Смекни!
smekni.com

Шон Бурн (стр. 31 из 68)

Многие женщины работают потому, что им нужны деньги. В специальном выпуске журнала «Тайм» за осень 1990 г. опубликованы следующие данные: в 1988 г. две зарплаты приносили лишь на 6% больше, чем одна зарплата в 1973 году. Однако социологические исследования показывают, что многие женщины, работающие из-за экономической необходимости, не бросили бы свою работу, если бы вдруг перестали нуждаться в деньгах (Hiller & Dyehouse, 1987). Как пишет Дойл, «деньги имеют не только материальную ценность, они дают их владельцу вес в обществе и чувство собственного достоинства. Женщины открыли истину, которую мужчины знают уже давно: наше общество оценивает человека и его дела по тому, сколько он зарабатывает» (Doyle, 1983, р. 171). Короче говоря, многие женщины хотят работать (или можно сказать, что им это нужно).

У большинства людей, воспитанных в убеждении о несомненной Ценности справедливости и равноправия, явная несправедливость по отношению к женщинам вызывает чувство дискомфорта.

Многие из нас выросли с представлением, что мир честен и справедлив и что каждый получает в этой жизни то, что заслуживает, и заслуживает то, что получает. Нам необходимо верить, что это так, иначе нам придется делать что-то, бороться с несправедливостью или чувствовать вину и дискомфорт, встречаясь с неоправданной дискриминацией, поэтому мы закрываем глаза и продолжаем считать, что ничего плохого с нами не случится, если мы будем правильно вести себя. Эта концепция «такова жизнь», по выражению социального психолога М. Дж. Лернер (М. J. Lerner, 1980), часто помогает как мужчинам, так и женщинам оправдывать явное социальное неравенство, в том числе неравенство мужчин и женщин, о котором мы говорим. Эта концепция также приводит к возникновению негативных стереотипов, когда женщины рассматриваются как «слабый пол» с целью объяснить их более низкий статус и низкую оплату их труда. Такая тенденция принижать способности некой социальной группы, которую мы эксплуатируем, так чтобы эту эксплуатацию можно было рационально оправдать, давно была подмечена социальной психологией (см.: Allport, 1954). Бороться против нее опасно, так как многим людям необходимо считать, что «все в порядке, просто жизнь такова» и не надо ничего менять. В главе 4 мы увидим, что традиционное разделение ролей мужчин и женщин служит плохую службу также и мужчинам.

Резюме

Многие женщины работают и в то же время несут на себе большинство обязанностей по дому и уходу за детьми.

Работающие женщины зарабатывают только около 70% того, что получают мужчины. Рынок рабочей силы разделен «по признаку пола», и большинство видов работ выполняются преимущественно представителями одного или другого пола. Чем больше женщин в какой-либо профессиональной сфере, тем меньшие зарплаты получают занятые в ней работники.

Социологические исследования не подтверждают гипотезу «компенсирующих отличий». Эта гипотеза состоит в том, что женщины получают меньше потому, что они сами выбирают работу

с более низкой зарплатой, но зато лучше совместимую с ролью матери.

На пути женщин к традиционно «мужским», высоким по статусу и высокооплачиваемым работам поставлено множество барьеров, таких, как завышенные, несущественные для профессиональной деятельности требования к кандидатам, сексуальные преследования на рабочем месте, опыт прошлой дискриминации и принятые в обществе нормы.

Подход, основанный на концепции человеческого капитала, тоже не годится. Разницу в оплате труда мужчин и женщин нельзя непосредственно объяснить различиями в образовании, квалификации, стаже или качестве их работы.

Теория справедливости предполагает, что, когда работающие женщины сравнивают себя с мужчинами, выполняющими аналогичную работу, они видят несправедливость по отношению к себе. Но то, что в нашем обществе профессии и рабочие места в большинстве своем разделены на «мужские» и «женские», уменьшает вероятность таких сравнений и делает более сложной задачу добиться равной оплаты труда.

Большая часть наиболее престижных профессий в нашем обществе захвачена мужчинами, женщины очень слабо представлены в правительстве и на высоких постах в крупных организациях.

Женщины, пытающиеся делать карьеру, часто встречают на своем пути «стеклянный потолок». Согласно данным социологических, исследований, это происходит не оттого, что женщины не обладают качествами, необходимыми лидеру, и не оттого, что они вносят в дело меньший «человеческий капитал», чем мужчины.

Общепринятые стереотипы, предполагающие, что женщины — плохие лидеры, отчасти ответственны за существование «стеклянного потолка». Женщины реже получают назначения, способствующие быстрому продвижению по служебной лестнице, чем мужчины. Имеет значение и то, что у женщин обычно нет «покровителей», помогающих им делать карьеру.

