УДК 882.09-93-1+82.015
ББК 83.3 (4Беи)
Ж 66
ЖИБУЛЬ Вера
ДЕТСКАЯ ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА.
Модернизм
Минск, И.П. Логвинов, 2004
Рецензенты:
д-р филол. наук, проф. кафедры русской литературы филологического факультета БГУ Ирина Степановна Скоропанова
канд. филол. наук, доцент кафедры теории и истории русской литературы Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина Элла Владимировна Чумакевич
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................................4
Глава 1. Концептуализация мира в культуре Серебряного века и поэзия для детей........................................................................................................................10
1.1 Модели мира в культуре Серебряного века........................................10
1.2 Модернистская парадигма и специфика ее воплощения в детской поэзии...........................................................................................................22
Глава 2. Символизм в детской поэзии Серебряного века..................................34
2.1 Эволюция поэтической системы символизма и детская поэзия.....34
2.2 Детская поэзия предсимволизма (творчество О. Беляевской, М. Пожаровой в журнале «Тропинка»)....................................................36
2.3 Эволюция символизма и детские стихотворения К. Бальмонта....43
2.4 «Мифопоэтический» символизм в детской поэзии...........................52
Глава 3. Постсимволистская поэзия для детей...................................................67
3.1 Детская поэзия акмеистов (синтетическое мировидение С. Городецкого, «мифогеография» Н. Гумилева)...................................69
3.2 Ребенок в художественном мироздании М. Моравской...................80
3.3 «Наивная» и игровая детская поэзия начала ХХ века (П. Потемкин, В. Князев)...................................................................................................86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................93
КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ..............................................................................96
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время к литературе Серебряного века проявляется огромный интерес, что отражается и в количестве и качестве посвященных ей исследований. Однако из поля зрения литературоведов чаще всего выпадают произведения для детей, хотя детская литература признается неотъемлемой частью литературы в целом. Современные литературоведы отмечают парадоксальное несоответствие «между подспудным влиянием, которое она <детская литература> оказывает на культуру в целом <…> и почти полным отсутствием концептуализации детской литературы, игнорированием ее социокультурных, психологических и собственно филологических аспектов со стороны ‘‘большой филологии’’» [141, с. 279]. Определенные шаги в заполнении этой лакуны уже делаются, однако детская литература остается изолированной сферой, и попытки вписать ее в контекст общелитературного процесса нередко имеют односторонний характер: они предпринимаются в основном исследователями детской литературы. Отдельные же периоды и аспекты развития детской литературы пока находятся за пределами внимания как «детских», так и «взрослых» филологов. В первую очередь это касается детской литературы Серебряного века, изученной в наименьшей степени по сравнению с более ранними произведениями, которые давно и прочно вошли в круг детского чтения, или с советской литературой, в которой сложился тип «профессионального» детского писателя. В начале ХХ века специфически детских писателей, по существу, не было: творчество, адресованное детям, почти всегда являлось «работой по совместительству» – с издательским делом, журналистикой, писательским трудом «для взрослых». Поэтому детская литература в большинстве случаев оказывается частью творчества того или иного автора, и частью, как правило, малоисследованной. Однако без нее представление о творчестве писателя будет неполным – так же, как и о своеобразии детской литературы, да и литературы этого времени в целом.
Обычно «в истории литературы для детей выделяются те же периоды и направления, что и в общем литературном процессе» [86, с. 11]. И тем не менее путь развития детской литературы специфичен, поскольку читатель у нее своеобразный: требующий особенного подхода, предъявляющий к книге свои требования, подчас совершенно не совпадающие с книжными пристрастиями взрослых. Не менее важна и функция детской литературы, которая изначально осуществлялась через фольклорные произведения, – формирование у ребенка первичного целостного образного представления о мире. Эти факторы определяют особенности литературы для детей.
Основательное изучение творчества поэтов Серебряного века началось только во второй половине ХХ столетия. История научного освоения русской детской литературы тоже сравнительно молода. Как указывает И. Арзамасцева, «первый научно-критический опыт исторических очерков детской литературы был предпринят П.В. Засодимским в 1878 году», а «первый фундаментальный труд вышел только в 1948 году – это ‘‘История русской детской литературы’’ А.П. Бабушкиной» [86, с. 6]. В этой книге была предпринята и первая попытка дать очерк детской литературы Серебряного века. Качество посвященной ей статьи снижается тенденциозно-идеологическим подходом, из-за чего многие авторы, писавшие в начале ХХ века для детей, оказались в стане классовых врагов. А.П. Бабушкина относит детское творчество К. Бальмонта, П. Соловьевой (Allegro), О. Беляевской к символизму, никак это, однако, не обосновывая. Единственный поэт, заслуживший положительную оценку исследовательницы, – А. Блок. Несмотря на идеологические перегибы и явную недостаточность глубины анализа «символистской» поэзии для детей, статья в учебнике А.П. Бабушкиной была первой попыткой вписать детскую поэзию начала ХХ века в общий литературный процесс и в историю детской литературы.
