Смекни!
smekni.com

«Интеграция разных видов детской творческой деятельности» (стр. 3 из 22)

В старших группах можно после подготовки общего фона разделить лист на части и после выполнения задания соединить все части в том же порядке.

Уже в младшей группе дети могут выполнять задание на одном листе, создавая два одинаковых по сложности изображения, далее группа может быть увеличена до трех – четырех и более детей.

Легче выполнять коллективные работы в аппликации. Каждый ребенок на своем месте вырезает и склеивает предмет, а затем – наклеивает его на общий лист.

Может быть вариант, когда два ребенка выполняют парную работу, каждый на своем листе, например, украшают пару варежек. Тогда им приходиться договариваться о схеме узора.

Здесь очень важно для воспитателя продумать последовательность выполнения работы.

В лепке дети могут выполнять персонажей композиции. Но здесь, очень важно договориться, кто кого будет лепить, уметь соотнести величину фигурок, определить дополнения, которые сделают композицию общей.

Коллективная работа может быть выполнена как на одном, так и на нескольких занятиях. При этом важно, чтобы каждое занятие имело вид завершенности определенного этапа.

Практическая часть: Воспитателям предлагается разбиться на группы по три человека. Каждая группа выбирает технику, в которой будет выполнять работу: лепка, аппликация, рисование.

Предлагаются темы:

«Цирк», «Планета добрых дел», «Коты-друзья», «Зоопарк», Зимний вечер», «Скатерть-самобранка».

Педагоги должны выбрать тему, определить способ выполнения работы, подобрать необходимый материал и, по окончании творческого процесса, представить работу другим участникам, объясняя, как выполняли, какие были удачные и неудачные моменты в процессе выполнения работы.

«Образ сказочной птицы в творчестве русских художников, писателей, композиторов»

(интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста)

Это занятие - своеобразное подведение итогов многоплановой работы по теме «Образ сказочной птицы в творчестве русских поэтов, художников, композиторов». Знакомство детей с художественной литературой, творениями художников и музыкантов, творческое воплощение всего увиденного и услышанного в продуктивной деятельности дало возможность педагогам эстетического цикла создать у детей целостный и эмоционально наполненный образ. Интеграция разных видов детской творческой деятельности на занятии позволила детям реализовать свои творческие потребности в хореографических миниатюрах, изобразительной деятельности (индивидуальные и коллективные работы), игре на музыкальных инструментах, словотворчестве.

Подготовка и проведение занятия основывались на принципе сотрудничества педагогов эстетического цикла и воспитателей, которые знакомили детей с художественной литературой.

Возраст детей: старшие дошкольники.

Цель: Способствовать развитию у детей чувства прекрасного и гармонии, художественного восприятия посредством изобразительного искусства, поэзии, музыки, хореографии. Познакомить с возможностями создания и передачи образа сказочной птицы в разных видах искусства.

Задачи: Развивать воображение, творческое мышление, эстетическое восприятие. Познакомить детей с творчеством русских композиторов: И.Стравинского, Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского; с творчеством художника М.Врубеля, художников-иллюстраторов Н.Кочергиной, С.Ковалева.

Познакомить детей со сказкой П.Ершова «Конек-горбунок»

Материалы и оборудование: Мультимедийная презентация с фото- и видео-фрагментами, включающими: репродукцию картины М.А.Врубеля «Царевна - Лебедь», иллюстрации современных художников к произведению А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», видеофрагменты балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро», мультипликационных фильмов «Конек-горбунок», «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Аудиозаписи фрагментов музыки: П.И.Чайковского к балету «Лебединое озеро», И.Стравинского к балету «Жар-птица», Н.А.Римского-Корсакова к опере «Сказка о царе Салтане»

Занятие ведут три педагога, по очереди выступая в роли ведущего.

1.«Жар - птица»

Ведущий:

- Вы все знаете много сказок. В них рассказывается о могуществе и вечной силе добра, о добрых волшебных и злых колдунах. Это - и зловещий Кощей – Бессмертный с его мрачным царством кикимор и чудовищ, и благородный Иван – царевич, спасающий пленную царевну, и многие другие хорошо вам известные сказочные персонажи. Но сегодня мы поговорим только об одном из них: о необыкновенной, волшебной, сказочной птице. Образ этой птицы часто используется писателями, поэтами, композиторами, художниками и народными мастерами.

Ведущий задает вопросы детям:

- Какую сказочную птицу вы знаете?

- В какой сказке вы ее встречали?

