Смекни!
smekni.com

«Интеграция разных видов детской творческой деятельности» (стр. 1 из 22)

Государственное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад № 2336

Центрального округа города Москвы

«Интеграция разных видов

детской творческой деятельности»

(сборник практических материалов)

2010 год

Сборник разработан в рамках реализации совместного пилотного проекта Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы». В нём представлены практические материалы по проведению интегрированных занятий с детьми в возрасте от 3 до 7 лет.

Сборник адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений: музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования и воспитателям, - углубленно занимающихся художественно-эстетическим развитием дошкольников.

Все материалы сборника являются оригинальными авторскими разработками педагогов Центра развития ребёнка № 2336 Центрального округа города Москвы.

Руководитель ГОУ Центра развития ребенка - Павленко Ирина Николаевна, кандидат психологических наук, Почетный работник общего образования.

Сборник подготовлен авторским коллективом: музыкальные руководители - Виктория Игоревна Дроздова, Людмила Александровна Букреева; педагоги дополнительного образования - Ольга Васильевна Колесникова, (изобразительная деятельность), Мария Сергеевна Аверина (хореография), Ольга Михайловна Жукова (иностранный язык); старший воспитатель Елена Николаевна Морсакова; педагог-психолог Наталья Георгиевна Родюшкина; воспитатель по физической культуре Ирина Владимировна Захарова; учитель-логопед Ирина Викторовна Степанова.

СОДЕРЖАНИЕ

I.

ВВЕДЕНИЕ.

4-6

II.

Система работы с детьми на основе интеграции разных видов детской творческой деятельности.

7

1. Интегрированные занятия:

8-23

1.1. «Образ сказочной птицы в творчестве русских художников, поэтов, композиторов».

8-12

1.2. «Город мастеров».

12-16

1.3. «Две подруги: Россия и Украина»

16-18

1.4. «Венский бал».

19-21

1.5. «Олимпийские игры в Греции».

21-23

2. Творческие проекты:

23-45

2.1. Мюзикл «Веселый огород».

23-27

2.2. «Мы – дети твои, Россия!».

27-39

2.3. «Кудесник, сказочник, поэт» (посвящается 210-летию А.С.Пушкина)

39-45

3. Культурно – досуговые мероприятия:

46-83

3.1. Праздник «Новогодний марафон»

46-59

3.2. Фестиваль творчества «Театральная шкатулка»

59-62

3.3. Экологический праздник ко Дню Земли «Весенний калейдоскоп»

62-68

3.4. Познавательно – игровой марафон «По странам и континентам»

68-73

3.5. Мастер – класс для родителей «Самый лучший день в году».

73-77

3.6. Мастер – класс для родителей «Ходит сон по окон…» (знакомство с колыбельными).

77-81

3.7. Интеграция разных видов детской деятельности на основе фольклора (статья из опыта работы)

81-82

3.8. Семейные творческие акции.

82-83

III.

Приложения. Перечень используемой педагогической, специальной и музыкальной литературы.

84-85

Введение

Центр развития ребёнка № 2336 начал активно разрабатывать проблему интеграции разных видов детской творческой деятельности в рамках реализации совместного проекта Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» и партнёрства с ресурсным центром «В таланты с малых лет».

Актуальность выбранного направления для нашего коллектива заключается в следующем: интеграция разных видов детской творческой деятельности позволяет поддерживать естественное стремление ребёнка к познанию окружающего мира через активное взаимодействие с ним и даёт ребёнку способы целостного и более глубокого восприятия, осознания и творческого преобразования окружающего на основе деятельностного подхода.

В философском энциклопедическом словаре дается следующее определение интеграции: «…восстановление, восполнение, сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Процессы интеграции могут иметь место как в рамках уже сложившейся системы – в этом случае они ведут к повышению уровня ее целостности и организованности, так и при возникновении новой системы из ранее несвязанных элементов. Отдельные части интеграции целого могут обладать различной степенью автономии. В ходе процессов интеграции в системе увеличивается объем и интенсивность взаимосвязей и взаимодействий между элементами, в частности надстраиваются новые уровни управления».

