Смекни!
smekni.com

Методика работы над теоретико-литературными понятиями в курсе школьной программы. Система изучения теории литературы в 5 классе (стр. 6 из 11)

Раздел "Литературные сказки" начинается со знакомства со сказкой Г.Х. Андерсена «Соловей». Мы считаем это очень удачным, потому что она сразу даёт возможность увидеть разницу между сказкой народной и литературной, для этого мы вспоминаем с пятиклассниками понятие "автор", "писатель", с которыми они познакомились на первом уроке, закрепляем его, наполняем содержанием; проследив содержание сказки, отмечаем разное отношение автора к героям сказок и приёмы выражения (портрет героев), что даёт возможность говорить о лиризме, о лирическом герое - авторе. Также содержание сказки поможет понять её тему, идею (борьба добра со злом, победа добра над злом благодаря мужеству, смелости, силе любви), выделение в сказке частей, последовательности событий закрепит понятия "сюжет" и композиция".

Сказка Андерсена "Соловей" даёт возможность продолжить разговор о нравственных проблемах, нашедших отражение как в народных так и литературных сказках, в частности, об истинных и мнимых ценностях. Здесь поможет учащимся понятие "аллегория", или иносказание. И мы уже будем говорить об аллегорическом содержании в целом всей сказки, о морали сказок.

Знакомство со сказками, как и другие разделы, мы предлагаем за­вершить творческой работой школьников. Для этого необходимо отвести 2-3 урока и объединить их под общим названием «Творческий практикум», «Творческая мастерская».

Цель этих уроков - помочь учащимся полученные на уроках знания реализовать в собственном творчестве.

Работа эта должна проходить в несколько этапов. Причём первый этап в скрытом виде должен присутствовать на каждом уроке. Это выполнение каких-то небольших творческих заданий. Например, сделать словесный портрет Василисы Прекрасной, нарисовать иллюстрации к понравившимся эпизодам сказок).

На II этапе необходимо систематизировать полученные знания о сказках (виды сказок, тема, идея сказки, приёмы создания волшебного, герои сказки, построение и т.д.) и всё это объединить под названием "Традиционные элементы сказок". Таким образом, мы как бы наблюдаем процесс рождения сказки. На дом школьники получают задание прочитать самостоятельно какую-нибудь сказку и проанализировать её.

Третий этап - создание учащимися сказки по пословицам или самостоятельно сочинённая сказка.

Чтением, анализом лучших детских работ, выставкой рисунков, КВНом или праздником необходимо закончить этот этап обучения.

Знакомство со сказочной повестью Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» даст возможность познакомить учащихся с жанром повести и её своеобразием (наличие нескольких героев, нескольких сюжетных линий на элементарном уровне, сказать о сочетании реальной действительности и фантастики).

Для анализа повести необходимо вспомнить с учащимися такие жанры фольклора, как легенды, предания. На уроке дополним представления о суеверии, предрассудках, суждениях, поговорим о их роли в повести Н.В.Гоголя (передают быт, обычаи, народный характер). Впервые введём понятие "диалектные слова", можно предложить учащимся составить словарик диалектных слов, используемых в повести.

Необходимо показать разницу между волшебным и фантастическим, между героями сказки и сказочной повести; развивать понятие "характер" и приёмы его раскрытия (через портрет, поступки, речь).

Повесть Н.В.Гоголя даёт возможность понаблюдать над поэтичностью языка прозы при описании украинской ночи, над художественно-изобразительными средствами (эпитетами, олицетворениями, обращениями, восклицаниями). Сравнить с поэтической речью. Развить понятие "образ автора-рассказчика", показать отношение автора к природе, к героям повести.

Показать значение и роль юмора при создании характеров, дать понятие "народная речь".

С баснями пятиклассники знакомятся в хрестоматии после сказки Андерсена "Соловей". Удачным переходным моментом к разговору о своеобразии басни как литературного жанра может служить сказка Андерсена о басне, о том, какой "гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, всё же сказать ему правду в глаза. Они давали людям взглянуть в чудесное зеркало... которое... назвали басней" и т.д.

Понятие "аллегория", с которым ребята познакомились, читая сказки, поможет им вспомнить басни, прочитанные в начальной школе, и понять их аллегорический смысл.

Знакомясь с баснями в 5-м классе, учащиеся должны получить представление о том, как строятся басни, понять, что такое мораль и какое место она может занимать в композиции басни, о героях басен, близких к народным сказкам о животных, о своеобразии языка (близость к разговорной речи), можно дать понятие "афористичность", выписать и выучить наиболее употребляемые афоризмы из басен в современном языке. Обращаем внимание на нерифмованный стих, используемый в баснях и в других жанрах фольклора.

