Смекни!
smekni.com

Методика работы над теоретико-литературными понятиями в курсе школьной программы. Система изучения теории литературы в 5 классе (стр. 4 из 11)

Как "распределить" теоретико-литературные понятия по классам?

На основании анализа опыта, многочисленных отзывов о прочитанных книгах, данных психологической литературы считаем, что главное для учащихся 5 класса - событие и поступки героя. Поэтому в плане теоретико-литературном узловыми для этого класса являются понятия "литературный герой" и "сюжет".

В 6 классе, углубляя эти понятия, нужно обратить внимание учащихся на взаимосвязь героев (главных и второстепенных), эпизодов, глав, проследить сцепление событий, выявляя функцию портрета, пейзажа, ин­терьера, т.е. обратить внимание на план и взаимодействие элементов произведения, на его композицию.

В 7 классе необходимо вводить понятие "характер". Таким образом, нужно пойти от общего представления о литературном герое к постижению его сущности, его характера. Характер рассматривается в тесной связи с обстоятельствами, в которых он формируется и проявляет себя.

Освоение этих понятий ("литературный характер" и "обстоятельства"), как свидетельствует практика, способствует не только полноценному восприятию художественного произведения, но и пробуждает интерес к идейно-эстетическим и нравственным проблемам, конфликтным ситуациям и личности героя, что отвечает потребности подростков в самоутверждении.

8 класс - класс "пограничный": в нём, с одной стороны, углубляются и обобщаются теоретико-литературные знания учащихся, полученные в предшествующие годы, с другой стороны, ведётся подготовительная работа к усвоению курса на историко-литературной основе в старших классах. Повышается в нём роль общих теоретико-литературных понятий – речь идёт об образности художественной литературы, о её отличиях от

литературы научной и от других видов искусства, о роли творческого воображения и художественного вымысла.

А так как общие свойства литературы, и прежде всего её образность, реализуются в художественных произведениях, усилия учителей в этом классе (если иметь в виду теоретико-литературный аспект) направлены на то, чтобы школьники осознали произведение как художественное единство и в свете общего понятия об образности литературы рассматривали такие компоненты произведения, как тема, идея, сюжет, композиция, характер, изобразительно-выразительные средства языка.

В старших классах общие теоретико-литературные понятия становятся объектом планомерного освоения. Например, в 10 классе -понятие типического в литературе. Понятие литературного типа (в его отношениях с понятием художественного образа).

Обращение к проблеме типического опирается, как считают литературоведы, на постановку проблемы "автор - действительность" и предполагает рассмотрение под определённым углом зрения вопроса о личностном характере художественного творчества, о способах выражения авторского сознания. Благоприятные условия для привлечения внимания школьников к вопросам личностного характера художественного творчества создаёт и программа 10 класса" (изучение биографий писателей, работа над несколькими произведениями одного автора) и характер изучаемых произведений (лирические и лиро-эпические произведения, форма повествования от первого лица) и направленность познавательных интересов учащихся.

Изобразительные средства языка необходимо рассматривать на первых этапах изучения в связи с формированием понятий "литературный герой" и "сюжет", помогающих детям целостно воспринимать художественное произведение. Разбирая, например, острые моменты сюжета сказок, говоря о героях сказок, об отношении к ним безвестных сказителей или авторов литературных сказок, обращаем внимание детей на изобразительную силу слова. Анализируя рассказы русских писателей-классиков, выясняем роль сравнений, эпитетов в обрисовке внешности человека, его переживаний.

Таким образом, компоненты произведения и отражающие их теоретико-литературные понятия выступают во взаимосвязи; школьники за произведением видят его автора, художника-творца. Работа над изобразительными средствами языка, над художественной речью продолжается и углубляется в старших классах в связи с овладением знаниями о личности автора, о типическом, о художественном методе и индивидуальном стиле писателя. От класса к классу, от темы к теме учащиеся всё больше и полнее осмысливают эстетическую природу художественного образа и общественную роль литературы.

Таким образом, в каждом классе изучается как бы комплекс теоретических проблем (понятий), организуемый центральной для этого класса общей проблемой. Выдвижение на каждом этапе обучения сформулированных выше теоретико-литературных проблем как центральных вовсе не означает их изолированного рассмотрения. Само собой понятно, что, например, с вопросом о взглядах писателя учащиеся, пусть в самой элементарной форме, не могут не столкнуться уже в 5-6 классах. Равным образом постановка в 9 классе вопроса о личности автора немыслима в изоляции от вопроса о роли художественного воображения, а значение этого последнего нельзя понять вне проблемы личности автора. Таким образом, уже познанное, обобщённое, теоретически осмысленное, продолжает жить в сознании учащихся и помогает в работе над новым материалом

Разработка системы работы над теоретическими понятиями напрямую связана ещё с одной очень важной проблемой - с определением арсенала, содержания и соотношения тех категорий, определений и понятий, которыми оперирует современная критика.

