем первом совершенстве,

Абсолютная Реальность. Бог Шива как То, что недостижимо для сознания,

находится по ту сторону времени, пространства и формы и недоступно

описанию. Слиться с Ним в мистическом союзе - цель всех воплощенных душ,

для которой они и живут на этой планете и которая придает глубочайший смысл

их переживаниям. Достижение этого называется самореализацией или

нирвикальпа-самадхи. См.: самадхи, Шива.

Парвати. "Дочь горы". Одно из множества имен Вселенской Матери. Ей возносят

молитвы о силе, здоровье и очищении. Мифологическая невеста Шивы. См.:

Богиня, Шакти.

патала. "Падшая или грешная область". Седьмая чакра ниже муладхары с центром

в подошвах стоп. Соответствует седьмому, самому низшему под земной

поверхностью миру, называемому какола ("черный яд") или патала. Это сфера,

в которой заблудшие души заняты разрушением ради разрушения и убийством

ради убийства. Патала - это также название всего нижнего мира в целом, и в

этом значении - синоним нараки. См.: лока, нарака, чакра.

Патанджали (ок. 200 г. до н. э.). Шиваитский натха-сиддха, оформивший

древнюю философию, которая описывает путь к просветлению через очищение,

контроль и трансцендирование ума. Это одна из шести классических