Смекни!
smekni.com

Методика работы над теоретико-литературными понятиями в курсе школьной программы. Система изучения теории литературы в 5 классе (стр. 3 из 11)

Таковы в общем виде логика и принципы изучения теоретических понятий на уроках литературы.

Говоря о практическом применении предложенных методических принципов, обращаем внимание на то, что теоретические понятия должны изучаться как можно раньше. И уже программы 5-6 классов должны быть очень насыщенными теорией литературы, что создаёт возможность более глубокого проникновения в смысл художественного произведения, ведет к развитию эмоционального восприятия и умений анализа, что в значительной степени разгружает учащихся старших классов. Накопленный в средних классах опыт анализа сказывается в том, что старшеклассники уже при первоначальном чтении произведения быстрее входят в его мир, точнее воспринимают смысл и затем глубже вникают в него на стадии анализа, идут дальше в освоении основополагающих принципов литературы.

Учитывая возрастные особенности школьников, ученые-методисты предлагают выделение в каждом классе каких-то центральных понятий.

Например, в 5-м классе главные для учащихся понятия - литературный герой и сюжет, в 6-м классе - композиция, в 7-м - характер и обстоятельства, в 8-м учащиеся осваивают понятие об образности литературы, в 9-м - о типическом в литературе и т.д.

Выделение центральных понятий превращает теоретические знания в определённую систему, а не набор отдельных понятий. При таком подходе в средних классах на первом плане - изучение от­дельных произведений и основной круг понятий о содержании и форме произведения осваивается именно здесь. Но постепенно школьники подходят к пониманию общих свойств литературы.

В какой-то мере в средних классах уже создаётся представление об историческом развитии литературы. Этому служат понятия о роде и жанрах, об отличии письменной, профессиональной литературы от устного народного творчества и т.д. Так исподволь накапливаются сведения, подводящие к курсу на историко-литературной основе, формируется исторический подход к произведениям.

Освоение наиболее сложных и важных понятий проходит несколько стадий по мере развития учащихся. Сначала накапливаются наблюдения над явлением, затем дается начальное понятие и потом - развитие.

Первые сведения о литературном герое учащиеся получают в 5-м классе. Постепенно начинают они проникать в мотивы поведения героя, осознавать связь между героями и событиями ("Кавказский пленник", "Муму" ), учатся давать нравственную оценку герою и его поступкам (Герасим и барыня, Герасим и челядь).

В 6-м классе начинает складываться понимание того, что за героем стоит автор, выражающий своё отношение к изображаемому ("Дубровский"), совершенствуется умение давать нравственную оценку герою.

Семиклассники в состоянии понять взаимосвязь всех сторон личности - поступков, мыслей, чувств, поэтому им становится доступным понятие о литературном характере как индивидуальной личности, нарисованной в произведении и несущей на себе авторское отношение. Это понятие даётся при изучении повести Гоголя "Тарас Бульба".

В 8-м классе учащиеся осознают, что в литературе создаются художественные образы людей. Можно соотнести друг с другом понятия:

литературный герой, литературный характер и художественный образ. И вся система уроков в 8-м классе будет подчинена формированию понятия о художественном образе.

В 7-м и 8-м классах учащиеся узнают о том, что человек по-разному изображается в разных родах литературы; многосторонне и объёмно - в эпических произведениях; в отдельном переживании - в лирике; в поступках, столкновениях - в драме.

В старших классах образ человека предстаёт конкретно-исторически, в его связях с эпохой, мировоззрением автора и этапом литературного развития.

Несмотря на то, что содержание школьных программ по литературе изменилось, предложенная логика постижения теоретических понятий остаётся применимой и сегодня.

Актуальность рассматриваемой нами проблемы в свое время образно определил известный ученый-лингвист Н.Н. Поспелов, который предложил представить себе такого учителя, который совсем отказался от теории. "О чём он может тогда сказать учащимся?" - спрашивал автор и отвечал: -Только об единых фактах: жил Пушкин, в 28 году написал "Полтаву", там рассказано о Петре, Мазепе и Полтавской битве и т.д.

Для того, чтобы хоть как-нибудь охарактеризовать творчество Пушкина, "Полтаву", её образы, надо пустить в ход какие-то обобщающие понятия. Без них всё дело сведётся к сообщению внешних фактов биографии писателей и к "объяснительному чтению" текстов произведений. Ни о каком их понимании, ни о какой оценке речи быть не может.