Современная педагогическая наука определят интеграцию, как более глубокую форму взаимосвязи и взаимопроникновения различных разделов образования детей и, как следствие, призывает охватывать интеграцией все виды детской деятельности [1]. Мы считаем, что интеграция – это одна из стержневых структур целостного качественного современного образования.

Отечественные учёные и практики (Т.С.Комарова, Я.А.Пономарёв, А.А.Мелик-Пашаев, Л.А.Парамонова, Р.М.Грановская, Ю.С.Крижанская, О.А.Куревина, М.Г.Дрезнина и др.) разработали теоретические и практические подходы к реализации интеграции в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста:

- прежде всего, это общность психических процессов, которые лежат в основе любой детской деятельности, в том числе и творческой;

- основным механизмом интеграции творческих видов детской деятельности является формирование обобщённого художественного образа мира, который может передаваться детьми через слово, движение, линию, мелодию, ритм, голос, интонацию, композицию, цветовое пятно, форму, мимику, позу и т.д. Чем большее количество рецепторов ребёнка получает информацию об объекте, чем более эмоционально наполнена эта информация, тем больше возникает ассоциативных связей, которые делают детские образы более объёмными и устойчивыми.

Получив о предмете или явлении знания из разных областей, ребенок с помощью взрослого «протягивает» цепочки ассоциативных связей и выделяет какой-то признак не сам по себе, а в системе других свойств и связей этого предмета, что является основой обобщения. Благодаря последовательному изучению разных сторон познаваемого предмета или явления с использованием основных анализаторов (ребенок видит, слышит, чувствует), он легко переориентируется с одного свойства на другое. Это утверждение полностью совпадает с мнением Н.Н. Поддъякова, который говорит о том, что «…процесс выделения существенных признаков происходит тем успешнее, чем шире ориентировка ребенка в данном предмете. Более полное и глубокое знание предметов значительно облегчает ребенку отбор нужных признаков». Творческая деятельность позволяет обобщённые образы выражать в художественной, эмоционально наполненной форме (рисунок, танец, рассказ, мелодия, роль в спектакле и т.д.).

Однако реализация интеграции в условиях современных образовательных учреждений затруднена. Проблемой для дошкольных учреждений является нехватка подготовленных кадров, недостаток образовательного пространства («нет места в режиме жизни ДОУ»), несогласованность в концептуальных подходах разных специалистов, работающих с дошкольниками, недостаток ресурсов учреждения и т.д. Поэтому педагогам разработка и внедрение интеграции в любой сфере дошкольного образования, в том числе и художественно-эстетическом кажется трудоёмким и сложным процессом.

Используя имеющиеся ресурсы учреждения, в своей экспериментально-инновационной работе мы акцентируем внимание на интеграцию творческих видов деятельности детей при непосредственной ведущей роли взрослого (педагога или родителя), как носителя социо-культурных ценностей. Ключевым звеном в процессе успешной реализации интеграции в условиях массового дошкольного учреждения мы считаем методический аспект: организацию работы всего педагогического коллектива таким образом, чтобы процесс интеграции органично встраивался в жизнедеятельность детско-взрослого сообщества, сохраняя и поддерживая целостность процесса образования.

В сфере художественно-эстетического развития детей таким звеном является организация работы педагогов разной направленности на основе единства содержательного и деятельностного пространства процесса интеграции, направленного на создание целостного обобщённого художественного образа, реализуемого в общем социально-значимом продукте (интегрированное занятие, коллективная работа, создание мини-музея в группе, спектакль для родителей или младших детей и т.д.). При правильной организации процесса интеграции сами интегрирующиеся деятельности инициируют друг друга: один вид детской деятельности становится продолжением или дополнением другого, например: при создании художественного образа «Жар-птицы» дети после прослушивания музыкальных и литературных произведений по желанию передавали полученные впечатления в хореографических миниатюрах и импровизациях, в составлении творческих рассказов. После посещения художественных музеев наши воспитанники создавали творческие работы, которые легли в основу выставки «Образ сказочной птицы в творчестве русских художников». Результатом многоплановой работы явилось коллективное творчество детей с использованием разных выразительных средств для создания образа Жар-птицы на интегрированном занятии с последующей презентацией этих работ.