Резюме
Часто полагают, что культурные универсалии (этики) — обычаи, встречающиеся во многих обществах по всему миру,— указывают на то, что гендерные различия имеют биологическую основу. Однако трудно сказать, вызваны ли эти подобия эволюционными факторами, или же они являются распространенным решением проблем, с которыми сталкивается все человечество.
Разделение труда на основе половой принадлежности присуще всем культурам, как присущи им гендерные стереотипы, дифференцированная социализация мальчиков и девочек и более низкий статус и меньшие властные возможности женщин по сравнению с мужчинами.
Разделение труда по половому признаку начинается в детстве. В целом отцы проводят с детьми примерно треть того времени, которое им посвящают матери. Женщины во всем мире выполняют большую часть домашних обязанностей, даже когда они работают вне дома.
Данные свидетельствуют об общекультурном подобии гендерных стереотипов. Исследование, проведенное в 25 странах, показало, что мужчин, как правило, считают более предприимчивыми, а женщин — более хозяйственными, хотя были выявлены культурные различия в том, в какой степени жители разных стран производят дифференцирование между полами по этим характеристикам. Во всех странах стереотипным являлось изображение женщин более слабыми и пассивными, чем мужчины. Страны с религиями, в которых женщины играют видную роль, отличались более положительными стереотипами женщин, чем страны, где все значимые религиозные фигуры — мужчины и религиозные обряды отправляются мужчинами.
Имеются значительные межкультурные отклонения в том, насколько решительно различные общества поддерживают традиционные гендерные роли. Однако в мире в целом женщины придерживаются более эгалитарных взглядов, чем мужчины, когда дело касается гендерно-ролевой идеологии.
Эмики (культурная специфика) особенно важны в связи с изменением гендерных ролей. Изменения могут происходить более быстрыми темпами в индивидуалистических культурах по сравнению с коллективистскими, а также в обществах, где политическая и культурная идеология ориентирована на равенство и минимальное социальное расслоение. Кроме того, путь к достижению гендерного равенства имеет свои особенности, зависящие от конкретной культуры, и факторы, которые привели к переменам в США, могут отличаться от тех, которые ведут к изменениям в других странах.
Мы не должны полагать, что какой-то культурный обычай плох лишь потому, что он отличается от наших. Однако мы не должны заходить в поддержании культурного разнообразия слишком далеко и одобрять культурные обычаи, связанные с этнической или гендерной дискриминацией.
Глава 7. Изменение гендерных ролей
Изменение установок. Изменения на производстве. Повышение совместимости работы и семьи. Производственная политика поддержки семьи. Увеличение гендерного многообразия в организациях. Перемены в доме. Почему должно измениться распределение домашних обязанностей. Домашние обязанности как случай несоответствия между установками и поведением. Справедливость и дифференциация домашних обязанностей. Изменение поведения родителей и педагогов. Изменение ложных представлений о гендере. Ложные представления о гендере. Как можно изменить эти ложные представления? Заключительные замечания. Резюме
Времена меняются. Возможно, для кого-то перемены происходят слишком стремительно, но они наступают недостаточно быстро для многих юношей и девушек, которых гендерные роли лишают возможности вести полноценный образ жизни.
Кэрол Нейджи Джеклин (Carol Nagy Jacklin), 1989
Эта завершающая глава посвящена тому, как изменились гендерные роли, какие изменения по-прежнему необходимы и как их вызвать. Главы 3 и 4 должны были показать, что традиционные гендерные роли необходимо менять.
Проблемы, связанные с женской ролью, включают в себя: низкую зарплату, низкий статус и небольшие властные возможности, а также загруженность домашними обязанностями. К ограничениям мужской роли можно отнести: лишенные содержательности отношения, недостаточную социальную поддержку и физические проблемы, вызванные переутомлением на работе и рискованным поведением. Эти ограничения указывают на то, что роли должны измениться. В этой главе мы также рассмотрим дополнительные причины необходимости изменения традиционных гендерных ролей.
Изменение установок
Один из моих любимых романов — «Женщина в конце времен» (Woman on the Edge of Time) Мардж Пирси (Marge Piercy, 1976). В нем Пирси описывает лишенное гендерных различий общество, которое будет существовать в 2137 г. В этом отдаленном будущем порою трудно определить, мужчинами или женщинами являются индивиды. Их речь гендерно нейтральна: слова «она» и «он» вышли из употребления. Царит полная индивидуальная свобода: люди выбирают работу и увлечения исходя из собственных талантов, независимо от своей половой принадлежности. Женщины и мужчины воспитывают детей на равных основах, причем «матерями» именуют и тех и других. Доминирующими ценностями футуристического общества Пирси являются любовь, нежность, независимость, сила и общность, которые считаются не мужскими или женскими, а общечеловеческими ценностями.
