Смекни!
smekni.com

Методика работы над теоретико-литературными понятиями в курсе школьной программы. Система изучения теории литературы в 5 классе (стр. 7 из 11)

Следующим этапом работы должна стать работа над сочинением-отзывом о рассказе.

Творческую работу можно предложить разного плана: написать отзыв о самостоятельно прочитанном рассказе, написать свой первый рассказ.

Как творческую работу можно предложить пятиклассникам написать рассказ об одном из приключений Тома Сойера, используя эпизоды из книги, построить его по всем законам этого жанра (сюжет (в центре - очередное приключение), герой и раскрытие его характера через поступки, оценка рассказчиком поведения героя и его характера и т.д.).

Такая творческая работа не так уж проста, как кажется на первый взгляд.

§3. Знакомство с приключенческой литературой.

Если приключения Тома Сойера "распределить" по нескольким ученикам, то на уроке прозвучит всё содержание романа Марка Твена.

И только после этих уроков можно начинать разговор о своеобразии жанра приключенческой литературы, о главном герое, с его жизненной энергией, изобретательностью, весельем выдумок, умением найти выход из любого положения, азартом и непослушанием.

Среди нравственных проблем, пожалуй, нужно остановиться на "теме дружбы" и "теме любви", на примере рыцарского отношения к Беккй Тэтчер.

Жанровые особенности приключенческой литературы, конечно, в пол- ной мере можно показать на романе Д.Дефо "Робинзон Крузо". В ходе анализа отдельных глав или книги в целом мы должны с учениками решить вопросы: для чего нужна приключенческая литература? Что даёт она читателю? Конечно, пятиклассникам трудно понять, что эта книга - не только памятка попавшим в кораблекрушение, а дневник мыслящего человека, раздумья о судьбе человека и его требованиях к себе.

Рассказ о приключениях Робинзона Крузо на острове должен подвести учеников к мысли о том, как человек не просто уцелел, но и остался человеком.

Здесь можно использовать приём сравнения с рассказом В.Астафьева "Васюткино озеро". Сравнить сюжеты (приключения, опасные ситуации), характеры героев и как они раскрываются в борьбе за выживание, роль природы как друга, помощника человека.

В итоге учащиеся должны понять: цепь приключений героя придаёт не просто занимательность сюжету, а является художественным приёмом выражения идеи произведения.

§4. Изучение лирики.

В программе литературы для 5 класса жанр лирики представлен достаточно широко: это и стихи поэтов 19 века (А.С. Пушкин, Н.Языков, М. Ю. Лермонтов, Кольцов) и лирические стихотворения поэтов 20 века (С. Есенин, В. Маяковский).

Приведённые в хрестоматии стихотворения русских поэтов сконцентрированы, в основном, вокруг таких тем: природа России, природа и человек, мир животных. Они, как правило, легко запоминаются пятиклассниками, смысл их понятен и доступен. Задача уроков литературы - заглянуть и в мастерскую поэтического слова, понять законы поэтического искусства, попробовать свои силы в поэтическом творчестве.

Об особенностях стихотворной речи и отличии её от прозаической мы уже говорили, читая и анализируя сказку А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Именно на этих уроках ученики получили начальное понятие ритма, рифмы, слога (ударного и безударного), интонации, музыкальности, художественно-изобразительных средств (эпитета, сравнения, метафоры, олицетворения и т.д.).

На уроках по лирике мы должны расширить, углубить эти понятия, научить детей начальным навыкам анализа поэтического текста.

Что нового должны узнать учащиеся о рифме и ритме на этом этапе? Это то, что рифма и ритм - это художественный приём, при помощи которого, например, Н.М.Языков в стихотворениях "Конь" и "Буря" передаёт ощущение размаха и шири степей, бега коня, ощущение раздолья, духовного и физического богатырства - у Кольцова в стихотворениях "Косарь" и «Песня пахаря». В стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино" через ритм стихотворения передана разговорная интонация задумчивой беседы.

Понять роль и значение рифмы можно через игру, когда попробуем с детьми какую-нибудь поэтическую строку сделать прозаической, например, в стихотворении П.Вяземского "Степь".

Степь широко на просторе Степь лежит поперёк и вдоль

Поперёк и вдоль лежит, на широком просторе и, словно

Словно огненное море, огненное море, палит и дышит

Зноем пышит и палит, зноем.

Потеряв рифму, стихотворение потеряло свою музыкальность, напевность, и главное - красоту.

Иногда рифма в стихотворении как бы специально отодвигается на второй план, чтобы была видна строгая ясность звучания слов. Такой приём, например, использует И.Бунин в стихотворении "Сказка":

И снилось мне, что мы, как в сказке,

Шли вдоль пустынных берегов

Над диким синим лукоморьем,

В глухом бору, среди песков.