Обязанности по отношению к дому и семье часто являются препятствием для продвижения женщин по службе, так как из-за этих обязанностей они не всегда могут позволить себе работать во внеурочные часы и ездить в командировки. Однако иногда бывает, что работодатель изначально уверен в том, что домашние и семейные обязанности женщины помешают ее работе на высоком посту, даже если на самом деле это не так.

Неработающая домохозяйка не может удовлетворить многие из своих психологических потребностей, кроме того, финансовая зависимость домохозяйки от мужа уменьшает ее влияние в семье.

Работающие женщины трудятся дома намного больше, чем их работающие мужья, что приводит к разрыву во времени отдыха.

Несмотря на то что нести двойной груз обязанностей на работе и в семье очень тяжело, работающие женщины много выигрывают от своего положения.

Многие люди, желая оправдать неравенство мужчин и женщин, используют концепцию «такова жизнь».

Глава 4. Ограничения, накладываемые традиционной мужской ролью

Почему необходимо изучать мужскую роль. Мужская гендерная роль и входящие в нее нормы. Норма успешности/статуса. Норма твердости. Норма антиженственности. Напряжение, стресс и конфликт мужской гендерной роли. Заключительные замечания. Резюме

«Мама, а почему в песне поется, что мальчишки сделаны из улиток, ракушек и зеленых лягушек, а девчонки — из сладостей, пряностей и всяческих любезностей? Они хотят сказать, что мальчикам не надо быть любезными?»

Кен, 6 лет

Читательницы вряд ли сделали для себя в предыдущей главе какие-нибудь сенсационные открытия: они и так знают, что женский труд хуже оплачивается, на женских плечах лежит большая часть работы по дому и заботы о детях и при этом женщины имеют более низкий статус по сравнению с мужчинами. Немного уязвленной может чувствовать себя мужская часть читателей. Ведь лично они не создавали ни неравенства на работе, ни социальные нормы, поддерживающие различные роли для мужчин и женщин. Признать существование такого неравенства означает согласиться более справедливо делить обязанности в домашней сфере. Но кому хочется стирать, менять подгузники, стряпать, мыть пол и пылесосить, накрывать праздничный стол, а потом делать уборку? Кто захочет, чтобы тысячи новых людей со свежими силами влились в борьбу за рабочие места, власть и карьеру? Более того, из-за перемен в гендерных ролях мужчина потеряет хорошего помощника, который раньше заботился о его питании, одежде, расписании, развлечениях и т. д. Для многих мужчин половая принадлежность — это источник очень важной части их идентичности, части, которая включает роль «добытчика» в семье и четко отделяет то, что относится к мужчинам, от того, что относится к женщинам. Из-за подобных мыслей многие мужчины сопротивляются переменам в гендерных ролях и рационализируют существование неравенства. Однако в этой главе я намерена доказать, что мужчины тоже многое теряют из-за традиционных гендерных ролей.

Почему необходимо изучать мужскую роль

Некоторые феминистки считают, что изучать ограничения, накладываемые традиционной мужской ролью, не нужно. Эти ограничения тривиальны, и обращать на них внимание — значит отвлекаться от основной проблемы: униженного положения женщин. Например, Летти Коттин Погребин (Letty Cottin Pogrebin, 1993, p. 96) писала: «Что мне не по душе, так это особый пыл, с которым в каждой женской проблеме пытаются отыскать скрытый вред, который она несет для мужчин. А еще мне непонятно, каким образом существование нескольких пострадавших среди мужчин уравновешивает в глазах общества страдания неисчислимого количества женщин». Я понимаю беспокойство г-жи Погребин, но тем не менее считаю, что подобные комментарии только подчеркивают необходимость открытого исследования ограничений, накладываемых традиционной мужской ролью. Большое влияние мужчин как группы скрывает от нас существование этих ограничений и препятствует переменам в мужской роли. К тому же взаимосвязанная природа женских и мужских ролей подразумевает, что изменения в одной из них непременно должны сопровождаться изменениями в другой. Киммель (Kimmel, 1987) указывает, что исторически установившиеся определения мужественности и женственности поддерживают ситуацию, в которой мужчины имеют над женщинами определенную власть, и чтобы изменить это положение вещей, мало сосредоточиться на женской роли, надо уделять внимание и мужской. Другая важная причина, которую мы должны понимать как матери, отцы, жены, друзья, сыновья, дочери, возлюбленные и т. д., состоит в том, что наши любимые мужчины постоянно сталкиваются с трудностями, созданными и поддерживаемыми традиционной мужской ролью.