Тенденциозный классовый подход к описанию детской литературы этого периода сохранялся практически во всех пособиях советского времени. Везде отмечается упадок «буржуазно-дворянской детской литературы» [172, с. 290]. Особые же нарекания вызывают «представители декадентства», которые якобы «насаждали теорию ‘‘чистого искусства’’, проповедовали религию и мистику даже в произведениях для детей» [172, с. 293]. Писатели-модернисты обвиняются в сужении мира детских представлений, пристрастии «к ущербным, болезненным явлениям человеческой психики» [172, с. 293], индивидуализме и крайнем субъективизме. Только немногие из них удостаиваются более или менее положительных отзывов (А. Блок, К. Бальмонт, С. Городецкий).
Итак, в советское время констатировалось наличие в начале ХХ века детской литературы, обладавшей некоторыми, впрочем, почти никогда не определявшимися ясно особенностями (без достаточных оснований их могли обозначать как свойственные символизму или декадентству). Более глубоким обобщениям мешали, с одной стороны, идеологические ограничения, налагаемые на исследователей, а с другой – слабая изученность литературы Серебряного века в целом.
В новейших пособиях (прежде всего здесь следует отметить книгу И.Н. Арзамасцевой и С.А. Николаевой «Детская литература», М., 2000) учитываются работы последних лет по литературе Серебряного века, а также новые данные по теории детской литературы, однако поэзия для детей, созданная в этот период, до сих пор изучена слабо, из-за чего преуменьшается ее значение в детской литературе, а иногда и роль детских произведений – в творчестве ее авторов. Допускаются недостаточно обоснованные или слишком общие суждения. До сих пор считается, что поэтика модернизма для детской литературы непродуктивна. Изощренные поэтические эксперименты и сложные философские, религиозные и мифологические построения, характерные для модернистской поэзии, действительно в большинстве случаев слишком сложны для детей. Однако изменения в сознании, произошедшие в это время, не могли не наложить отпечатка на детские произведения.
Современные исследователи выявляют следующие важные особенности детской литературы Серебряного века:
1) особое отношение писателей к феномену детства: сам «ХХ век воспринимался как начало новой эры, как детство нового человечества» [86, с. 196]; вплоть до провозглашения детского сознания «нормой человека нового времени» [86, с. 196];
2) засилье в начале ХХ века так называемой массовой детской литературы и несколько более высокий, по сравнению с ней, художественный уровень литературы для детей, создаваемой писателями-модернистами (наиболее высоко оцениваются стихотворения Есенина, Саши Черного[1]). Доказывается, что, хотя количество «высокохудожественных творений» было незначительным, вклад писателей-модернистов в развитие детской литературы заслуживает достаточно высокой оценки: их искания «значили очень многое для расцвета детской литературы в 20 – 30-х годах нашего века, для ее обновления в 80 – 90-е годы» [86, с. 198]. Отмечаются и новые для того времени позитивные черты модернистской детской литературы: «писатели стали больше доверять маленьким читателям и писать для них произведения с глубоким подтекстом, сложные по художественному строению» [86, с. 198];
3) возвращение моды «на старинное народное искусство» [86, с. 197]; вследствие этого возросло и число адресованных детям обработок народного творчества, и влияние фольклора на литературные произведения.
Персоналии в современных учебниках расширились: отдельные статьи посвящены детской поэзии Бальмонта, Блока, Гумилева, Ремизова и других писателей; подробнее анализируются детские журналы рубежа веков.
Заслуживают внимания и вышедшие в последние годы биографические и библиографические справочники по детской литературе (например: Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели. М., 1995; Русские детские писатели начала ХХ века. М., 1997; Писатели нашего детства: 100 имен: Ч. 1 – 3, М., 1998, и др.). Одна из основных целей этих книг – помочь воспитателям и родителям сориентироваться в потоке вновь открытых имен и произведений, которые вводятся в уже сложившийся круг детского чтения. Современный этап теоретической разработки науки о детской литературе (в первую очередь о ее жанровой природе) представлен в книге И.Г. Минераловой «Детская литература» (М., 2002).