Отсюда, естественно, напрашивается вывод: словесник, пренебрегающий в своём преподавании вопросами теории литературы, на самом деле ими пользуется, хотя и не систематически, непланомерно, «неосознанно».

Намечая систему изучения теории литературы в школе, методисты предлагают исходить из того, что современное литературоведение различает три круга теоретических проблем. Одни из них связаны с общими свойствами литературы, другие - со структурой художественного произведения, третьи - с закономерностями историко-литературного процесса. Также не нужно забывать об образовательно-воспитательных задачах школы, иметь в виду структуру и логику изучаемой науки и, наконец, логику и структуру учебного предмета (принцип построения программ, определяемых во многом возрастными возможностями учащихся, в частности интересом старших подростков и юношей к серьёзным мировоззренческим вопросам).

Кардинальная проблема теории литературы - эстетические отношения литературы к действительности. Специфику, роль, место литературы среди других форм общественного сознания характеризуют так называемые общие понятия. Коренные свойства литературы преломляются и модифицируются в художественных произведениях разных родов и жанров, в творческих направлениях, методах и индивидуальных стилях и получают реальное бытие, "материализуются" с помощью изобразительно-выразительных средств -словесных и "надсловесных".

Поэтому задачи эстетического воспитания и развития учащихся диктуют необходимость поставить в центр изучения литературы в школе именно общие понятия, связанные с проблемами художественного отображения жизни (художественный образ), личностного характера художественного творчества, воспитательной сущности литературы.

В свете коренных проблем теории литературы, в свете её общих понятий должны изучаться понятия "частные". Нельзя, например, говорить о психологизме творчества писателя, не обращаясь к идейно-художественной концепции произведения, к его структуре, особенностям типизации, своеобразию языка. Но изучение стилевых особенностей произведения (и формирование на этой основе определённых понятий) вне широких методологических подходов ничего, кроме классификационных сведений, не даёт. И с этим трудно не согласиться.

Но чтобы этот принцип осуществить, требуются постепенность и строгий учёт возрастных возможностей школьников. В 5-7 классах, в какой-то мере и в 8-х классах, общие понятия являются "фоновыми" : их постоянно имеет в виду учитель и лишь в ограниченной степени осознают ученики. Так, уже в 5-м классе они получают первые представления о литературе как виде искусства, о литературе и фольклоре. В 6-м классе, читая былины, а на уроках музыки знакомясь с народными песнями, музыкой А.Бородина или на уроках изобразительного искусства с исторической живописью, учащиеся накапливают и в известной степени обобщают наблюдения над особенностями различных искусств. В 8-м классе эти наблюдения и обобщения поднимаются на более высокую ступень.

Раскрывается, так или иначе, в средних классах и функциональное значение художественной литературы: её познавательные, воспитательные, коммуникативные функции и эстетическая природа.

В 5-м классе мы говорим о роли чтения и книги в жизни человека, в 6-7 - об идейно-эстетическом влиянии книги на читателя, о писателе как авторе произведения, о роли художественного творения в культурной жизни страны. И опять-таки в 8-м классе эти знания углубляются и обогащаются.

В центре внимания учеников средних классов - отдельное произведение, изучаемое, правда, с привлечением минимума историко-литературных сведений (о писателе, о времени, отражённом в произведении, и др.). Поэтому необходимо знакомство школьников с такими понятиями, как "литературный герой", "литературный характер", "тема", "идея", "композиция", "сюжет произведения", "портрет", "пейзаж", а также с изобразительно-выразительными средствами языка, основами стихосложения, некоторыми особенностями выражения авторского отношения к миру (юмор, сатира).

Понятия, связанные с историко-литературным процессом, в школе представлены значительно беднее, поскольку и сам историко-литературный процесс в средних классах вообще не изучается. Из этой категории понятий ученики знакомятся с понятиями родов и жанров литературы, а в старших - с понятиями художественного метода - классицизма, романтизма, реализма, стиля писателя. Но в средних классах работа над освоением своеобразия жанров, при всей её важности, носит всё же вспомогательный характер, а в старших вписывается в рамки овладения общими понятиями. Лишь общее представление ученики получают о классицизме и романтизме, уделяя больше внимания реализму, особенно критическому.