Подготовка к инсценированию басен - это и глубокий анализ характеров героев басен. Обсуждая особенности речи, интонации, манеры, жесты, поведение героя, мы одновременно говорим о приёмах раскрытия характера.

Чтобы у школьников не сложилось представление, что басня -архаический жанр, можно познакомить с баснями С.Михалкова, найти вместе с детьми те же приёмы, понять мораль басен, затрагивающую нравственные вопросы.

Форма творческой работы, которую мы предлагаем после знакомства с баснями: это составление школьниками кроссвордов, викторин; конкурс рисунков; проведение игры "Угадайка"; конкурс инсценировок и т.д. Именно через инсценировку басен мы подойдём с пятиклассниками к пониманию особенностей сценического искусства (приёмы раскрытия характера через реплики, интонацию, жесты, мимику и т.д.), что очень пригодится, когда будем говорить о своеобразии драматургии.

§2. Работа над повестью и рассказом.

Разделы программы "Русская классика XIX века" , "Русская литература XX века" и представлены жанром рассказа и лирикой.

Все рассказы погружают читателя во внутренний мир героев, взрослых и детей, в мир их переживаний, настроений. Поэтому в центре всех рассказов - не столько событийная сторона, а нравственные проблемы. И перед учителем стоит очень сложная задача: научить детей видеть и понимать именно эти стороны произведений через их жанровое своеобразие.

Включенный в хрестоматию известный рассказ И.С.Тургенева "Муму" читается, как правило, легко, с интересом. Именно на этом рассказе лучше всего "отработать" особенности этого жанра: малая эпическая форма (небольшой по содержанию), всегда какой-нибудь случай из жизни героя, одна сюжетная линия, кратковременность событий, особенность построения и т.д.

Именно на этом рассказе можно дать понятия: экспозиция, завязка (появление собачки), кульминация (гибель Муму и переживания Герасима), развязка (возвращение в деревню).

Рассказ даёт возможность более глубоко осмыслить роль сюжета в раскрытии характера героя, особенно в этом плане обращаем внимание на концовку рассказа. Продолжаем развитие понятия "пейзаж" и его роли в раскрытии внутреннего мира героя.

Понятие "внутренний" мир героя, которое мы даём на уроках будем связывать с нравственными проблемами рассказа (нравственное превосходство Герасима над челядью барыни и самой барыней). Большую роль для понимания внутреннего мира героя играет портрет. Вообще этот

урок позволяет обобщить то многое, что уже знают пятиклассники о литературном герое и приёмах раскрытия его характера. Наблюдая портрет Герасима, выясняем роль эпитетов, сравнений, говорим о том, как они помогают показать изменения в душе героя.

Рассказ "Муму" даёт хороший материал для понимания роли второстепенных героев в литературном произведении. Например, останавливаясь на одном из них, отмечаю резкое отличие от Герасима во внешности, мыслях, поступках. Рассказ "Муму" помогает дальнейшему развитию понятия "автор", "писатель". Но теперь мы можем говорить уже о замысле писателя (через сравнение Герасима с прототипом немым Андреем), о том, какими художественными приёмами И.С.Тургенев выразил своё отношение к крепостному праву и идею рассказа. Большую роль здесь играет автобиографический момент.

Рассказ М.Пришвина «Кладовая солнца» заостряет внимание на присутствии автора, на том, что мир природы и детей мы видим его глазами. Именно на этом произведении можно показать, какую роль играет пейзаж враскрытии замысла писателя.

Рассказ В.Астафьева "Васюткино озеро" позволяет обратить внимание на такую его особенность: главное в рассказе - не сюжет, а мальчик (борьба с собственным страхом и попытка преодолеть обстоятельства, не дать судьбе сломить себя). Но помогает это увидеть именно сюжет, необычность ситуации, убедительность поступков героя. Здесь будет удачен приём так называемого замедленного чтения, чтобы получить возможность проследить все этапы путешествия и все нюансы мыслей и чувств мальчика.

История рождения этого рассказа расширит представление школьников об образе автора-рассказчика, находящегося одновременно в двух временных пластах (события далёкого детства и взгляд на эти события с высоты прожитых лет и - соответственно - оценка этих событий и собственных поступков).

На итоговых уроках после знакомства с рассказами русских или сов­ременных писателей также предлагаем провести занятия "Творческой мастерской" : систематизировать, обобщить все элементы построения рассказа, приёмы раскрытия характеров героев, способов выражения главной мысли, роли природы, своеобразия языка; дать задание самостоятельно проанализировать прочитанные рассказы (например, А.И.Куприн "Чудесный доктор", 0"Генри "Вождь краснокожих", Дж.Лондон "Сказание о Ките", Б.Житков "Механик Солерно", В.Драгунский "Девочка на шаре", "Человек с голубым лицом" и др.).