Хорошим помощником, по нашему мнению, для учителя-практика является созданная учёным-методистом В.Г. Маранцманом таблица распределения теоретических понятий с 5 по 11 классы.

В своей таблице В.Г. Маранцман объединил и во многом обновил систему теоретических понятий, предложенную в своё время Г.И.Беленьким, с учётом новых требований к урокам литературы.

Подводя итог, можно сказать, что эффективность работы по теории литературы в школе может решиться только в конкретном воплощении, в связи с анализом художественного произведения или литературно-критической статьи. Поэтому нужно говорить о взаимодействии двух систем: системы анализа художественных произведений и системы изучения теоретико-литературных понятий. В изучении литературы школьники постоянно совершают переход от образа к понятию в решении вопросов о проблематике, композиции, стиле того или иного произведения, чтобы вновь вернуться к "образной реальности" произведения, но на новом, более высоком уровне его понимания. В основе системного концептуального изучения литературы лежит именно углубление связей между непосредственным восприятием произведения, его изучением и владением системой теоретико-литературных понятий.

Вот как на практике может выглядеть работа над теоретическими понятиями, связанными с изучением сказок в 5 классе.

Беседы с пятиклассниками о том, что они знают о сказках, сразу позволит вспомнить такие понятия, как фольклор и жанры фольклора, мифы, легенды, баллады, предание.

Анализируя содержание сказки, сразу включим понятия сюжет (цепь событий), композиция (зачин, концовка), дадим характеристику героям, положительным и отрицательным, введем понятие характер. Определяя содержание сказок, будем говорить о теме, об идее (морали) и т.д.

Таким образом, целый блок основных "базовых", или "фоновых" понятий мы вводим уже на первом уроке: жанр, сюжет, композиция, тема, идея, герой, характер.

На дальнейших уроках эти понятия должны углубляться, расширяться на примере других сказок. "Фоновые" понятия будут дополняться другими: сравнение и контраст, аллегория, аллегорические образы, нравственный идеал и т.д.

На протяжении нескольких уроков должна идти планомерная работа над этим понятиями.

Свои знания школьники должны применять, анализируя самостоятельно прочитанные сказки. Например, определить вид сказки, рассказать сюжет, понаблюдать над композицией, дать характеристику героям, определить идею.

Следующая ступень в освоении понятия – создание собственной сказки или анализ сказки, не прозвучавшей на уроке. Эту работу мы проводим на занятиях под названиями «Творческий практикум» и «Творческая мастерская».

Эти уроки мы предлагаем построить в два этапа. На первом- обобщить все знания об основных законах построения и создания сказок: сказочный сюжет, сказочные герои, волшебные предметы, чудесное превращение, деление героев на положительных и отрицательных, чудесное спасение, победа добра над злом.

На втором этапе предлагаем выполнить творческие задания. Задания должны быть разноуровневыми: нарисовать иллюстрацию, оформить обложку к книге сказок, проанализировать самостоятельно прочитанную сказку, сочинить собственную сказку. Надо отметить, пятиклассники живо откликаются на предложение сочинить собственную сказку. У нас составлен целый сборник детских сказок.

Именно при таком продуманном, последовательном подходе к изучению теоретических понятий, мы считаем, можно решить проблему теоретического образования в современной школе.

И последнее, на что обращаем внимание: при любых путях изучения вопросов теории следует опираться на знания учащихся, полученные в предыдущих классах, и на "стихийные" знания, уточняя и перестраивая их и помогая школьникам подняться от элементарных эмпирических обобщений к обобщениям теоретическим.

Мы также предлагаем и отдельные методические приёмы для успешного осуществления этих задач. Это и создание проблемной ситуации на уроках, чтобы помочь учащимся включиться в процесс сотворчества. И организация самостоятельной работы школьников, требующей приложения творческих способностей. И обсуждение и решение дискуссионных вопросов, различные формы внеклассной и внешкольной работы - всё что помогает развить критическую мысль учеников, их готовность и умение проанализировать и отстаивать свои взгляды, способствует выработке идейно-эстетических позиций учащихся, действенность знаний по теории литературы.