В этом стихотворении только две рифмы, но стих звучит.

Конечно, нужно заострить внимание на нерифмованном стихе и его роли в поэзии (желание приблизить язык стихотворений к языку фольклора, желание передать особое романтическое, былинное изображение России, особое чувство к Родине, например, у И.Никитина в стихотворении "Русь").

На этой стадии обучения уместно дать и понятие строфы как части стихотворения, объединить в единое целое содержанием, рифмой, ритмом. Это можно показать на стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино". Каждая строфа этого стихотворения рисует какую-то определённую картину, в каждой строфе выражено и определённое настроение.

Также можно на практической работе показать, что в каждой строфе рифмы расположены в определённом порядке, что даёт строфе внутреннюю законченность.

Мы уже знакомили учащихся с эпитетами и сравнениями, наблюдали их и в поэтической, и прозаической речи. На уроках по лирике 19 и 20 века расширили представление детей об этих художественно-изобразительных средствах в том, как придают они языку яркость и выразительность. Это можно показать на разнице между простым определением и определением художественным, передающим настроение автора, отношение его к тому, о чём говорит.

Наблюдения эти можно сделать, анализируя стихи С.Есенина.

Понятие "образность" должно быть и в центре разговора о сравнении. Можно вспомнить, какие сравнения в портрете Герасима, герое рассказа "Муму", помогали нам увидеть и представить его внешность:

"как могучее дерево", "как лев" и т.д.

Нужно обратить внимание учащихся, что сравнение используется не только для изображения человека.

Сравнение постоянно живёт и в разговорной речи, и в языке поэтов. Можно сказать: дорога прямая - и каждому станет ясно, что на этой до­роге нет извилин, нет поворотов. А вот Тургенев сказал: дорога прямая, как стрела.

И мы представили не только то, как она выглядит, но и то, как можно быстро и легко идти по ней. Это помогло нам понять изобрази- тельную роль сравнения.

Как правило учащиеся легко и быстро находят сравнения в стихах поэтов. Особенно благодатный для этого материал - стихи С.Есенина.

Приёмом устного рисования берёзы, "увиденной" в стихотворении "Берёза", мы говорим о роли сравнений в этом стихотворении, об отношении автора к русской природе, выраженной через сравнения.

Стихотворения С.Есенина дают богатый материал для разговора и о других художественно-изобразительных средствах: олицетворении, метафоре: "дремлет дорога", "слухают ракиты", "заря обходит". Метафору как языковое явление нужно только назвать, развивать это понятие в 5-м классе не стоит.

Наблюдение над художественно-изобразительными средствами не должно быть самоцелью, результатом его должен быть вывод о том, что яр=—кость и богатство поэтических картин, созданных поэтом-художником, свидетельствуют о том, как далеко ушёл в своём совершенствовании язык образов и сколько он ещё таит возможностей.

Уроки по поэзии обязательно должны коснуться и понятия "образ лирического героя", конечно, на доступном для пятиклассников уровне. В основном - это постижение настроения лирического героя.

Уроки по лирике необходимо соединить с уроками музыки, изо. "Вре­мена года" Чайковского, репродукции картин И.Левитана, И.Остроухова, иллюстрации Н.Ромадина и В.Романова к рассказам М.Пришвина должны быть не только иллюстрациями уроков поэзии, но, прежде всего, донести до школьников понимание того, как одно и то же состояние природы можно так точно и так тонко передать в литературном, музыкальном и живописном произведении и разными изобразительными средствами.

Какую форму можно избрать для итоговой творческой работы по лирике? Это, конечно, и уроки-концерты с чтением любимых стихов, и попытки сочинить своё собственное стихотворение.

Но интересно проходит такая форма работы, как творческая игра. Таких игр много: это и найти нужные эпитеты для стихотворного текста, и восстановление пропущенных слов, и попробовать самим сочинить акростих, и составление стихотворения по заданным рифмам (буриме). Почему именно игра? Такие игры приучают учащихся с большим интересом "вслушиваться" в звучание каждого слова, развивают чувство стиля, которое свидетельствует о высокой читательской квалификации, яркости восприятия художественного произведения.

Учебный год в 5-м классе должен завершиться или читательской конференцией, или литературным праздником.

Темы конференций могут быть разными: "Литература и фольклор", "Литература родного края", "Любимые герои сказок", "Родная природа в стихотворениях русских поэтов".

Итоговая конференция или литературный праздник должен быть смотром умений, навыков, знаний пятиклассников, но самое главное, должен показать, что ученики приобрели одну из тех необходимых квалификаций культурного человека - стали читателями со своими требованиями к автору, к произведению; что они теперь умеют выбрать и оценить книгу, отстоять в споре своё право на выбор; что они теперь способны осознать богатство или бедность собственной речи, и они знают, где получить материал для её обогащения.