Мы очень далеки от такого будущего, но многое свидетельствует о том, что ситуация меняется в сторону гендерного равенства. Вы можете легко это почувствовать, поговорив со своими родителями или их родителями. В исследовании Оскамп (Oskamp, 1991) были прослежены тенденции в гендерно-ролевых установках, имевшие место на протяжении 50-летнего периода. По данным опросов Гэллапа, проведенных с 1937 по 1987 г., выяснилось, что только 33% людей, опрошенных в 1937 г., согласились с утверждением, что, если бы их партия выдвинула кандидатом в президенты женщину, они бы за нее проголосовали на выборах. В 1987 г. согласие с этим утверждением выразили 82%. В 1988 г. общественная поддержка Поправки о равных правах, гласящей, что «ни Соединенные Штаты, ни один штат не могут отрицать или ограничивать в законе равенство прав по признаку пола», возросла до рекордных 73% по сравнению с 57% в 1976 г. В исследовании Оскамп (1991) также замечено, что за последние 20 лет появились свидетельства об увеличении поддержки женского движения. В 1985 г. 73% женщин и 69% мужчин сказали, что они поддерживают «усилия по упрочению и изменению статуса женщин в обществе», в сравнении с 40% женщин и 44% мужчин в 1970 г. Опрос Гэллапа, проведенный в 1993 г. и опубликованный в «Ежемесячнике опроса Гэллапа» (The Gallup Poll Monthly), также показал, насколько большие изменения произошли в установках, на основании чего был сделан вывод, что многие американцы являются сторонниками изменений в гендерных ролях. В 1975 г. 48% опрошенных заявили, что женщины не имеют равных с мужчинами трудовых возможностей; в 1993 г. это количество возросло до 60%. В 1975 г. 68% опрошенных одобрили то, что женщины работают, даже когда у них есть мужья, способные их экономически поддерживать; в 1993 г. эта цифра выросла до 86%. 99% опрошенных в 1993 г. согласились, что женщинам должны платить ту же зарплату, что и мужчинам, когда они выполняют аналогичную работу.
Все это свидетельствует об изменениях в установках, но мы знаем, что установки являются несовершенными предсказателями поведения. А изменилось ли поведение? В какой-то степени да. Все большее число женщин занимаются управленческой деятельностью и выполняют другие виды работ, в которых доминируют мужчины, а разрыв в зарплате между мужчинами и женщинами за последние 10 лет несколько сократился. В США большее, чем когда-либо ранее, количество женщин занимают выборные политические должности. Мужчины стали выполнять чуть больший объем работ по дому, и многие проводят больше времени со своими детьми, чем это делали их отцы. Однако из информации, представленной в предыдущих главах, видно, что нам предстоит еще очень долгий путь. В следующем разделе будут обсуждаться конкретные области, в которых необходимы изменения, и то, как можно им способствовать.
Изменения на производстве
Повышение совместимости работы и семьи
На поведение людей влияет структура и нормы среды, которая их окружает, а также их личные установки. Например, в главе 3 мы упомянули, что женщины могут стремиться зарабатывать, а мужчины — оставаться дома с детьми, но из-за низкой оплаты труда женщин этот вариант может быть экономически неосуществимым. В настоящее время структура производства препятствует изменению гендерных ролей. Производственные организации по-прежнему структурированы так, как если бы работники имели дома жену, несущую полную ответственность за семейную жизнь (Biernat & Wortman, 1991). Пауэлл (Powell, 1990) пишет, что нам необходимо отказаться от модели успешной профессиональной карьеры, предполагающей непрерывное продвижение вверх по служебной лестнице, и перестать рассматривать любую просьбу о предоставлении отпуска по семейным обстоятельствам, будь то со стороны женщины или мужчины, как свидетельство отсутствия преданности своей работе. И мужчины и женщины должны иметь возможность оставлять на время «беговую дорожку» в организации, чтобы вернуться на нее позже.
Производственная политика поддержки семьи
Согласно Плеку (Pleck, 1993), тремя наиболее значимыми направлениями производственной политики поддержки семьи являются: поддержка мероприятий по присмотру за детьми, гибкие графики работы и отпуск по уходу за ребенком. Поддержка мероприятий по присмотру за детьми включает в себя: организацию яслей и детских садов на производстве, приобретение или субсидирование яслей и детских садов, предоставление информации и создание справочных служб и программ, которые позволяют работникам оплачивать уход за детьми из дохода до вычета из него налогов. Было установлено, что гибкие рабочие графики, которые позволяют работникам начинать и заканчивать трудовой день в удобное для них время, при условии отработки требуемого количества часов, увеличивают время, которое родители могут потратить на своих детей (Pleck, 1993). Окин (Okin, 1989) предполагает, что оба родителя должны иметь право на более гибкие рабочие часы («гибкое время») без того, чтобы страдала их профессиональная карьера, в течение первых 7 лет жизни ребенка. Наконец, отпуск по уходу за ребенком позволяет родителям прервать работу в период рождения ребенка. Политика предоставления отпусков по уходу за ребенком варьирует в широких пределах как в отношении продолжительности времени, которое родителям позволяют отсутствовать на работе, так и того, оплачивается или нет это время. К сожалению, политика поддержки семьи, в частности поддержка мероприятий по присмотру за детьми и гибких рабочих графиков, в большинстве организаций в настоящий момент является скорее исключением, чем правилом.