- Известна ли вам сказка «Конек – Горбунок»? (совместно с детьми вспомнить сюжет, как появилась сказка, с помощью чего поэт передал литературный образ Жар-птицы).

Демонстрируется фрагмент из мультфильма «Конек – Горбунок».

Ведущий:

Посмотрите, какая замечательная книга есть в нашей библиотеке (ведущий обращает внимание детей на иллюстрации художников Н. Кочергиной, С. Ковалева к книге «Конек – горбунок», делая акцент на средства, которые использовали художники).

Ведущий:

Вы увидели, как жар-птицу изобразил писатель, художник, а теперь, давайте посмотрим, как передал ее образ композитор. В 1910 году русский композитор Игорь Стравинский написал балет «Жар-птица».

- А кто из вас знает, что такое балет?

- Какие танцы вам известны?

- Чем отличается просто танец от балета?

Есть танцы, придуманные народом, которые пришли из древности, а балет – это танец, придуманный одним человеком на какую-то определенную музыку.

Игорь Стравинский был первым, кто соединил красоту народного танца с классическим балетом. Это соединение было и в музыке, и в танце.

Его балет состоит из нескольких частей: вступление, танец жар-птицы, хоровод царевен, поганый пляс, колыбельная жар-птицы, финал. Сейчас мы с вами послушаем вариации из балета «Жар-птица», а вы подумайте:

1. Какой характер музыки?

2. Что помогает композитору создать такой яркий образ?

3. Какие инструменты вы слышите в этом музыкальном фрагменте?

(После прослушивания музыкальной записи дети отвечают на вопросы).

  1. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Ведущий:

Мы познакомились с образом жар-птицы. А каких еще сказочных птиц вы знаете? Давайте вспомним сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Послушайте отрывок из сказки, где встречается образ сказочной птицы?

Ведущий зачитывает отрывок из сказки А.С.Пушкина:

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто сон… и т.д.

Ведущий:

Злой волшебник заколдовал царевну, но даже злые чары не смогли сделать ее уродливой, а превратили в красивую птицу с большими крыльями, точеной шеей, грациозной головкой.

А теперь давайте посмотрим небольшой отрывок из этой сказки, где вы увидите, как лебедь превращается в прекрасную царевну.

Демонстрируется фрагмент из мультфильма по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».

Ведущий:

Русский композитор Н.А.Римский – Корсаков, прочитав сказку А.С.Пушкина, решил сочинить оперу с таким же названием – одноименную оперу.

- Кто знает, что такое опера?

Как у Пушкина, так и у Римского – Корсакова в опере есть «три чуда». Вспомните, какие это три чуда?

Давайте послушаем, как композитор Н.А.Римский-Корсаков с помощью музыки передал образ этих чудес.

Дети слушают музыкальный фрагмент и угадывают, о каком чуде рассказывает музыка.

  1. «Царевна – Лебедь».

Ведущий:

Русский художник Михаил Врубель написал картину «Царевна – Лебедь». Он жил давно, в прошлом веке, но его прекрасные полотна до сих пор радуют нас, помогают стать благороднее и добрее.

Источник своего вдохновения Михаил Александрович Врубель находил в русских былинах и фольклорных традициях.

Опираясь на миф, легенду, былину, художник создал свой собственный поэтический мир, красочный и напряженный, полный торжествующей красоты, тревожной таинственности - мир сказочных героев с их земною грустью и человеческими переживаниями.

Дети вместе с педагогами рассматривают слайд с изображением картины М.А.Врубеля «Царевна - Лебедь».

Ведущий:

Вы все знаете русского композитора Петра Ильича Чайковского.

- Какие балеты этого композитора вы помните?

- Сейчас мы посмотрим фрагмент из балета Пера Ильича Чайковского «Лебединое озеро».

Фрагмент из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро»

Затем хореограф предлагает детям создать свой танцевальный образ сказочной птицы под музыку из просмотренного фрагмента балета.

Ведущий:

Итак, сегодня вы познакомились с прекрасной сказочной птицей. Вы увидели, как использовали ее образ в музыке, танце и литературе. Сейчас я предлагаю вам самим нарисовать сказочную птицу так, как вы ее себе представляете.

Дети рисуют сказочную птицу (или делают аппликацию) вместе с педагогом по изобразительной деятельности. Из художественных работ детей создаётся выставка «Образ сказочной птицы».

1.2. «Город мастеров»

Мастер - класс для педагогов по ознакомлению с различными видами декоративно-прикладного искусства.